Нам судьбой предрешено…

Знаешь, я не нахожу принципиальных возражений против того, как ты оцениваешь тревожащие нас с тобой белорусские события. Но поскольку письмо твое, Сергей Васильевич, сугубо личное, воздержусь от каких-либо ссылок на него, а выскажу публично собственное мнение в надежде, что оно станет поводом для читательских, гражданских размышлений, в том числе и в Беларуси.
Ты, конечно, помнишь, как в конце 90-х мы, редакторы витебского «Народного слова» и «Тверской жизни», организовывали российско-белорусскую экспедицию по Западной Двине. Маршрут немаленький – свыше четырехсот километров. Но журналисты, историки, краеведы, офицеры из тверского НИИ-2 дружно откликнулись на эту идею, ибо в основе ее лежала благая цель. Мы хотели поддержать «батьку» Александра Григорьевича Лукашенко, которого не приняла российская либеральщина (она называла его «нерукопожатным»), а также способствовать созданию и укреплению единого Союзного государства. 
Торжественной выдалась отправка от истока Западной Двины. Взволнованно прошел концерт дружбы в Андреапольском ДК. Беларусь встречала караван байдарочников малиновым звоном церковных колоколов. Растрогали, запали в душу на встрече в Витебске слова Владимира Павловича Андрейченко, председателя облисполкома. Он сказал: «Товарищи, вы делаете великое дело!» и вручил каждому из участников экспедиции памятные часы. А как тепло принимали тверичей в школе-интернате для одаренных детей в Лужесно!
Позже были обмены визитами журналистов, просто гостевые встречи в Витебске, Твери, Андреаполе, цикл статей и очерков в «Тверской жизни» под рубрикой «Аисты неба не делят», моя статья в журнале «Российская Федерация сегодня» под названием «Я уже присоединил свой огород к Беларуси». Батьке же Лукашенко я отправил письмо, в котором пожелал, чтобы успешней налаживались связи с российскими областями и советовал даже учредить орден белорусско-российской дружбы. Много было тогда, Сергей Васильевич, радужных надежд, ожиданий, но в жизни все оказалось сложнее, кто-то подсыпал песочка в тормоза.
Вторая экспедиция проводилась уже не без труда. Группа ловкачей пыталась присвоить ее и превратить в коммерческий проект. Этого мы с тобой не позволили. Экспедиция состоялась! Как здорово написал ее участник профессор Игорь Приступюк – белорус, живущий и работающий в Твери:
Живым шатром исток покрыт
У Западной Двины:
Там ель с березой – две сестры –
Корнями сплетены…
И нам судьбой предрешено,
друзья, сябры, славяне,
Вот так же жить семьей одной
Сплетенными корнями!..
А потом меня вынудили расстаться с газетой. Через несколько лет пришлось оставить редакторский пост и тебе. К сожалению, «Тверской жизни», и «Народного слова» более не существует. Ты никогда не задумывался, почему так произошло? Не есть ли это злокозненные деяния сил, которые, играя на стороне Запада, выступали и продолжают выступать против единения наших народов? Но все это, конечно, мелочи по сравнению с тем, что происходит сегодня в Беларуси. 
О своих соображениях относительно причин этих событий и возможного их исхода скажу ниже, а прежде отмечу, что я ни разу не усомнился в том, что мы с тобой поддержали Александра Григорьевича нашими памятными акциями, публикациями статей и очерков в своих газетах. И если бы меня спросили: «Готов ли ты повторить это?», я бы согласился, не раздумывая. Помнишь, Сергей Васильевич, после дружеской встречи мы прогуливались с тобой по центру Андреаполя, и я сказал знакомой женщине: это, мол, мой друг, редактор из Беларуси. Она ответила: «Уважаю вашего батьку. Он по-настоящему народный президент. Наш Ельцин ему в подметки не годится». Это уважение к Александру Григорьевичу в русском народе, поверь мне, сохранилось, и никакие провокационные фейки его не поколеблют.

