Что происходит с Конституцией?

В работе форума приняли участие руководители Центрального комитета партии, руководители региональных отделений, депутаты различных уровней, представители научного сообщества, СМИ и общественные деятели. 
Перед участниками круглого стола выступил Председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов, член ЦИК РФ Е.И. Колюшин, экс-губернатор Иркутской области, первый секретарь Иркутского обкома КПРФ С.Г. Левченко и другие. Публикуем некоторые выступления из прозвучавших на встрече.

Сергей ЛЕВЧЕНКО:
Мы нацелились на референдум

– Уважаемые товарищи, вы все прекрасно видели, ощущали, что все последние годы власть занималась тем, что консервировала сложившееся положение дел. Это и несменяемость конституции, и несменяемость правительства, и пересаживание конкретных персоналий по кругу из одного кресла в другое, и многое, многое другое. И власть уловила, что в обществе назрела потребность перемен. И сегодня ситуация стронулась. Мы прекрасно понимаем, что желания инициаторов поправок в Конституции очень резко отличаются от того, какие изменения хочет принять общество.
Что касается партийной организации Иркутской области, мы не питаем иллюзий, что инициаторы поправок это делали для того, чтобы послушать народ, в том числе Коммунистическую партию, и внести те поправки, которые мы им предлагаем. Но есть и положительное в этом плане. Мы все видим, что мы имеем возможность сегодня вывести обсуждения конституции, Основного закона, за рамки обсуждения в пределах чиновничества, в пределах подведомственных общественных организаций и структур. То есть мы имеем возможность обратиться к народу для того, чтобы люди сформулировали свои требования.
И мы приняли решение провести народный референдум в Иркутской области. Вы видите, что, несмотря на то, что процесс изменения конституции, в том числе 1-й, 2-й и 9-й статей, предполагает только референдум, а очень многие предложения, которые выдвинули инициаторы, органично входят именно в эти три статьи конституции, их неестественно засунули в другие.
Но власти боятся референдума. Боятся, потому что нужно, чтобы 50% людей пришли, а даже на президентские выборы, где «раскачивают» достаточно долго, 50% во многих случаях фактически не приходят. А как же все-таки будет проходить всенародное голосование? Честно говоря, я не представляю. Я понял только одно – что сделают так, чтобы нельзя было контролировать; что нельзя будет сделать должные выводы всем, кто в этом участвует: сколько проголосовали, как проголосовали? Потому что способы электронного голосования, досрочного голосования на сегодняшний день абсолютно неконтролируемы. Поэтому в тот референдум, который мы уже начали проводить, мы включили всего лишь пять вопросов. Это – об общенародной собственности на стратегические отрасли и природные ресурсы; это и, естественно, долго уже обсуждающийся пенсионный возраст: 55 лет – для женщин и 60 – для мужчин; бесплатное высшее образование и так далее.
Мы бы, конечно, могли множество вопросов включить, потому что очень много проблем накопилось. И еще надо твердо верить в то, что включение их в конституцию сразу серьезно изменит политическую жизнь в стране. Мы не питаем иллюзий, что, если включить эти вопросы в конституцию, то сразу сегодняшний правящий режим начнет прилежно выполнять ее требования. Мы понимаем, что и сегодняшняя конституция, насквозь декларативная, тоже не выполняется.
Но мы уверены, что на нашем народном референдуме будет не менее 100 тысяч человек, и я уверен, что такую цифру можно было бы поставить и во многих других регионах. Это будет реальное голосование людей, которые придут по доброй воле, потому что их никто не заставляет, они реально будут голосовать и оставлять сведения о себе. Это, еще раз повторяю, способ вынести на более широкое голосование предложения, которые есть у нашей партии. Я думаю, что вот этот процесс сдвижки, процесс изменений, которые вынуждена была запустить власть, продолжится. А то, как продолжится, будет зависеть в том числе и от нас. 

