Что происходит с Конституцией?

Всех удивляет спешка, с какой стараются протолкнуть поправки в конституцию. Но спешка очевидна. Партия «Единая Россия» располагает конституционным большинством в Государственной думе и имеет возможность изменить Конституцию РФ, так почему бы и не воспользоваться? Но во фракции «ЕР» в Государственной думе не все гладко. Мне кажется, многие депутаты не согласны с политикой правительства, с принимаемыми законами, а особенно с пенсионной реформой. Судя по тому, как часто меняется состав политсовета партии, можно с уверенностью сказать, что партия ищет пути укрепления единства рядов, но это плохо получается. Среди депутатов Государственной думы от «Единой России» больше половины одномандатников – состоятельных людей, которые не привыкли подчиняться партийному руководству, но вынуждены, потому что являются членами фракции. Изменить законодательство и сделать выборы депутатов ГД только по одномандатным округам опасно, эти округа достанутся либо оппозиционным депутатам, либо независимым. Руководители партии «Единая Россия» хорошо представляют, что после повышения пенсионного возраста за них голосовать не будут даже члены своей партии. Таким образом, конституционного большинства у «ЕР» уже может и не быть, так что надо пользоваться моментом. До выборов депутатов Государственной думы осталось полтора года, а это не так много, вот и приходится спешить! 
Вот это и есть главная причина скоропалительности «поправок» в Конституции. Даже если на следующих выборах оппозиционные силы наберут большинство в Думе, ничего изменить они уже не смогут – вся власть будет принадлежать только президенту и только ему!!!
Вот почему сразу после ежегодного Послания президента В. Путина в Думе неожиданно появились поправки в Конституцию РФ, что вызвало много предположений и догадок. Интернет запестрел самыми смелыми подозрениями и неспроста! За вполне очевидными, но в общем-то безобидными поправками кроется очень непростой вопрос для всего государства Российского! Но порассуждаем по порядку.
Все начинается с мелочей. Поправки предлагают президента, председателя правительства и высших чиновников ограничить в части наличия двойного гражданства. Странно! 30 лет было можно иметь двойное гражданство, а теперь нельзя! Но что это дает? Российские чиновники имеют не только двойное гражданство, у них импортные жены, дома в Майами, деньги на Кипре, а дети в «Лондонах» и «Парижах»! А руководят они, как ни странно, при этом Россией? И законы пишут для нее, по которым сами жить не будут. Поистине странная поправка! Уж если поправлять, так сполна, пусть все чиновники, начиная с президента страны, живут в России вместе с семьями, домами, деньгами и по придуманным ими законам, тогда, может быть, просветление ума наступит быстрее. Потому что поправка о том, что размер минимальной оплаты труда не должен быть меньше прожиточного минимума – это кощунство, оскорбление народа-победителя.
Российский прожиточный минимум в два раза меньше, чем в Германии и в 3 раза меньше, чем в Великобритании, и вот на этот концлагерный паек хотят посадить 20 миллионов граждан России, да еще под аплодисменты партии «Единая Россия». А когда же российские люди будут жить по максимуму? 30 лет на минимуме, конца этому не видно, и теперь хотят этот минимум закрепить в конституции, да еще чтобы народ за это «счастье» проголосовал!
Не менее одиозное изменение положения конституции о верховенстве международного права. Принята поправка в статью 89 Конституции РФ, в которой говорится, что если решения межгосударственных органов, принятые на основании международных договоров, противоречат Конституции РФ, то они не подлежат исполнению. Все вроде бы правильно! Но оставляют неизменной статью 15 Конституции РФ, в которой говорится: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом РФ, то применяются правила международного договора». Это случайно или умышленно?
И уж совсем не случайно изменен статус президента России. Как указывается в поправке, президентом может быть гражданин России, проживающий в России не менее 25 лет и не имевший гражданства иностранного государства. Представьте себе 50-летнего гражданина, который прожил 25 лет в России и никогда не жил за границей, тогда где же он жил еще 25 лет? Вопрос? А ведь это конституция – Основной закон страны!
