Капитализм, летящий под откос
Проводя совещание по федеральному бюджету на 2021–2023 гг., президент Путин подчеркнул: при его подготовке необходимо в первую очередь учитывать настроения людей и их запросы. С этим нельзя не согласиться. Как нельзя отрицать, что основной запрос общества сегодня – это запрос на ответственную и справедливую политику, способную эффективно противостоять кризису. На отказ от того курса, который уже три десятилетия разрушает страну.
Если суммировать показатели предыдущих девяти лет и данные за текущий год, то получается, что за десятилетие наша экономика выросла всего на 1%. По сути, нет вообще никакого роста. Есть загнивание, погружение в яму нищеты и долговую кабалу. Всякий раз власть объясняла это неблагоприятной внешней конъюнктурой, глобальными негативными процессами. Такое же объяснение она предлагает и сегодня, когда на фоне коронавирусной инфекции социально-экономический кризис резко обострился. Но мы давно предупреждали: неолиберальный капитализм катится под откос. А те, кто управляет нашей экономикой, с начала 90-х продолжают настойчиво цепляться за его последний вагон, к которому Россию насильно прицепили в качестве сырьевого придатка. Продолжают с упорством фундаменталистов держаться за рецепты Международного валютного фонда и ВТО, представляющих интересы транснационального капитала, которому не нужна сильная, конкурентоспособная Россия. Ему нужна Россия раздавленная, обескровленная, полностью подчиненная. И пока власть будет ползти по вороватой ельцинско-гайдаровской колее, разрушительные процессы остановить не удастся.
По сравнению с показателями прошлого года экономика у нас рухнула на 12% в апреле и на 11% – в мае. Это только по официальным данным. А ведь еще совсем недавно и Министерство экономического развития, и Центробанк уверенно обещали нам вдвое меньший спад. Из раза в раз повторяется одна и та же ситуация: финансовые и экономические власти, по причине недостаточного профессионализма, или в угоду политической конъюнктуре, предъявляют руководству страны и обществу искаженную, прилизанную информацию. Реальная ситуация от этого лучше не становится. Но адекватные ей решения не принимаются. А уклонение от этих решений оправдывается шапкозакидательскими цифрами. Болезнь загоняется вглубь.
По тому же пути идет и официальная статистика. Так, она уверяет, что число безработных в стране выросло только до 3 миллионов. В то время как независимые специалисты, ученые настаивают, что их реальная численность в несколько раз выше. Почти половина руководителей предприятий, опрошенных исследователями рынка труда, заявили, что сокращают штат. В среднем у них под сокращение попадает каждый пятый сотрудник. Согласно тем же опросам, за последние месяцы навсегда закрылись минимум 20% предприятий в сфере малого и среднего бизнеса. А нас продолжают уверять, что безработица растет минимальными темпами, и ее нельзя считать масштабной проблемой.
Нарастает угроза бюджетного кризиса. Минфин уже признал: в бюджете 2020 года – дыра минимум в 5 триллионов рублей. Это 22% от его расходной части. Главная причина – троекратное падение сырьевых доходов, с которым мы столкнулись в этом году, когда экспорт российской нефти рухнул до минимальных значений за последние 18 лет. Таковы откровенно удушающие последствия того, что так и не решается важнейшая задача, о которой мы постоянно говорим, но которая полностью игнорируется «партией власти». Это задача преодоления тотальной сырьевой зависимости российской экономики. Она может быть решена только за счет развития реального сектора, полноценного восстановления отечественной промышленности. И прежде всего – высокотехнологичного производства. А это, в свою очередь, требует принципиального пересмотра отношения государства к науке и образованию. И увеличения их финансирования, которое сегодня категорически не соответствует заявленной в президентских посланиях и указах задаче технологического прорыва России.
В складывающейся ситуации придется либо секвестировать бюджет, либо срочно искать дополнительные источники его пополнения. Если бюджет урезать, то спрашивается: за счет каких статей? Сокращать социальные статьи – значит прямо провоцировать социальный взрыв в условиях, когда граждане безостановочно беднеют уже 6 лет подряд. Только по официальным данным их реальные доходы с 2014 по 2020 год сократились минимум на 10%. И почти на столько же – в нынешнем году. По сравнению с 2013-м народ потерял минимум пятую часть доходов. А власть рассказывает погружающейся в нищету стране о «сокрушительной победе» по результатам голосования о поправках в конституцию. Но проводимая у нас социально-экономическая политика – это победа над здравым смыслом и над собственным народом.