Евгений КОЛЮШИН:
Схема голосования — не в пользу народа

– Уважаемые товарищи, процедура принятия поправки – достаточно сложная: кроме Федерального собрания в ней будет участвовать и народ. Это называется общероссийское гоолосование. Процедура специально придумана для того, чтобы отмежеваться и от выборов, и от референдума. Сама процедура будет в общих контурах закреплена в законе о поправке в Конституцию. Там есть вторая статья, которая сейчас из нескольких строк состоит, просто называется «Общероссийское голосование». Предполагается, что эта статья будет очень сильно расширена во втором чтении, и там будут обозначены контуры этого голосования. По всей вероятности, по той информации, которой я располагаю, там будут только принципы указаны этого голосования, еще какие-то вещи – например, что решение принимается большинством от пришедших и сказавших «за». Все остальное будет поручено Центральной избирательной комиссии.
Это не значит, что я с этим согласен, но я рассказываю о том сценарии, который будет. Что-то зависит от депутатов – что они примут во втором чтении. Дальше будет процедура такая: в отличие от выборов и референдумов, не будет агитационного периода, не будет никаких агитационных фондов, избирательные комиссиии де-юре будут заниматься информированием о вопросе, вынесенном на референдум, фактически это будет агитация за одобрение этого закона, который уже должен пройти обе палаты парламента и 2/3 законодательных органов. В этом есть плюсы и в этом есть минусы. Я думаю, что партии надо использовать это мероприятие для того, чтобы продвигать свои поправки.
Хотя Клишас и сказал, что все это будет копировать закон о выборах президента, на самом деле это далеко не так. Наблюдение, которое будет осуществляться: предполагается, что партии не будут иметь права выдвигать наблюдателей, если это пройдет через Госдуму. Считается, что субъектами этой деятельности после того, как законодательные органы всё это примут, являются только президент и народ. От имени народа будут выступать Общественные палаты – федеральные и региональные. Партии могут предложить своих кандидатов Общественным палатам.
На политическом уровне дана установка – от партий, тем более парламентских партий, брать всех кандидатов. Посмотрим, что из этого будет. Что касается прав наблюдателей, то это тоже большой вопрос, поскольку ни избирательное законодательство, ни законодательство о референдуме здесь применяться не может. Журналисты будут делиться на аккредитованных и неаккредитованных, от этого будут завсеть их права на избирательном участке. Не будут избиратели в этом процессе участвовать: не избиратели, а «лица, принимающие участие в голосовании». От слова «избиратель» тоже юридически будут уходить. Бюллетень, по всей вероятности (на 99%), не будет иметь клеящейся марки, будут другие способы защиты – тангерная сетка и, по всей вероятности, 2–3 подписи членов комиссии. В бюллетени для голосования будет вынесен вопрос примерно такой: поддерживаете ли вы вот этот закон, который Законодательные собрания уже примут к тому времени, о поправке в Конституцию? За или против?
