По его словам, Запад хотел «оттянуть» Белоруссию и направить против России. «Нам готовили эту вот заварушку. И Россия боялась нас потерять. Запад нас как-то подтянуть решил, конечно же, как мы видим сейчас, против России. Сейчас они хотят установить этот балто-черноморский коридор, санитарный кордон – три балтийских республики, мы и Украина. Мы тут одно звено остались», – заявил Лукашенко.
***
Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил об угрозе внешнего вторжения с западной границы с целью «отсечь» Гродненскую область.
«Потому что они (западные страны) поставили цель прежде всего эту территорию отсечь – гродненскую. Уже польские флаги вывесили недавно», – заявил Лукашенко, которого цитирует госагентство «БелТА».
«Сейчас Отечество в опасности. Мы не можем шутить. Тем более это не слабые войска – НАТО. Поэтому я предупредил президента России о ситуации, которая складывается в Беларуси. У нас полное взаимопонимание, у нас есть договор, соответствующий в рамках ОДКБ и Союзного государства», – сказал президент.
При этом он подчеркнул, что «это не только белорусские проблемы, как говорят некоторые в России». «Белорусская сегодня проблема для России не менее важна, чем для Беларуси. Атакуют Россию, прежде всего. Но хотят смять нас. Не получится! Мы дадим отпор», – подчеркнул он.
По его словам, «в этих условиях вынужден был большое количество военных перебросить на западное направление, особенно в районе Гродно».
Лукашенко констатировал, что против республики действуют сразу пять «центров силы» с целью дестабилизировать ситуацию.
Одно из «правительств в изгнании» сейчас находится в Варшаве, считает Лукашенко. По его мнению, оно представлено экс-претендентом на президентский пост Валерием Цепкало, который «меняет свое местоположение: сначала он осел в России, но там его предупредили, и он переехал на Украину, а затем ему пришлось переместиться в Варшаву, потому что Киев тоже не захотел ругаться с Минском».
Еще один представляющий угрозу для Белоруссии «центр силы» находится в Литве и представлен находящейся там экс-кандидатом в президенты Светланой Тихановской. «Ее кинули на пепелище, и она сегодня топчется на этих головешках. Ее опутали, окутали министерство иностранных дел (Литвы. – Прим. «БелТА»), спецслужбы, она уже начала делать заявления», – заявил Лукашенко.
Остальные три центра Лукашенко не стал называть. «Я просто не хочу перечислять – они от Америки до Варшавы», – заявил он.
Знак, Дыля и другие
Собрание лиц координационного совета
Белорусская оппозиция создала координационный совет по трансферу власти – «негосударственный представительный орган, созданный с целью организации процесса передачи власти и обеспечения согласия в обществе, защиты суверенитета и независимости Республики Беларусь». В президиум координационного совета вошли семь человек: глава избирательного штаба Виктора Бабарико Мария Колесникова, доверенное лицо Тихановской Ольга Ковалькова, писательница Светлана Алексиевич, юрист Максим Знак, медиатор Лилия Власова, представитель стачкома Минского тракторного завода Сергей Дылевский, а также экс-директор Купаловского театра Павел Латушко.