Урезать расходы на развитие экономики, современного производства, прикладной науки – значит загонять страну еще дальше в тупик отставания и деградации. Окончательно перечеркнуть заявленные национальные цели и национальные проекты, которые на них базируются. Необходимо искать источники пополнения казны. Но, опять же, спрашивается: за счет чего? За счет увеличения финансовой нагрузки на граждан, за счет новых поборов? Это тоже прямой путь к социальному взрыву. Нужно наконец перестать выворачивать и без того прохудившиеся карманы трудящихся. И принять те меры, которые заявлены в нашей программе, и которых давно требует общество.
Олигархам – поблажки, народу – поборы
Согласно выводам социологов, у нас каждый второй живет на 7 долларов в день – это показатель, характерный для отсталых африканских стран. Но и с самых нищих продолжают брать тот же 13-процентный налог, что и с олигархов. Давно пора пересмотреть налоговое законодательство и минимум вдвое увеличить налоговую нагрузку на самых богатых. Освободив при этом от непосильного бремени малоимущих.
Одновременно с этим необходимо пересмотреть финансовую политику. Средства из фонда национального благосостояния нужно тратить не на поддержку олигархических структур и коммерческих банков, призывающих полностью отстранить государство от управления экономикой, но во время кризиса всегда стоящих первыми в очереди на государственную помощь. Эти средства необходимо направить на формирование бюджета развития. И положить конец бесконтрольному выводу капитала из страны.
За первые 5 месяцев текущего года из России в зарубежные банки и офшоры выведено 33,5 миллиарда долларов – на четверть больше, чем за весь 2019 год. В рублевом выражении эта сумма сегодня составляет 2,3 триллиона. Она почти равна половине всех расходов на социальную политику и общей сумме расходов на национальную экономику, предусмотренной в федеральном бюджете 2020-го. В два с лишним раза превышает заложенные в нем расходы на медицину и образование. В 9 раз – расходы на ЖКХ. В 16 раз – расходы на культуру.
Проблемы в сфере здравоохранения, особенно откровенно заявившие о себе на фоне коронавируса, наглядно доказывают: государство обязано усилить поддержку медицинской сферы. И эта первоочередная задача абсолютно несовместима с разворовыванием и разбазариванием финансовых ресурсов России.
Выводя гигантские средства за рубеж, олигархи одновременно с этим наращивают внешний долг. Только за второй квартал нынешнего года крупные российские корпорации заняли за рубежом еще 17 миллиардов долларов. В рублях это 1,2 триллиона. Их суммарная задолженность перед зарубежными кредиторами – почти 330 миллиардов долларов. Или 23 триллиона рублей – сумма, превышающая федеральный бюджет.
Власть не устает напоминать, что наш кризис – это результат общемировых процессов, в водовороте которых мы оказались. Но положительный мировой опыт антикризисных мер при этом полностью игнорируется. Как и выдающийся опыт советской эпохи, ленинско-сталинской модернизации, которая сделала нашу Державу лидером в области экономики, науки, социального обеспечения. Вместо того чтобы это признать, власть продолжает стыдливо драпировать Ленинский Мавзолей и другие советские символы во время торжественных мероприятий. Не стыдится делать это, даже празднуя День Победы, одержанной Советской страной благодаря социализму. И упорно молчит о том, что сегодня кризису наиболее успешно противостоят те, кто наследует великим советским достижениям.
Китай по нескольку раз в год снижает налоги для предприятий и граждан. И вот результат: если в первом квартале нынешнего года, когда коронавирусная инфекция была на пике, его экономика просела, как и в других странах, то по итогам второго квартала она уже показала трехпроцентный рост. Согласно прогнозам крупнейших международных институтов, по итогам 2020 года вырастут только экономики Китая и Вьетнама – тех стран, которые идут по пути социализма, опираются на справедливую и ответственную политику.
Ведущие западные страны, в отличие от нас, тоже принимают реальные меры для стимулирования спроса в условиях кризиса, стараются смягчить его последствия для граждан и для производителей. Германия направляет на финансирование антикризисных мер 40% бюджета страны, Италия – 20%. Британские власти объявили о снижении НДС на важнейшие товары и услуги с 20% до 5%. У нас ни о чем подобном даже не заикаются. Ни выдающийся опыт СССР, ни опыт демонстрирующего колоссальные успехи Китая, ни опыт европейских государств не вписывается в экономику грабительского олигархического капитализма, в тисках которого Россия пребывает уже три десятилетия.
Вместо того чтобы устранять опасные перекосы в финансовой и налоговой сфере, продолжают потрошить народный карман, латать дыры за счет тех, кого и так грабят каждый день. По данным крупнейших социологических служб, у наших граждан после внесения всех обязательных платежей на руках остается в среднем не более 17 тысяч рублей, на которые они должны прокормить и одеть себя и своих детей. Это нищенские показатели. При этом рубль за последние месяцы подешевел по отношению к доллару и евро на 20%. Что прямо сказывается на потребительских ценах, поскольку задача реального импортозамещения у нас тоже не решается.