День голосования будет назначен, по всей вероятности, вот в этом законе, который законодатель примет, хотя не исключается и вариант того, что президент назначит, но вероятнее всего, все-таки в законе будет. Крутится дата 22 апреля. В любом случае, это будний день, который объявят выходным, но три дня перед этим днем – то есть если это среда, то в воскресенье, в понедельник и во вторник любой человек может проголосовать на том избирательном участке, на котором он находится в списках избирателей. Кроме того, будет использована система мобильного избирателя – но это надо заранее, не менее чем за три дня до дня, который будет назначен для голосования, подать заявление, и можно проголосовать в любой точке страны. Из одних списков вычеркивается, в другие включается человек. Будет дано право избирательным комиссиям объявлять территории отдаленными, не так, как сейчас по закону это все делается, а на отдаленных территориях голосование будет, как минимум, в течение 10 дней до этого дня голосования. То есть будут приниматься все меры для того, чтобы поднять явку всеми способами.
Протоколы об итогах голосования будут иметь 6 строк. Там будет число участников голосования на момент завершения, число проголосовавших, число действительных бюллетеней, число недействительных бюллетеней, число «за» и число «против». Если 59% от числа проголосовавших одобряют закон, то, как сказал президент, он будет подписывать.
Будет указано, что голосование недействительно, если невозможно с достоверностью определить результаты волеизъявления голосующих. Это очень резиновая формула. Обжалование – в вышестоящие комиссии, вплоть до Центризбиркома, или в суд. Но в отличие от выборов, глава 24 Кодекса административного судопроизводства, которое регламентирует судопроизводство по избирательным спорам, применяться не будет.
Будет применяться 22-я глава КАСа, которая позволяет обжаловать неправомерные действия органов государственных и муниципальных и должностных лиц. Принципиально это другие совершенно сроки рассмотрения. По 22 главе срок рассмотрения – месяц, если это не касается, скажем, публичных мероприятий, отказа в проведении публичных мероприятий, там срок рассмотрения – 10 дней.
В целом надо сказать, что, конечно, перед партией стоит тяжелая задача: с одной стороны, с Конституции сейчас снят штамп неприкосновенности – до настоящего времени преобладающим был тезис о том, что Конституция имеет большой потенциал и менять ее не надо. Так, какие-то сроки полномочий депутатов изменили, Арбитражный суд ликвидировали – это особо людей не цепляло.
Сейчас очень большие изменения в Конституции, которые дают возможность и право дальше бороться за то, чтобы действительно новую редакцию Конституции в дальнейшем принимать. И второе: эти изменения все-таки противоречат, строго говоря, духу Конституции. Конституция либеральная, а изменения в большей массе – антилиберальные. Это касается не только социального блока, это касается и полномочий правительства. Если посмотреть на нашу Конституцию, то правительство только деньгами должно заниматься. Конституционный закон о правительтстве поправил эту ситуацию, сейчас, судя по поправкам, будет наполняться еще и другими функциями: хозяйственными, экономическими. Вот такая ситуация, поэтому надо, конечно, определять позицию партии по вопросу об отношении к этой Конституции. Я думаю, все-таки, наверное, больше позитивного в этих изменениях, чем негативного. А дальше – бороться за те 15 положений, которые провозгласил Геннадий Андреевич Зюганов.
Но особо хочу обратить внимание: работа над поправками к Конститции иногда мне напоминает нашу очень большую работу с молодыми спортсменами. Было время, когда нас с Мельниковым убеждали, что бессмысленно создавать спортивный клуб при КПРФ – во-первых, вы не потянете, во-вторых, это невозможно, в-третьих – с кем вы будете соревноваться? Так вот у нас сейчас 100 команд по мини-футболу, мы чемпионы.