Пожалуй, из всех членов «координационного совета» наиболее известна знатная антисоветчица и русофобка писательница Светлана Алексиевич. Дама, которую главный редактор PolitRussia.com Руслан Осташко в прошлом году называл «профессиональным либералом», при этом отмечая: «Вы можете без подсказки Яндекса или Гугла назвать хоть одно произведение лауреатки Нобелевской премии по литературе Светланы Алексиевич? И я не могу. Но премию этой немолодой тетке дали, конечно, не за литературный талант, а за то, что она, не жалея сил, поливала грязью нашу страну». Еще ранее – в 2015-м году, ее лауреатство прокомментировал доктор философских наук Андрей Ашкеров: «Полученная Нобелевка является, скорее, проявлением бессилия политического тандема Европы и Америки перед грядущим переизбранием белорусского батьки. Алексиевич – писательница, которую никто, кроме самих писателей, не читал и читать не будет. Это не делает ее автоматически «писательницей для писателей». Совсем наоборот. Читать ее не будут от слова «совсем». А вот почитать будут. Алексиевич обласкана теми, кто читает главным образом Фейсбук». По его мнению, «в писательнице нетрудно увидеть прообраз нового Вацлава Гавела, способного стать главным оппонентом Лукашенко». Наиболее распиаренное произведение Нобелевской лауреатки – книга «У войны не женское лицо» – замаскированная под тяжелую правду о войне глазами женщины грязная клевета на нашу Победу. Книга, в которой умирающий боец просит молодую санитарку не написать прощальные строки семье, а показать грудь, мать выгоняет из дома дочь-фронтовичку, потому что соседи судачить будут, известно же, что все женщины на фронт только ради мужиков и пошли. По мнению этого «Нобеля», воевавшим женщинам стыдно было показывать медали, стыдно признаваться, что воевали…
Впрочем, в последнее время, поняв, что конкурентов, желающих лить грязь на Победу, стало чересчур много, госпожа Алексиевич решила переключиться на другую тему, либеральным чутьем определив «новый мейнстрим». В большом интервью польскому изданию «Газета Выборча», отвечая на вопрос, будет ли в книге, над которой она работает, рассказано о любви женщин к женщинам, заявила: «Конечно». И привела в пример себя: «Я сама любила в жизни и женщин, и мужчин».
К послужному списку Алексиевич можно добавить также поддержку радикальных украинских националистов, именование граждан России «агрессивными и опасными для мира людьми» и высказанное мнение, что «Белоруссия никогда не была Россией, она была Польшей». К большому, надо полагать, сожалению, и лауреатки, и ее кураторов стать «главным оппонентом Лукашенко» силенок так и не хватило, зато тетенька удостоилась чести войти в координационный совет.
Еще один интеллектуал из семерки – уволенный со своего поста за поддержку протестов экс-директор Национального академического театра им. Янки Купалы Павел Латушко, ярый сторонник перевода белорусского языка на латинский алфавит и дальнейшей «белорусизации» страны. Ну и, конечно, с давними тесными связями с Польшей – у необыкновенно «идейного» драматурга за плечами опыт работы там дипломатом. На посту министра культуры он запомнился скандалом с фальсификацией итогов «Еврофеста» и активной реставрацией памятников польско-литовской шляхты. В прессе чиновнику даже пеняли, что в пылу своего рвения он, видимо, позабыл, что является работником сферы культуры Белоруссии, а не соседней Польши. Сам он после того, как неизвестные подожгли ему дом, стал утверждать, что из него «пытаются сделать человека националистических взглядов, что не соответствует действительности».
Еще двух членов президиума координационного совета – юриста Максима Знака и медиатора (посредника в разрешении конфликтов) Лилию Власову политологи склонны считать фигурами техническими, включение которых в «большую семерку» обусловлено исключительно повышением профпрестижа данного образования. На сайте центра медиации указана следующая информация о Власовой: рабочие языки: русский, польский, английский. Стажировки: Германия, Великобритания. Является также учредителем юридической компании «Власова, Михель и Партнеры», имеющей стратегических партнеров в Литве, Латвии и Эстонии.
Максим Знак – адвокат экс-банкира Виктора Бабарико, национальный консультант по приведению норм законодательства Республики Беларусь в соответствие с «базовыми соглашениями ВТО». Как и у прочих членов совета, у него прослеживаются польские связи: Знак – выпускник варшавского Университета Козьминского. Помимо юридической практики, является колумнистом оппозиционного издания «Белгазета», журналисты которого с давних времен известны своей «нелюбовью» к Лукашенко.