***

Мы в России знаем, что в Беларуси сильная промышленность, заложенная в советские годы, передовое сельское хозяйство, достойная наука, отлаженная армия. Батька не допустил жульнической приватизации, честь ему и хвала. У вас не оптимизировали медицину, как у нас. Она – бесплатная, как и образование. Нет огромного разрыва в доходах граждан, подобного российскому. Лучше, чем в России, поддерживаются молодые семьи. Ведется масштабное жилищное строительство. На улицах городов и поселков чистота и порядок. Повторяю, мы это знаем, потому что вот она, Беларусь, рядом, и есть возможность убедиться лично в том, как вы живете. Но, замечу, к хорошему люди быстро привыкают и, увы, зачастую перестают помнить, какой ценой все это далось, и кому они за стабильность и благополучие обязаны.
Разумеется, успехов добился белорусский народ, но роль батьки в этом значительна. Трудился он, без преувеличения, титанически, а потому, можешь себе представить, Сергей Васильевич, насколько обидно Александру Григорьевичу услышать теперь на заводском дворе: «Уходи!». Вот те раз! Надрывался ради людей, и тебя же за это пустым ведром по башке. Неблагодарно, подленько это! И, видно, – с чужого голоса. Да, Лукашенко кембриджей не оканчивал, светским манерам, аристократическому лукавству не обучен. Бывает по-мужицки прямолинеен, вспыльчив, азартен, иногда сгоряча произнесет что-то жесткое. Иногда подводит его доверчивость. Такие уж мы, славяне, от роду. Но для меня, как, я уверен в этом, и для абсолютного большинства жителей Беларуси и России Лукашенко плоть и плоти своего народа, которому он служит самоотверженно и верно.
Есть ли его доля вины в том, что происходит сейчас в Беларуси? Есть. По-моему, Александр Григорьевич не предвидел, насколько основательно, системно, коварно Запад готов наносить удар по Беларуси. Что там говорить, и мы у себя в России, кажется, пока не разработали эффективных технологий мирного противодействия «цветной агрессии». Неоправданной представляется мне «многовекторность», которую Александр Григорьевич избрал. В частности, маневрирование между Украиной, которая утратила национальный путь развития, по сути, превращена в марионетку США. Ну и вовсе ни к чему была антироссийская риторика в его устах. Я не о деловых пререканиях властей с властями, а о впечатлении простых людей, чтобы на братьев-славян, близких по крови, духу, традициям, не давило понимание экономической целесообразности. 
Между тем у нашего народа впечатление, что Россия, как правило, идет навстречу просьбам Беларуси, дает кредиты, продает по сниженным ценам энергоносители, чем в значительной степени обеспечено благополучное развитие белорусской экономики. Строим вот совместно АЭС. Это надо понимать и ценить. Да, случаются неувязки, происки алчных российских олигархов, которым есть за что не любить Лукашенко. Но, в конце концов, все разрешаемо в ходе переговоров на государственном уровне. 
Или взять нашумевшую историю с «российскими диверсантами». Я с самого начала не верил первоначальной версии. Чувствовал, что-то тут не то. По-моему, Лукашенко изменила тут его мудрость, осмотрительность. Вместо того чтобы объясниться с президентом Владимиром Путиным, разобраться в ситуации, он сгоряча использовал события в предвыборных целях. И что получил? Конфуз. А зачем было приглашать госсекретаря США Помпео? Александр Григорьевич разве не понимает, чем заканчиваются «добрые отношения» с американцами? Этим дай палец – руку откусят и не моргнут.
q q q 
А еще, на мой сторонний взгляд, батька, как и наш Путин, слишком много функций берет на себя, не подготовил плотных оборонительных редутов из верных соратников. В его окружении встречаются люди, которые, как мне видится, не всегда действуют в национальных интересах Беларуси. Некоторые из них уже проявились, заняв антилукашенковскую позицию. 
Пока трудно сказать, скоро ли угаснет искусственно разогретый белорусский конфликт. Тебе, Сергей Васильевич, виднее. По-моему, здесь многое зависит от самого Александра Григорьевича. Думаю, ему ни в коем разе нельзя прогибаться перед ультимативными требованиями «оппозиции» и западных «партнеров» о проведении повторных выборов. Лукашенко абсолютно прав: при повторных выборах Беларусь ожидает хаос и трагическая судьба. Экономика будет порушена, социальные завоевания ликвидированы, белорусская нация раздроблена. Часть людей поедет работать в Польшу, часть в Россию. Олигархи наши только возрадуются таким «мигрантам». Белорусы трудолюбивы, терпеливы, квалифицированнее, чем мигранты с юга… Такой участи братскому народу я не желаю.
