Жуткие скульптуры появились в новом микрорайоне около торгового центра на улице Павлюхина. Описывая одно из творений под названием «Атлеты неофутуризма», Антон Головин отмечает, что оно «содержит фантасмагорических чудищ, в которых слились воедино части чьих-то тел, растений, кирпичи и головы людей, в том числе и лидеров Советского государства».
Размещение подобных творений на улицах одного из крупнейших культурных и образовательных центров России, неизменно входящего в пятерку культурных городов нашей страны, в котором действуют 44 высших учебных заведения, действительно кажется дикостью – в соцсетях масса отзывов о скандальных творениях скульптора Дмитрия Каварги, самые распространенные и литературные из которых – «отвратительно» и «мерзость». Сильные эмоции казанцев тем более понятны, ибо к личности Владимира Ильича Ленина здесь относятся с особенным уважением. Одной из главных достопримечательностей города является Дом-музей В.И. Ленина, о котором достойно заботится министерство культуры республики: постоянно расширяющиеся фонды, интересные экспозиции, ухоженная территория – все говорит о внимательном, неравнодушном отношении властей. Даже к воссозданию обстановки конца XIX столетия, когда здесь жил будущий вождь мирового пролетариата, подходят здесь с особой тщательностью – Дом-музей и по сей день является живой историей, постепенно открывающейся самым преданным исследователям биографии семьи Ленина. Тесно сотрудничает музей и с местным отделением КПРФ, принимает у себя иностранные делегации, в том числе из КНР, неизменно вызывая восторг у экскурсантов.
И как теперь могут отреагировать гости на кучу строительного мусора скульптора Дмитрия Каварги, снабдившего мусорную фантазию множеством «голов» исторических личностей? «Создается ощущение, что автор находился в состоянии помутненного рассудка или в наркотическом опьянении при изготовлении своих «шедевров, – пишет Антон Головин. – «Задача любого творения – пробуждать светлые чувства в душе зрителя… А какие чувства могут родиться у стороннего наблюдателя при осмотре привезенных в Казань памятников, кроме омерзения и ужаса?»
Гневная реакция горожан озадачила и самого автора – в интервью местному изданию он сравнил ее с «разлившейся цистерной токсичных веществ»: «Такое количество брани, угроз, проклятий, призывов физической расправы со скульптурами и автором в комментариях я не припомню, это потрясает», – отметил Дмитрий Каварга, объяснивший появление образов вождей в своих работах следствием того, что он «сам родился в той стране, был октябренком и пионером, среди огромного количества советских символов, которые остались во мне навсегда». Трудно понять эту мотивацию.
Неудивительно, что сразу после размещения жутких монстров казанцы захотели знать, кто разрешил их установку: «Ну, с этим «художником» все понятно, а вот кто это разрешил поставить, нужно разбираться. Кто этот «патриот» во власти, который позволяет так окарикатуривать историю? Кто так ненавидит страну и уничтожает наше прошлое? Назовите их имена, пусть знает страна своих «героев»!», «Это уже не первое уродство архитекторов, как такое можно было разрешить, ужас просто», «Допустить установить такие памятники – надо быть безумным! Это лицо нынешней власти!» Тот, кто на практике сталкивался с этим вопросом, знает, как непросто согласовать установку памятника В.И. Ленину или И.В. Сталину на улицах любого города – сколько согласований надо пройти, сколько разрешений собрать! А эти «творцы» в Казани от всего оказались абсолютно свободны, так как «памятники» были установлены на частной территории по инициативе строительной компании «Унистрой». Логика предпринимателей, подаривших горожанам возможность «наслаждаться» ужасным творением, и вовсе не ясна – с чего вдруг в год широко отмечаемого в республике праздника 100-летия со дня образования ТАССР коммерсанты решили опорочить создателя татарстанской государственности, вождя великой революции, главу Советской России, своего волжского земляка Владимира Ильича Ленина, изображая его как инопланетного монстра на куче хлама и мусора? Приволжское местное отделение КПРФ уже обратилось к главе администрации Лобову А.Н. с требованием «демонтажа омерзительных трудов, по всей видимости, психически неполноценного автора», заявив о кощунственном размещении подобных архитектурных композиций на городских улицах.
На момент выхода этого номера ответ от администрации еще не был получен. «Советская Россия» будет следить за развитием ситуации.