Исправлен срок службы президента! Если раньше он не мог царствовать больше двух сроков подряд, то теперь просто не больше двух сроков! Вроде бы хорошо, за два срока полностью разрушить страну невозможно, но беда в том, что эта норма начинает действовать с принятия этих поправок, а закон, как известно, обратной силы не имеет, следовательно, действующий президент сможет избираться еще на два срока!
Президент назначает председателя правительства, которого утверждает Дума по предложению президента, и он же освобождает его от должности. А зачем тогда утверждение Государственной думой? Назначай и освобождай сам. И это называется повышением авторитета и значимости Думы?!
Для повышения авторитета всего Федерального собрания РФ внесена и другая норма, наверное, на случай, если Государственной думой завладеет оппозиция!
Чтобы устранить возможность принятия законов, ущемляющих права воров и коррупционеров, в Конституцию РФ вводится норма, отменяющая преодоление Федеральным собранием РФ вето президента. Если раньше отказ президента подписать закон преодолевался голосованием двух третей членов Совета Федерации РФ и депутатов Государственной думы РФ и президент РФ обязан был подписать закон, то теперь это заменяется другой процедурой. После одобрения закона двумя третями голосов депутатов и членов Совета Федерации РФ президент РФ может отправить законопроект в Конституционный суд. Если Конституционный суд даст заключение, что закон не соответствует конституции, то президент РФ возвращает законопроект без подписания в Думу.
Все вроде бы нормально, если бы не одно «НО»! Судей Конституционного суда назначает и освобождает от должности президент РФ. В этом случае никаких «осечек» не будет, суд решит так, как надо президенту, иначе… Кстати, президент назначает и других судей и прокуроров, так что вся правоохранительная, судебная власть ходит под ним!
Фактически это обстоятельство делает законодательную ветвь власти лишь представительной, законы может принимать президент с Конституционным судом, который он же и назначает.
Таким образом, президент согласно новой Конституции РФ будет хозяином всех властей: исполнительной, законодательной и судебной, хотя по Конституции провозглашено разделение этих властей.
Как всё сплетено! Полномочия у всех ветвей власти вроде бы остаются, но если руководители этих органов власти назначаются и смещаются президентом, а законодательная власть подменяется правами президента и Конституционного суда из 12 человек, то фактически президент Российской Федерации становится носителем абсолютной власти: исполнительной, законодательной и судебной!
Куда Россию заведет принцип абсолютизма, можно только предполагать. Но деспотические режимы никогда счастья народу не приносили! Слава богу, жили они недолго!
Плохо то, что живем мы по принципу, указанному великим русским поэтом: «А наш удел катиться дальше, вниз!»
Несколько десятилетий назад СССР в мире занимал первые и вторые места. В объеме мирового ВВП СССР обладал 22%, Россия спустя 10 лет, в 2000 году, стала занимать 2,1%, в 2019 году – 1,9%. Вот это успехи! Из 150 стран мира по уровню экономического развития (объему ВВП) Россия занимает 11-е место, по сопоставимому уровню реальных доходов и реальной заработной платы – 66-е место, по индексу социального развития ООН – 60-е место, по уровню жизни пенсионеров – 43-е место, по обеспечению комфортным жильем – примерно 80-е место, по ожидаемой продолжительности жизни – 103-е место, по качеству здравоохранения – 95-е место, по качеству и уровню образования у России 32-е место в мире. На таком дне Россия не была даже в годы царского самодержавия!
Все последние 20 лет наша страна по своему экономическому и социальному развитию катилась в обратном направлении. Сегодня обещания втиснуть Россию в пятерку развитых стран – это несбыточная мечта. Это значит, страну за 3 года надо втиснуть туда, где она была 30 лет тому назад. Но чудес не бывает, и та компания, которая вела все эти годы страну в обратном направлении, не способна повернуть в сторону развития. Когда мозги заточены на воровство и разграбление, результатом всегда будет только опустошение. 

