Шквал возмущений

Шквал возмущений вызвали у думской оппозиции законопроекты и поправки к ним, касающиеся проведения выборов, которые, как отмечали депутаты, внесены «Единой Россией» в «угоду политическим амбициям своей партии и правящего режима». 

«Иначе как законотворческое мошенничество это охарактеризовать нельзя…» – эмоционально высказывается Сергей Иванов (ЛДПР). 
«Это действительно мошенничество, – подтверждает коммунист Николай Коломейцев, – когда комитет по регламенту и контролю грубейшим образом нарушает свой же регламент, внося в законопроект ко второму чтению концептуальные изменения…» 
«Пользуетесь тем, что сейчас нельзя задавать вопросы? Что дискуссии свернуты до минимума? Пользуетесь тем, что можно в первом чтении внести про бузину, а во втором чтении – про дядьку?..» – бросал гневные вопросы в лицо единороссам Олег Нилов («Справедливая Россия»). 
Депутат напомнил фракции большинства, что Госдума во главе со спикером-единороссом В. Володиным решила в период пандемии заседания проводить упрощенно, отдавать предпочтение законопроектам, связанным с преодолением COVID-19, обсуждать всё сжато, сведя к минимуму вопросы и выступления. Думцы поддержали эти договоренности. Но прошла неделя – и единороссы о них забыли. Или сделали вид, что забыли? Повестку очередного заседания они наполнили законопроектами, не способствующими укреплению здоровья граждан и соблюдению их законных прав. 
Непримиримую критику парламентариев от КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» вызвал законопроект второго чтения «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». 
От внесенных поправок его объем увеличился в разы и полностью изменилась концепция, что противоречит действующему законодательству. Смыслом нового законопроекта становится введение новых форматов голосования на выборах всех уровней – через интернет и по почте. 
Дистанционное голосование – розовая мечта единороссов. Этот процесс они могут беспрепятственно контролировать через свои администрации и избиркомы. А уж голосование по почте – это ж дистанционнее некуда. Оппозиция уличила «ЕдРо» в подмене, подлоге: «вместо проверки подписных листов подсунули голосование по почте в порядке, определенном избирательной комиссией». Это и назвал С. Иванов законотворческим мошенничеством. 
«В первом чтении такого даже близко не было, и такое не имеет ничего общего с заявленной концепцией законопроекта, – подчеркивал С. Иванов с трибуны: Вы (единороссы. – Г.П.) втихую внедряете процедуру, которой в России не было никогда. Законопроект с такой поправкой не должен рассматриваться во втором чтении, он должен быть снят… Что такое голосование по почте? Не исключаю, что мы потом увидим выкинутые «Почтой России» и разбросанные бюллетени. Или, наоборот, получим бюллетени, неизвестно откуда появившиеся. 
Вы в корне рушите всю процедуру выборов в РФ. И делаете это под шумок. Какое отношение этот абсурд имеет к коронавирусной повестке дня? Кому вы помогаете? А может, давайте голосовать по телефону? Или внедрим SMS-голосование? Вы плюете на демократию. Под шумок лишаете людей избирательного права. Вы (единороссы. – Г.П.) пишете непонятную норму, которую невозможно себе даже представить. …Нет слов, одни эмоции. Предлагаю отклонить эту поправку». 
«В десятках стран есть голосование по почте, – оправдывался единоросс Ламейкин, – мы «инструмент» создаем для возможности проводить процедуры Центризбиркомом». 
С. Иванов, О. Шеин, Н. Коломейцев настояли на отдельном голосовании по «почтовой» поправке. Единороссы своим большинством (259 единороссов – за, 79 – против – КПРФ, частично ЛДПР и «СправРоссия») оставили поправку в законопроекте. Законопроект с ходу принимается во втором чтении, и тут же Ламейкин заявляет, что «замечаний к законопроекту никаких не имеется», он «совершенно готов для принятия в окончательном, третьем, чтении». Володин, изобразив невинность, обращается к залу: «Не возражаете, чтобы в третьем чтении проголосовать?» 
Зал загудел: «Игнорируете здравый смысл…», «Было предложение перенести голосование…» 
Спикер ставит на голосование: перенести третье чтение. «ЕдРо» – против. Значит, окончательное принятие законопроекта вместе с «почтовой» поправкой состоится тут и сейчас. Оппозиция берет слово для выступлений «по мотивам». 
Справросс Олег Нилов: 
«Произошло не соответствующее регламенту внесение концептуальных поправок. Это тема для другого закона, который должен обсуждаться не в режиме пандемии, а на парламентских слушаниях с привлечением экспертов. Наша фракция просит отложить 3-е чтение как можно дальше». 
Коммунист Николай Коломейцев: 