Но и на фоне обострения кризиса, усугубляющего массовую бедность, власть не постеснялась с 1 июля поднять тарифы ЖКХ в среднем на 4%. Мировые цены на газ снижаются, а у нас объявлено о новом повышении газовых тарифов для потребителей еще на 3%. Нигде в мире нет ничего подобного! Мобильная связь за прошлый год подорожала на 8%. На нынешний год запланирован рост тарифов еще на 14%. И это в условиях коронавируса, когда многие, прежде всего пожилые граждане, продолжают жить в режиме самоизоляции, а телефон зачастую остается для них единственной связью с внешним миром, оказывается критически важным. При всем этом прожиточный минимум увеличен, согласно решению Минтруда, всего на 234 рубля. Что это, если не откровенное издевательство над людьми?
Власть продолжает давать гражданам ничем не обеспеченные обещания. Уверяет, что появился уникальный шанс решить жилищную проблему в России. Но как такие заявления соотносятся с реальностью? При нынешнем уровне доходов ипотечные кредиты остаются неподъемными для абсолютного большинства. У нас и так десятки миллионов людей в долговой кабале. Общая сумма их кредитной задолженности перевалила за 17 триллионов. Если не прибегать к кредитам, то на самое скромное жилье нужно откладывать всю зарплату в среднем от 10 до 20 лет, не тратя больше ни на что ни копейки. Что попросту невозможно. При этом, согласно исследованиям специалистов, кризис поставил на грань банкротства более 20% строительных компаний.
На днях президент поручил администрации подготовить проект указа о национальных целях до 2030 года. В качестве важнейших задач названы увеличение продолжительности жизни и последовательная борьба с бедностью. И это действительно важнейшие задачи. Но решить их в течение 6 лет было обещано еще в майских указах 2012 года. А получили мы к 2018-му нарастающее обнищание, дальнейшее разграбление страны, деградацию экономики и социальной сферы. В 2018-м появились новые майские указы, а в них – те же задачи, обозначенные в качестве главных. Срок исполнения – 2024 год. Что же происходит на деле? Углубление экономического кризиса, продолжение обнищания и ускорение вымирания. Прежде всего вымирания государствообразующего русского народа, коренных русских регионов. Власть уже сейчас фактически расписывается в том, что в намеченные сроки важнейшие цели не будут достигнуты даже отчасти. Их реализация переносится еще минимум на 6 лет.
Два года назад объявили о нацпроектах, включавших в себя увеличение инвестиций в экономику почти на 26 триллионов рублей. Теперь все прежние планы по инвестициям и нацпроектам перечеркиваются. Одновременно переносятся еще на 10 лет важнейшие стратегические цели – рост экономики выше среднемировых темпов, вхождение в первую пятерку экономик мира, масштабное технологическое обновление. Нам предлагается ждать реализации очередных указов минимум до начала следующего десятилетия. И голосовать на предстоящих выборах не за реальное оздоровление экономики, не за улучшение условий жизни граждан, а все за те же обещания. Голосовать по новым правилам «многодневки», уничтожающим полноценные выборы.
Но кризис не станет ждать до 2030 года. Он будет подтачивать и расшатывать страну, увеличивать опасный социальный раскол, подрывать гражданский мир. И происходить это будет при прямом содействии той социально-экономической политики, которая проводится в России. Потому что в определяющих ее указах и проектах, при всей важности и справедливости обозначенных задач, отсутствует главное – принципиальная смена курса, который не противостоит кризису, но лишь раздувает его. Прямо способствует деградации национальной экономики, нарастанию нищеты и вымиранию.
Страна требует смены курса
В начале июля, во время своего брифинга, комиссар ЕС по энергетике Кадри Симсон заявила: Евросоюз будет планомерно выводить из употребления ископаемые энергоносители и полностью откажется от их использования к 2050 году. А наша власть, похоже, собирается до середины столетия пролонгировать указы и проекты, связанные с преодолением энергозависимости экономики и переходом на рельсы инновационного развития.
Накануне голосования по поправкам в конституцию президент Путин обратился к обществу с призывом, под которым нельзя не подписаться: работать на процветание страны, которую мы должны оставить нашим детям и внукам. Но какую страну мы им оставим на самом деле, если будем и дальше ждать манны небесной в виде улучшения сырьевой конъюнктуры, игнорируя реальные общемировые тенденции? С чем останется Россия в ближайшие десятилетия, если продолжит следовать тем же тупиковым курсом?
В Совете Федерации, во время состоявшейся две недели назад встречи с министром промышленности и торговли Мантуровым, прямо констатировали: технологическая база отечественной промышленности разрушена, необходима полноценная программа ее восстановления. Но пока не видно, что властная вертикаль к этому прислушивается.