Самый малоизвестный член координационного совета – представитель стачкома Минского тракторного завода Сергей Дылевский по кличке Дыля. Если приглядеться к его соцсетям, заметно, что в 2013-м там еще встречаются посты про русский характер и наш особый менталитет (на русском языке), и даже репосты следующего содержания: «Я бы 3 страны (РБ, РУ, РФ) объединил и дал рулить этим всем Батьке… Черноты нет, преступности нет, коррупции нет. Все совхозы поднимаются, все засеяно, все товары местные, и ГОСТы РФ отдыхают. Да что говорить… Вечно летает и толкает продукцию на экспорт, причем качественную… Любая деревня отстраивается и становится поселком гор. типа. Ночью можно легко гулять по городу, и никто не тронет. Безопаснее, чем в банках Москвы… Повсюду молодые с детьми и минералки вместо бухла… Позитив в общем. Единственная беда – зп малы. Дай Бог, чтобы там нашли нефть или газ, и будет рай для человека…» В 2017-м там уже обнаруживается картинка с заляпанным кровью флагом (еще красно-зеленым) с подписью «Не надо печалиться, вся жесть впереди».
А в 2019-м на «стене» Дыли уже красуются репосты розыгрыша вышиванок от «Радые свабода» и фото с автосоревнований, на которых он выступает под бело-красным флагом, ведущим историю от знамен королей Речи Посполитой, украшенным «Погоней» – государственным гербом Княжества Литовского. «Вот за этот замечательный флаг нас могут просто не допустить к соревнованиям», – сокрушается сам автор в комментариях. Не совсем понятна миссия Дылевского в большой политике и в «представительном органе», но главным майданным требованиям – вышиванка, мова и чужеродный флаг, он явно соответствует.
В состав президиума вошла Ольга Ковалькова, доверенное лицо Тихановской, сопредседатель партии Белорусской христианской демократии, не раз заявлявшая, что она против интеграции Белоруссии с Россией. Сама партия считает себя продолжательницей дела организации с одноименным названием, созданной в 1927 году. В то время как большинство других западнобелорусских политических движений тех лет были левыми или даже просоветскими, БХД отличалась правоцентристской направленностью и выступала за лишение русского языка статуса второго государственного в Беларуси.
Впрочем, как показали события последних дней, оппозиции свойственно переобуваться на ходу, если это в данный момент выгодно. 18 августа еще один «большой политик» и член президиума Мария Колесникова – флейтистка, осевшая в Германии после окончания Штутгартской высшей школы музыки, заявила, что в случае прихода к власти белорусская оппозиция не только не намерена отказываться от конструктивного диалога с РФ, но и вопрос выхода страны из союзных структур с Россией (как было ранее неоднократно заявлено) даже не обсуждается: «У нас этот вопрос вообще не стоит на повестке», «Мы конструктивно настроены ко всем внешним партнерам Белоруссии».
Особенно конструктивно представители оппозиции настроены к Польше и странам Прибалтики. Так, не желающая мириться с поражением на президентских выборах Светлана Тихановская на днях встретилась с премьер-министром Литвы Саулюсом Сквернялисом, который, «заверил Светлану, что правительство Литвы вместе с Латвией, Польшей и Эстонией будет делать все, чтобы в Беларуси прошли свободные и честные выборы». А экс-претендент на пост президента Белоруссии Валерий Цепкало в Варшаве встретился с министром иностранных дел Польши Яцеком Чапутовичем. Оппозиционер заявил, что выразил благодарность Польше «прежде всего, за готовность помочь репрессированным и пострадавшим во время недавних демонстраций в Беларуси». «В дополнение к существующей поддержке в этом отношении, новые рамки помощи будут изложены в «Плане солидарности с Беларусью», о котором недавно объявил премьер-министр Матеуш Моравецкий», – отметил Цепкало.
Но «вишенка на торте» – это обсуждение на встрече создания польско-американского фонда «для финансовой и юридической поддержки гражданского общества в Белоруссии», в частности тех, кто был ранен во время протестов или бастует на предприятиях. И это в дополнение к 53 миллионам евро «помощи для белорусов», которые «на поддержку гражданского общества, независимых СМИ и жертв репрессий» планирует выделить Евросоюз, о чем ранее сообщила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. У кого-то еще остаются сомнения, за чей счет банкет?
Юлия ЖУМАКБАЕВА