Причиной тому – парадоксальное положение, сложившееся в нашей стране. С одной стороны, трамвайные и троллейбусные депо в крупных и больших городах страны переданы в руки муниципалитетов, у которых нищие бюджеты и абсолютно нет возможности покупать новый подвижной состав. С другой стороны, мощности предприятий не загружены, потому что нет заказов от муниципалитетов. Сложился порочный круг. В течение прошлых лет государство пыталось помочь, выделяя по строке государственной помощи автопрому небольшую сумму в 1,5 млрд рублей для софинансирования закупок троллейбусов и трамваев. Целевая субсидия составляла 5 млн рублей за троллейбус. Однако впоследствии и такие субсидии прекращены.
Сегодня наиболее сложная ситуация с городским транспортом, и особенно с троллейбусами. Москва решила избавится от «рогатого» транспорта и ускоренными темпами внедряет электробусы, убирая со столичных улиц контактную сеть.
И вот на днях принято окончательное решение: предприятие, в свое время ставшее первым и крупнейшим в СССР троллейбусным заводом, прекращает деятельность. Министерство промышленности Саратовской области сообщило, что предприятие гасит долги, распродавая оборудование. Резкое ухудшение финансового положения завода началось в 2019 году – заказов не было, часть сотрудников работали в режиме неполного рабочего дня. В декабре было объявлено, что «Тролза» выходит из режима простоя, однако очередной кризис на заводе пережить не сумели. К работе «Тролза» уже не вернется – на данный момент в штате остались 10 человек, а юридическое лицо прекратило существование, рассказывает глава саратовского областного минпромэнерго Андрей Архипов.
В течение более чем 10 лет основной моделью предприятия стал троллейбус «Мегаполис», в том числе с динамической подзарядкой и с увеличенным автономным ходом.
«Тролза» не смог пережить весенний кризис. Он выставляет имущество на продажу и посильно гасит долги. Министр промэнерго Саратовской области Андрей Архипов подтвердил информацию. Он заявил, что в штате завода остались 10 сотрудников, а юридическое лицо «Тролза» производительную деятельность более не исполняет.
Дела у предприятия идут плохо с начала 2019 года. О плачевном финансовом положении завода высказывался даже прокурор Саратовской области. Он сообщил, что сотрудники «Тролзы» работали в режиме неполных смен, что в свою очередь могло обозначать курс на дальнейшее ухудшение деловой ситуации на предприятии. Прокуратура пытается разобраться, объективная ли обстановка на рынке была причиной закрытия предприятия или неграмотное управление. В марте по подозрению в даче взятки в особо крупном размере задержан генеральный директор ЗАО «Тролза» Иван Котвицкий. По версии следствия, он и один из его подчиненных пытались подкупить сотрудника налоговой службы взяткой в размере 2 миллиона рублей, дабы тот сократил для них налоговую задолженность более чем вполовину. Преступление было совершено в 2015 году, инспектор-взяточник сбежал и находится в розыске.
Еще в прошлом году губернатор Валерий Радаев, выступая на заседании актива Энгельсского района, назвал отсутствие заказов у предприятия причиной происходящего на заводе. Впоследствии это предположение опровергли работники.
«Тролза» начало свою историю в 1868 году – как Радицкий паровозостроительный завод. Там производилась железнодорожная техника. Сначала на заводе выпускали вагоны и пароходы, в 1926 году он стал Государственным вагоностроительным заводом имени Урицкого, а в 1950-м был переоборудован под выпуск троллейбусов марки ЗиУ. Он размещался вблизи Саратова, во времена СССР стал первым троллейбусным предприятием страны. По данным предприятия, более 70% всех троллейбусов в РФ созданы на этом заводе. Энгельсские троллейбусы работают на линиях 86 городов России, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Севастополе, Владивостоке, а также за рубежом.
В стране остались мощности по производству троллейбусов. Это УТТЗ (Уфимский трамвайно-троллейбусный завод), выпускающий троллейбусы в кузове автобуса НЕФАЗ «Горожанин», и Вологодский завод «Транс-Альфа», выпускающий троллейбусы марки «Авангард». Освоить выпуск троллейбусов «Адмирал» – также на площадях «Тролзы» – пытается предприятие ПК ТС (ПК Транспортные системы), известное своими сочлененными трамваями «Витязь», которыми вскоре будет переоснащен парк Москвы. ПК ТС заключил договор аренды производственных площадей и оборудования с «Тролзой» на 11 месяцев. Как будут использоваться далее цеха предприятия неизвестно.
На закате своей деятельности там выпускали электрические автобусы и троллейбусы с функцией динамической подзарядки и автономным ходом. Электробус с мгновенной зарядкой является одним из экологически выгодных видов транспорта. Особенностью модели, которую выпускали на заводе «Тролза» был пантограф. Это прибор, который позволяет заряжать батареи электробуса очень быстро.
Вчера еще одно предприятие заявило о намерении обанкротить энгельсское ЗАО «Тролза». ООО «Лиотех-Инновации», которое является портфельной компанией «Роснано», заявило о намерении подать иск о банкротстве к ЗАО «Тролза». Данные появились на портале «Федресурс». Через 90 дней компания сможет подать иск в Арбитражный суд. Ранее по такой схеме уже действовали другие юридические лица, которые желали обанкротить «Тролзу».
Между тем в Арбитражном суде Саратовской области продолжается рассмотрение иска о банкротстве энгельсского завода, который еще в январе 2020 года подала налоговая служба. С «Тролзы» требуют более 32 млн рублей. К этому иску присоединилось АО «БМ-Банк» из Москвы. Представители банка намерены взыскать с ЗАО «Тролза» 700 млн рублей долга и признать предприятие банкротом. Исковые требования к заводу и вспомогательным компаниям, таким как ООО «Тролза-маркет», растут как грибы: всего за месяц текущего года сумма требований увеличилась со 134,7 млн до 1,8 млрд рублей. И это еще далеко не всё, в целом долги предприятия, по разным оценкам, достигают пяти миллиардов.
Очевидно, продукцию «Тролзы» муниципалитеты расхватали бы как горячие пирожки, несмотря на недружественную цену поставок. Но нет – у предприятия серьезные проблемы со сбытом были уже давно, из-за чего, собственно, оно и пошло ко дну…
Самое печальное в трагической судьбе предприятия – это будущее и настоящее коллектива. А это почти тысяча человек. Где они будут трудиться, на какие средства жить? Часть специалистов перешли на новое производство, открытое на площадях «Тролзы». Но это не решает всех проблем людей в комплексе.