Н.В. АРЕФЬЕВ,
первый заместитель председателя комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, секретарь ЦК КПРФ

 

Междусобойчик

Господа, вот уже почти месяц вы вносите свои предложения в Конституцию РФ. Вносите и сами же обсуждаете. Получается некий междусобойчик. Потом вы собираетесь то, что вы напридумываете, вынести на «всенародное голосование». Правда, и сами пока не знаете, что это такое и как его провести. Но, уверен, придумаете. Я пытался найти в интернете сайт рабочей группы или хотя бы электронный адрес, чтобы внести свое предложение. Мне это не удалось. Я понял, что мнения и предложения простых россиян вам до фонаря. Поэтому вношу свое предложение посредством интернета. Отправлю это письмо и в СМИ, правда, надежды на них никакой.
В 2002 году партия «Единая Россия» в своем манифесте обещала, что с 2005 года каждый гражданин России будет получать свою долю от использования природных богатств России. Прошло 15 лет, но эту долю получают олигархи, чиновники всех уровней, одним словом, властелины России, так называемая «новая элита». Россияне же считают свои копейки, чтобы выжить. «Единая Россия» постоянно блокирует принятие соответствующего закона.
Сейчас самое удобное время единороссам, к которым относится большинство из вас, выполнить свое обещание и записать право каждого россиянина на свою долю от использования природных богатств в Конституцию РФ. Формулировка может быть примерно следующая: «Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на получение своей доли доходов от использования национальных богатств. Порядок расчета и выдачи этой доли определяется Федеральным законом». При введении в Конституцию РФ такой статьи просто отпадет необходимость записывать в ней такие мелочи, как индексация пенсий или размер МРОТ.
Надеюсь, мое предложение будет вами хотя бы обсуждено.

Алексей ТОЛКАЧЕВ

 