«Недопустимо, чтобы комитет по регламенту сквозь пальцы смотрел на нарушения, как ко второму чтению внесены концептуальные изменения, и звать на обсуждение поправок в комитет после того, как обсуждение давно началось. Всё делается в угоду политической конъюнктуре. Вы бросаете на кон законность принятия самих законов. Какова цена таким законам? Зачем издеваться над процессом законотворчества? КПРФ против законопроекта, против поправок, против 3-го чтения». 
ЛДПР Сергей Иванов: 
«Голосование по почте – это для человека, которому нельзя пойти на избирательный участок, ему запретили. Можно только собаку выгулять, мусор выкинуть и в аптеку сходить. Теперь ему надо пойти на почту, чтобы проголосовать. Человек изготавливает себе избирательный бюллетень, заполняет его неизвестно как, неизвестно перед кем, под каким нажимом, потом бросает его в почтовый ящик. Даже представить себе эту процедуру невозможно. 
А давайте, голосовать на дому. Зачем по почте, зачем делать самопальные бюллетени, куда-то их отправлять? 
Вы, Дмитрий Федорович (Вяткин), вы, Ольга Викторовна (Савастьянова), это сделали не потому, что заботитесь о наших избирателях, которые могут оказаться в тяжелой ситуации… Вы не об избирателях заботитесь, а о себе… Чтобы в очередной раз после того, как у нас закончится карантин, а вы знаете, что градус накала недовольства у народа очень высок – даже собачники обсуждают смену правительства… А как иначе? 18 млрд рублей потратить на бордюры можно, а на бесплатные маски выделить средства нельзя? Вот для этого и вводится голосование по почте, чтобы потом сказать: всё нормально, мы опять победили». 
Олег Шеин, «Справедливая Россия»: 
«Закон о дистанционном голосовании или по почте – это уничтожение принципа тайного голосования. Это закон о том, чтобы за спиной у человека, который находится в служебной зависимости, стояли начальники, следили и контролировали подчиненных, которые вынуждены будут голосовать так, как выгодно их начальникам. Этот закон разрушает доверие к выборам и подталкивает общество к более радикальным мерам. 
Этот закон катализирует политический кризис в стране. Это закон о том, когда чем хуже, тем лучше. «Справедливая Россия» против закона, который разрушает право граждан на тайное голосование. Мы против закона, который подрывает остатки доверия к российской выборной системе, мы против закона, который формирует политический кризис в стране, когда люди хотят избирать одну власть, а потом видят, что их воля попрана и об их мнение вытерли ноги». 
«Единая Россия» не вняла голосу разума и справедливости и приняла в 3-м чтении (250 – за) своими единопартийными голосами законопроект, вызвавший негодование думского меньшинства. 
В одном пакете с этим законопроектом единороссы протащили еще два законопроекта в третьем чтении, которые лишают граждан права на демократический выбор. Это законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (250 – за, 81 – против), запрещающий выбирать и быть избранным лицам, которые были осуждены не только за тяжкие преступления, но и за преступления средней тяжести. «Сомнительная инициатива» – так назвал этот законопроект коммунист Денис Парфёнов. Он «противоречит Конституции РФ. Фактически предлагается второй раз наказывать людей, которые уже отбыли наказание… В том числе и по экстремистским статьям. У нас в стране уже есть желающие «Капитал» Маркса приравнять к экстремистской литературе и внести в список запрещенных. Что, тоже будем лишать права выбирать и быть избранными всех коммунистов?» 
Заявив, что в минувшем сентябре на выборах в Мосгордуму положительно показал себя эксперимент по дистанционному электронному голосованию, единороссы, вопреки мнению оппозиции, приняли (248 – за, 44 – против) в трех чтениях законопроект «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве». 
На самом деле, по словам Д. Парфёнова (КПРФ), «объявляется успешным провалившийся по всем статьям эксперимент, проведенный московскими властями на выборах в Мосгордуму 8 сентября 2019 г. в 3 округах столицы. Под предлогом удобства избирателей были попраны основные принципы выборов – тайна голосования и возможность общественного контроля. Проверить систему невозможно ни на одном из этапов: подача заявки, голосование, правильность подсчета голосов. Сделать это могут только несколько технарей из мэрии. Это чудовищно!» 
Вот такие стрессовые «сюрпризы» «Единая Россия» приготовила для народа к выборному сезону под видом борьбы с пандемией. Не исключено, что какие-то из этих технологий будут задействованы при голосовании по поправкам к конституции, ведь рейтинг у первого лица падает… Обнулиться надо. Вот и пойдем «на почту». 

Другие материалы номера