А во главе Беларуси, как Украина, превращенной в марионетку Запада, «демократически» поставят декоративного президента типа Тихановской. Ну согласись, Сергей Васильевич, это же дурдом какой-то: никому не известная бабенка, никогда не занимавшаяся политикой вдруг лепечет, что она «набрала 70 процентов голосов» и готова стать «национальным лидером». У меня нет ни малейшего сомнения, что победил батька Лукашенко. Хотя я допускаю, что часть народа устала от несменяемости власти. Слишком долгий срок Александр Григорьевич правит, да он и сам это чувствует.
Наверное, и он чувствует. И потому, заявив, что повторных президентских выборов не будет, высказал идею о проведении референдума по поправкам к конституции страны, после чего возможны, в соответствии с законом, уже новые выборы лидера государства. Считаю, здравый, компромиссный ход. Но торопиться, «гнать картину» в интересах внешних сил недопустимо. Всем этим полякам, литовцам и прочим забугорным «благодетелям», льющим воду на американскую мельницу, надо бы заткнуться. Неужели не понимают: Россия, исходя из своих геополитических интересов, не отдаст им Беларусь! Мы не допустим превращения ее в антироссийский плацдарм НАТО. Достаточно того, что обожглись на Украине.
Однако возникает серьезное «но». Есть ли достойная пророссийская смена у Лукашенко? Такой фигуры на горизонте мне не видится. Это со временем может вылиться в большую проблему. Впрочем, во всей этой истории, как можно предположить, есть некие подводные течения, второе, а то и третье «дно», а потому не исключаю, что Владимир Владимирович и Александр Григорьевич в состоянии преподнести миру неожиданные совместные решения. 
Но и противоположная сторона, так называемая «оппозиция», а точнее ее кукловоды, держит про запас какие-то ходы. Ты знаешь, Сергей Васильевич, насколько удобна для возбуждения толпы националистическая карта. Опыт Украины это показал. В российских СМИ промелькнуло сообщение о том, что на белорусской земле (в том числе и на твоей Витебщине) действуют специальные лагеря. Там нациков натаскивают на совершение провокаций. Наверное, где-то затаились и «неизвестные снайперы», чтобы пролить кровь и попытаться спровоцировать силовой захват власти. У нас они тоже появлялись в 1993-м, как и на Украине в 2014-м. Если так, пока нацики не высунули свое мурло и сидят в ожидании команды «фас» от кукловодов, было бы целесообразно отправить их как можно скорее и без лишнего шума в «камэры». 
q q q 
И пусть «цивилизованный» Запад сколько угодно вопит о «демократии», «правах» человека», «свободе слова». Знаем мы, чего стоят их «демократии», «права», «свободы» по событиям в Югославии, Ливии, Ираку, Сирии. Они и Беларусь готовы столкнуть в болото и раздербанить ее экономику. Но в большей степени Беларусь нужна Западу как плацдарм против России. И здесь национализм, повторяю, крайне опасен, поскольку на него легко ведется незрелая молодежь. 
Впрочем, я не отношу к националистам тех патриотов Беларуси, которые выступают за сохранение белорусских традиций, языка, и ты это знаешь. Это же родное, сокровенное, что дается с молоком матери. Отчетливо помню теплый летний вечер в моем доме на берегу Западной Двины. Как ты проникновенно читал на белорусском свои стихи, а потом вместе мы пели под баян: «Вы шумiце, шумiце надамною, бярoзы…» Тогда еще была жива моя матушка Анна Дмитриевна, вы начали разговаривать, и ты поразился, насколько народная речь западных районов Тверской области схожа с речью стариков на Витебщине. Так много в ней одинаковых слов. И немудрено. Одно племя жило когда-то в Верхнем Подвинье – кривичи, из которых мы с тобой через поколения и вышли. Пусть два языка, как два наших народа, дружески сосуществуют и впредь, и не следует противопоставлять один другому.
В заключение, дорогой Сергей Васильевич, скажу, что я отдаю должное усилиям Александра Григорьевича Лукашенко по спасению Беларуси перед лицом сильнейшего на него давления и желаю ему успехов. Он мужик крепкий, не дрогнет, не побежит в трудную минуту как Янукович, и, надеюсь, извлечет для себя надлежащие уроки. Но основная надежда на белорусский народ: на его мудрость, стойкость. Надеюсь, как и в 90-е годы «аисты неба делить не станут», в Беларуси все, так или иначе, успокоится, разрулится, придет к здравому исходу. В противном случае, «снявши голову», не пришлось бы «плакать по волосам».  
На том до свидания. Низкий поклон твоей Яне и привет Петру Гамзюку. Что-то давненько не навещал он свою родственницу в наших краях. А вообще-то очень хочется встретиться с тобой, вспомнить былое, поговорить о настоящем. Много чего накопилось. Даст Бог, свидимся. 

Дружески обнимаю.
 

Другие материалы номера