Погасили оптимизм

В последнее время СМИ активно обсуждают инициированные президентом в своем Послании изменения в Конституцию РФ. С первых минут по окончании трансляции Послания в эфире появились восторженные комментарии высокопоставленных чиновников о том, что в стране грядут «революционные» перемены по улучшению благосостояния «простых граждан». Вспоминая свои ощущения от просмотра трансляции Послания, могу сказать, что у меня таких восторженных чувств не было. Более того, последовавшие перестановки в правительстве РФ и вовсе погасили возникший оптимизм. Меня, как любого пенсионера страны, интересуют прежде всего социальные вопросы. А в «новом» правительстве так называемым социальным блоком будет руководить тот же человек, который не раз отмечался своими высказываниями о том, что бедственное положение пенсионеров в нашей стране – это придуманный миф. 
Мне трудно обсуждать деловые качества членов правительства. Я очень хочу верить, что все они – высококлассные специалисты, каковыми нам их представили. Но, к сожалению, волна негативных высказываний о пенсионерах и малоимущих гражданах покатилась по стране. Разного рода чиновники то и дело называют нас «нахлебниками» и советуют питаться «макарошками». Эти высокопоставленные государственные служащие даже не осознают, насколько глубоко они оскорбляют миллионы россиян. При этом никто из них не понес наказания. На мой взгляд, это говорит лишь о том, что эти самые чиновники абсолютно оторваны от реальной жизни большинства граждан страны. Они никогда не смогут понять, как можно жить на пенсию 10–12 или даже 15 000 рублей, поскольку их личные доходы и доходы их домочадцев и близко несопоставимы с этими цифрами.
В цивилизованной стране, коей является и моя страна, не должно быть управленцев, столь пренебрежительно высказывающихся о своих гражданах. Ведь задача власти состоит не в том, чтобы попрекать граждан за их бедность, а в том, чтобы бедных в стране не было вовсе. Об этом постоянно твердит президент. Думаю, что пока все до единого управленца не осознают это, мы никогда не избавимся от такого позорного понятия как «жить за чертой бедности».
Мне трудно судить о том, насколько улучшит мое личное благосостояние предложение о закреплении в конституции обязательности индексации пенсий. Возможно, и необходимо закрепить это в Основном законе. Но ведь индексация и так обязательна по законодательству. А если этот закон не выполняется кем-то, то какова же тогда роль надзорных органов, депутатов всех уровней, призванных стоять на страже интересов граждан?
Ведь чиновники упорно привязывают жизнь большинства граждан к прожиточному минимуму и потребительской корзине. Само понятие «прожиточный минимум», на мой взгляд, звучит унизительно для нашей страны с ее несметными природными богатствами, которые являются достоянием народа только в телевизионной рекламе. Поэтому логичнее было бы закрепить в конституции положение о минимальном размере пенсии хотя бы не менее двух размеров прожиточного минимума.
Также упорно чиновники отказываются хоть как-то ограничить свои доходы или ввести прогрессивное налогообложение доходов физических лиц. Расхожее мнение о том, что если снизить зарплаты чиновников, то все они тут же разбегутся, займутся бизнесом, и страной некому будет управлять, – это от лукавого. Тем более бизнес у них у всех и так есть, только занимаются этим бизнесом якобы домочадцы. Да и умных и талантливых людей, способных прийти на смену разбежавшимся, у нас в стране, слава богу, всегда было достаточно.
Согласен, и на 15 000 пенсии можно как-то прожить. Мы и живем, слава богу. Хотя это и не так просто при постоянно растущих тарифах ЖКХ, ценах на энергоносители, на товары первой необходимости, на лекарства и введении новых выплат (на мусор). И любая непредвиденная затрата, связанная, к примеру, с болезнью, ставит любую семью пенсионеров в затруднительное положение, поскольку наша бесплатная медицина стоит невероятно дорого. (А с возрастом, к сожалению, все чаще приходится обращаться за медицинской помощью.) Поэтому большинство пенсионеров в силу своих возможностей вынуждены трудиться. И это в значительной степени вынужденная мера, а не прихоть. 
А для нас, сельских жителей, большим подспорьем является подсобное хозяйство. Но многие уже вынуждены отказываться от ведения ЛПХ, поскольку это дело тоже не из дешевых. А вместо того, чтобы всячески поощрять и поддерживать сельчан, правительство разрабатывает механизмы легализации личных подсобных хозяйств и введения на селе налога на самозанятых. 
Создаются другие препятствия для владельцев ЛПХ. К примеру, нас, жителей поселения Украинка Большечерниговского района Самарской области, лишили земельных паев. Причем представители власти давно уже официально признали, что сделано это было путем введения людей в заблуждение. К примеру, 15 октября 2015 года состоялось заседание комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Самарской губернской думы под председательством Галины Светкиной. В работе приняли участие первый заместитель председателя Думы Валерий Троян, заместители председателя комитета Гумар Валитов и Николай Сомов, депутат Виталий Коротких. Присутствовал на этом заседании и я. Одним из вопросов данного заседания было рассмотрение нашего обращения в губернскую думу с просьбой помочь нам вернуть наши паи или компенсировать их. 
Галина Светкина в своем вступительном слове заявила: «На практике оказалось, что из-за действий недобропорядочных управленцев граждане лишились права собственности на земельные доли, которые государство предоставило им в процессе реорганизации бывших колхозов и совхозов. При этом у граждан, которые в большинстве своем относятся к малообеспеченным группам населения, начало складываться мнение, что государство в лице местных чиновников в очередной раз обмануло граждан, что приводит к росту социальной напряженности в соответствующих муниципальных районах». 
Прошло уже почти 5 лет, но мы до сих пор продолжаем безуспешно обивать пороги официальных органов, поскольку чиновникам трудно понять, что значат для нас эти земельные паи. 
Исходя из изложенного, если бы у меня была возможность внести изменения в Конституцию РФ, я также предложил бы привязать и доходы чиновников к прожиточному минимуму. Понимаю, что чиновник высшего уровня не должен получать зарплату на уровне средней пенсии, но ограничить ее в совокупности, к примеру, 10 размерами прожиточного минимума было бы справедливо. Тогда и нужды простых граждан им были бы ближе, и любой чиновник был бы кровно заинтересован в росте уровня доходов населения. 

Х.А. ШУГАИПОВ,
член общественного совета 
при администрации 
Большечерниговского района
Самарская обл.

Другие материалы номера