Главные вызовы, с которыми мы столкнулись, – это кризис технологический и кризис управленческий. Они составляют основу системного кризиса, угрожающего нашей национальной безопасности.
Технологический износ в промышленности и в сфере ЖКХ превысил 50%. Мы буквально каждый день слышим об авариях на предприятиях или о взрывах газа в домах. А олигархический капитал, пользуясь фактической бесконтрольностью, ничего не вкладывает не только в развитие, но хотя бы в поддержание производственного и жилищного фонда в приемлемом состоянии. Он заботится только о своем кармане.
Суммарные доходы российских миллиардеров, согласно «Форбс», выросли с января по май еще на 4,3 триллиона рублей. Это пятая часть нашего бюджета. Но эти баснословно богатеющие господа не вкладываются даже в обеспечение элементарной безопасности тех предприятий, которыми владеют.
Результат налицо. Нынешним летом произошли уже две крупнейшие экологические катастрофы. Сначала в Норильске, где 21 тысяча тонн дизельного топлива утекла в почву при разгрузке. Затем – на Таймыре, где произошла утечка 44 тонн авиатоплива из-за разгерметизации трубопровода. Но власть категорически не желает признать, что олигархическое управление стратегической собственностью абсолютно неэффективно и опасно для страны. Стране нужна новая политика и новые подходы к организации социально-экономической жизни. И чтобы осуществить их, начинать необходимо с национализации ключевых отраслей экономики и банковской системы.
Еще одна колоссальная экологическая угроза, являющаяся прямым результатом управленческого коллапса, – это лесные пожары. Июнь не успел пройти, как появились официальные данные: площадь российских лесов, сгоревших с начала года, сравнялась с территорией Австрии.
КПРФ неоднократно выносила на рассмотрение принципиальные поправки в Лесной кодекс, предлагала развернутую программу сбережения лесных богатств страны. Но наши инициативы упорно отвергаются. Губернатор-коммунист Сергей Левченко, возглавив Иркутскую область, показал пример успешной борьбы против тех, кто делает гигантский бизнес на вырубке леса, сумел остановить мафиозных дельцов. Чем ответила центральная власть? Она развязала против красного губернатора грязную кампанию клеветы и вынудила его уйти в отставку.
Аварии в экономике, в социальной сфере, на предприятиях и в домах граждан – вот что порождает эта политика. Ей необходимо положить конец.
Даже главные столпы глобализации констатируют необратимое разрушение мировой системы капитализма. В недавнем докладе специалистов крупнейшего американского хедж-фонда «Блэк рок», управляющего активами на общую сумму 7,5 триллиона долларов, прямо заявлено: конец глобальной экономики в ее нынешнем виде неминуем. Государствам придется искать спасения, опираясь на идеологию и экономику суверенитета. Но у нашей власти по-прежнему нет программы, позволяющей решить эту задачу. Такую программу сформулировали мы. И предложили основанные на ней 15 важнейших поправок в конституцию. Все это проигнорировано.
Власть отворачивается от нашей программы – так пусть прислушается к призывам крупнейших ученых, которые практически полностью совпадают с нашими требованиями.
В июне состоялось заседание ученого совета Института народно-хозяйственного прогнозирования Российской Академии наук. Вот его основные выводы: в текущем году необходимо вложить в развитие отечественной экономики 8 триллионов из бюджета, а не 5, как запланировало правительство. В 2021-м – вложить 12 триллионов, в 2022-м – 14 триллионов. Это тот минимум инвестиций в экономику, который позволит ей расти хотя бы на 3% в год. Из фонда национального благосостояния в 2021 году нужно направить на развитие экономики 6 триллионов. Повысить долю наукоемких производств в 3–4 раза и на две трети обновить оборудование предприятий. Утвердить программу целевого развития страны, что требует возвращения к принципам народно-хозяйственного планирования. Вернуться к практике пятилетних планов. Утвердить пятилетний план на 2021–2026 гг. Уже этой осенью повысить минимальный размер оплаты труда и минимальный размер пенсии до 20 тысяч, минимальное пособие по безработице – до 12 тысяч, а максимальное – до 30 тысяч. Перейти к прогрессивной шкале налогообложения. Граждан с месячным доходом ниже 30 тысяч освободить от налогов полностью. Для самых богатых установить 35-процентный налог на доходы.
Призывы ведущих ученых почти во всем созвучны программе КПРФ. Это еще одно убедительное подтверждение нашей правоты и абсолютной несостоятельности нынешнего курса.
Нам никуда не деться от необходимости его изменить, вырвав у олигархии управление важнейшими отраслями и финансовыми ресурсами страны. Альтернативой полноценной антикризисной программе, реальному, а не косметическому ремонту ельцинской конституции и выборному законодательству, позволяющему гражданам активно влиять на ситуацию в стране, может быть только социальный взрыв и смута. Мы не вправе их допустить!