Владислав ЕГОРОВ: 
С опорой 
на гражданские 
законодательные инициативы

Говорить об актуальности и значимости предложенных Компартией поправок сегодня, наверное, излишне: говорилось уже много – это, что называется, материально-содержательная часть нашей агитационной кампании, но не менее важна и форма, в которой это обсуждение проводится, и форма, которую Компартия сегодня отстаивает – референдум, не раз об этом сегодня также говорилось, поэтому мы проводим сегодня мероприятия в Нижегородской области, в том числе под лозунгом изменения конституции, только под лозунгом референдума. Ведь если мы сумеем сейчас вдохнуть новую жизнь в закон о референдуме, то это станет для нас на будущее мощнейшим подспорьем не только в предвыборной, но и в нашей текущей политической борьбе, потому что народ действительно требует сегодня от власти, чтобы она прислушивалась к его мнению, и сделать это можно только путем прямого народовластия, путем демократии, путем референдума. 
Хотелось бы сказать о том, что в Нижегородской области работа ведется сегодня не только на улице – по сбору подписей в поддержку поправок КПРФ, но речь идет о распространении агитационной литературы – мы выпустили тираж областной газеты 200 000 экземпляров, плюс 50 000 спецвыпуска «Правды», работа эта сейчас уже развернута. 
Внесены поправки и коррективки в план протестной работы. В начале года за первые неполные 2 месяца у нас прошло 7 больших митингов, каждый из них имел локальную направленность: от защиты крупнейшей парковой зоны в Нижнем Новгороде до вопросов борьбы с коррупцией в конкретных районах, но на всех мероприятиях – при подготовке и непосредственно на митинге мы распространяли материалы, в которых увязывали проблемы, которые были подняты жителями, с темой изменения Конституции. И очень большим подспорьем для нас оказалась так называемая гражданская законодательная инициатива. Несколько лет назад по инициативе КПРФ в заксобрании был принят закон о гражданской законодательной инициативе. После долгой полемики и, разумеется, сопротивления «Единой России» этот закон появился, и в соответствии с ним двух тысяч подписей граждан с паспортными данными, с контактными телефонами достаточно для того, чтобы обязать законодательное собрание рассмотреть народный законопроект. Очень эффективная и, насколько я знаю, самая либеральная в стране форма. Вот 2000 подписей необходимо для того, чтобы эта инициатива была рассмотрена. 
Мы в прошлом году внесли сразу 3 народные законодательные инициативы: первая из них связана с прямыми выборами глав городов и районов, то есть та же поправка к Конституции по прямым выборам мэров, затем 10-процентный уровень оплаты услуг ЖКХ – тоже еще одна из поправок, которые фигурируют у нас при обсуждении Конституции от КПРФ, ну и третья инициатива – о бесплатном проезде для пенсионеров на общественном транспорте. Эта тема коррелирует очень прочно с нашим требованием, чтобы Конституция была социально ориентированной, причем не на бумаге, а по сути. Это предложение тоже есть здесь, в 15 поправках Конституции от КПРФ. Собраны эти подписи были достаточно быстро, и более 30 000 подписей у нас на руках, что является, сами понимаете, важным агитационным контактом на будущее. Инициатива зарегистрирована и проходит обсуждение в профильных комитетах в законодательном собрании. При подготовке законопроектов мы проводили большую аналитическую работу. 
Например, когда речь идет о проблемах ЖКХ, можно, конечно, углубиться только в коммунальные поборы или произвол управляющих компаний, но можно и шире смотреть на ситуацию: у нас в Нижегородской области с 1995 года численность населения сократилась на полмиллиона человек. За четверть века – на 500 000 человек. Каждый год Нижегородская область теряет от 17 до 20 тыс. населения, каждый год вымирает целый сельский район области. И эту тенденцию можно переломить только экстренными способами борьбы с бедностью – мы это прекрасно понимаем. Ну а тема снижения коммунальных поборов имеет прямое отношение к проблеме бедности и к борьбе с ней. Поэтому мы привели данные, в том числе в пояснительной записке, что с 2014 по 2020 год рост тарифов по ряду позиций, например, по электроэнергии, составил 36–37%, а за эти же 5 лет реально располагаемые доходы населения снизились на 11%. Вот эти ножницы бьют по глазам очень мощно и показывают, насколько не обоснована сегодня тарифная политика в государстве, и насколько коррумпирована система етественных монополий, управляющих компаний и других присосавшихся к этой сфере структур. 
То же самое касается законопроекта о прямых всенародных выборах глав городов и районов. Надо сказать, к этой повестке присоединились у нас в области люди далекие, может быть, от коммунистических взглядов, даже я бы сказал, от левых взглядов, но это означает только то, что мы попали в точку, и Центральный комитет с этим предложением совершенно справедливо вышел с поправкой в Конституцию. И мы действительно видим, например, в регионе, что ряд глав районов у нас в области с 1988 года продолжают бессменно руководить своими муниципальными образованиями. Вот где корень коррупции, круговой поруки и кумовства, который тоже сегодня процветает в регионе. Несменяемость означает коррупцию. Это очень просто и доходчиво, и эту позицию также разделяет большинство. 

Подводя итог круглого стола, Г.А. Зюганов отметил, как добросовестно и плодотворно работала аудитория: «Мне нравится, как вы реагируете на каждое конструктивное предложение, это чувство исторического оптимизма всегда присуще нашей партии», – резюмировал лидер КПРФ.  
В результате обсуждения были подготовлены рекомендации, включающие 15 позиций, к которым будет добавлен ряд уточнений. На предложение Геннадия Зюганова принять их в качестве основного документа круглого стола и продолжить работу в соответствии с планом, который наметила партия, зал ответил единогласным голосованием «за». Тем, кто записался, но не смог выступить из-за временного регламента, было предложено передать документы в письменном виде заместителям Председателя ЦК КПРФ.

 

Другие материалы номера