«После окончания пединститута в 1977 году вернулся в школу родной Куприяновки. Работал учителем географии и начальной военной подготовки и, чтобы разнообразить учебный процесс, разработал программу по краеведению. Сразу нашлись ребята, которым была интересна история села. Мы очень много ходили в походы, изучали, насколько могли в тех условиях, природу, прошлое родного края.
О поисковом отряде «Амур»
В 1978 году в селе открыли памятник воинам, погибшим на фронтах Великой Отечественной. На нем были выбиты фамилии жителей трех сел: Куприяновки, Федоровки, Подоловки. И мне, и ребятам стало интересно узнать об этих людях, об их подвиге. Начали писать в архивы, военкоматы, собирать документы. Встречались с родственниками погибших. Так и собрали информацию о наших героях-земляках.
Через десять лет, осенью, по телевизору увидели фильм о I всесоюзной «Вахте памяти», в котором рассказывалось о поисках останков советских солдат. Мои ученики загорелись идеей заняться настоящей поисковой работой на местах, где во время войны шли бои.
Заручившись поддержкой директора, районных властей, нашел средства на поездку, и через несколько месяцев в составе десяти человек вылетели на «Вахту памяти» в Смоленскую область. Это стало первым большим делом поискового отряда «Амур».
Наша экспедиция проходила в Вязьме. Для детей и для меня было потрясением в первый раз увидеть ямы, заполненные костями вперемешку с оружием, с истлевшим обмундированием, боеприпасами. Тогда мы подняли своих первых бойцов и нашли первые медальоны, в которых размещалась записка с данными воинов. Участвовали в церемонии захоронения, когда одновременно хоронили более восьмисот человек. Вернулись ребята очень воодушевленные, им очень понравилось.
Такие поездки школьного отряда с перерывом в годы, когда была сложная финансовая обстановка, проходили до 2005 года. За время существования отряда мы подняли останки 208 воинов. Нашли 13 солдатских медальонов, но, к сожалению, читались не все. В некоторых вместо информации о человеке были какие-то предметы: нитка с иголкой, спички, крошки табака. Имя, фамилию и другие данные вносили не все. Среди солдат было суеверие, что тот, кто заполнит, обязательно погибнет. Но погибали все.
Об экспедиции в Китай
У нас в области я возглавляю региональное отделение Поискового движения России, всю активную поисковую деятельность сейчас ведем в составе сводного отряда «Амур». Наша первая экспедиция, организованная в 2015 году, после создания регионального отделения, проходила в Китае. Это был и первый выезд туда российских поисковиков.
В августе 1945 года в Амурской области, на границе с КНР, велись военные действия советских войск с японской Квантунской армией. Наши солдаты, переправившись через Амур, освобождали от захватчиков территорию Китая. Были погибшие.
Наша экспедиция состояла из двух частей. Сначала десятидневная разведка. Мы обследовали территорию и наметили места будущих раскопов. Позже заехала основная группа российских и китайских поисковиков. Мы нашли останки нескольких японских солдат и семерых красноармейцев. Четверых удалось идентифицировать.
О 96-й стрелковой дивизии
Тогда же, в 2015 году, в Волгоградской области местными поисковиками были найдены останки Терентия Григорьевича Надежкина, уроженца Кумарского, а ныне Шимановского района Амурской области. Мы быстро вышли на двух его дочерей. Через некоторое время в Волгограде в торжественной обстановке были переданы останки солдата его внучке и правнучке. Захоронили погибшего амурчанина на родине.
Мы начали изучать его военную биографию и выяснили, что он был бойцом 96-й стрелковой дивизии. Она была сформирована в 1942 году в Амурской области. Штаб дивизии располагался на станции Завитой, сейчас Завитинск, административный центр нашего района. В эту дивизию призывались жители со всей области, но особенно много их было из северных районов области.
В августе 1942-го 96-я стрелковая дивизия прибыла под Сталинград. Выгрузили личный состав в трехстах километрах от города. По ночам маршем части добрались до города Серафимовича, что стоит в излучине Дона. К тому времени он уже был занят немцами. Дивизия заняла оборону и в ночь с 12 на 13 августа получила приказ, наступая с трех направлений, освободить город. Две недели бойцы отвоевывали Серафимович. 26 августа он был освобожден. Это был первый город, отбитый в ходе Сталинградского сражения. Постепенно освобожденный участок расширялся: отбивали по 100–200 метров в день. В итоге удерживали 30 километров по фронту и 15 км в глубину. Дивизия несла колоссальные потери, в боях погибло очень много солдат и офицеров, среди которых были и амурчане.
О «Вахте памяти
Серафимовичский плацдарм»
В 2016 году в первый раз приняли участие в «Вахте памяти Серафимовичский плацдарм». Экспедиция длилась 10 дней. Мы подняли несколько бойцов. Все они были без медальонов, и их имена тогда установить не удалось. С того времени ежегодно сводный отряд Приамурья выезжает в Волгоградскую область.
Самый результативный сезон был в 2017 году. Мы откопали разрозненные костные останки. Идентифицировать никого не удалось. Но буквально перед отъездом нашли целое кладбище павших солдат. На нем по архивам захоронено более 150 человек. В документах, составленных медико-санитарным батальоном 96-й стрелковой дивизии, перечислялись все фамилии воинов, которые умерли от ран в медсанбате и были похоронены на северной стороне кладбища Березки.
Придя на это место, увидели разрушенное основание памятника. Больше никаких примет не было, хотя знали о предположениях, что здесь была братская могила. И действительно, там был какой-то холм. Но в документах было сказано, что были и одиночные могилы. Это подтверждал и местный житель, который в детстве ухаживал за захоронениями.
В 2018 году мы очень много разведывали. В основном отрабатывали методику поиска, потому что местность и почва там очень разные. Где-то поле, где-то степь с очень сложным грунтом. Например, в пойме Дона земля как бетон. Буквально ломали ее. В другом месте копается легко, но если пройдет дождь, чернозем от лопаты не отлипает.
О медальонах
В прошлом году также ездили в экспедицию в Волгоградскую область. Совершенствовали метод поиска в оврагах. Больших результатов не было, но получили понимание, каким образом нужно работать дальше.
На степных участках нашли нескольких бойцов. Но самая весомая удача ждала нас в конце экспедиции. По информации, которую местный житель знал от родителей, на поле в районе хутора Беляевского во время Великой Отечественной было убито просто огромное число наших солдат. По словам стариков, хоронили погибших там же, где и находили: в окопах, воронках, ближайших оврагах. Попробовали покопать на скошенном лугу, что был рядом с этим полем, и сразу нашли останки бойца. Вышли на само место и через полчаса нашли одного солдата, а с ним – медальон. И тут же, в этой же яме, еще один боец и тоже с медальоном. На следующий день еще один солдат и еще один медальон.
Для поисковиков найти три медальона – невероятная удача. Мы, трое взрослых мужиков, радовались так же, как шестнадцатилетний пацан, который был с нами в отряде. Эмоции просто переполняли. Ведь если есть медальон, значит, есть шанс установить личность еще одного погибшего, найти его родственников. Это самое-самое важное, ради чего работаем. Нужно, чтобы человек не был забыт, чтобы память о нем сохранялась. В этом году тоже планировали продолжить поиски на Серафимовичском плацдарме, но пока непонятно, будет ли возможность. Коронавирус нам очень помешал».
Более подробную информацию о всех героях недели можно получить на сайте http://priderussia.ru/