Ю.П. Синельщиков, депутат Госдумы: Урок не впрок

– Как вы думаете, Юрий Петрович, будет ли исполнен Россией призыв европейских парламентариев?
– Сомневаюсь.
– Некоторые могут упрекнуть нас за ссылку на эту резолюцию. Но именно в Европарламент обратилась группа россиян, которые не смогли в своей стране получить объективную оценку появившимся из недр Кремля поправкам к Основному закону, попирающим остатки демократии в РФ, укрепляющим авторитаризм. Люди направили свою петицию за многочисленными подписями в Европарламент. Как вы расцениваете сложившуюся ситуацию?
– Для народа такие обращения бывают последним спасением, особенно там, где люди терпят насилие, притеснения, злоупотребления со стороны властей, правоохранителей. Конечно, нашему правительству не нравится, когда Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) принимает решения о выплате российским истцам крупных сумм. Очень крупных сумм, как было, например, по делу ЮКОСА, – 1 млрд 866 млн 104 тыс. 634 евро. Это, конечно, редкий случай, чаще суммы назывались значительно меньшие. Но в любом случае наше руководство не хочет подчиняться Европейскому суду, потому и возникла поправка о том, что законы нашей страны выше международных требований.
И, конечно, задет престиж… Как так? Наши Верховный суд, Конституционный суд рассмотрели все обращения граждан по поправкам, внесенным президентом. Наша фракция КПРФ обращалась в Конституционный суд, мы указывали на очевидную неконституционность поправок, нарушающих главные принципы устройства нашего государства. Но, все суды всё поотклоняли… А тут инициаторы пошли в Европу, и Европа ответила, дав негативную оценку действиям российских властей.
– Комиссия Совета Федерации по защите госсуверенитета заявила, что Европарламент не вправе указывать суверенной РФ отменять или не отменять поправки.
– Ну, да кто такая теперь для нас Европа? Разве что крупный потребитель газа. Так рассуждают сенаторы. Да, мы – большая страна, значимая, но Европа важна для нас, для нас важны ЕСПЧ, Европарламент, их мнение. Они в юридическом споре высказывают порой такие нюансы, на которые наши суды даже внимания не обратили бы. Не стоит нам пренебрегать европейцами.
– Тем более что у многих защитников госсуверенитета как раз в Европе находятся счета, недвижимость, семьи, их дети учатся в европейских университетах. И это не считается подрывом суверенитета России?
– Там у них вторая родина, если не первая. Они очень любят Швейцарию, Англию, Германию, Испанию, Францию… А почему избрали эти государства? Потому там демократия, нашим нуворишам нравится демократия. А в России они вводят обнуление, чтобы иметь здесь вечную власть и выкачивать капиталы. Вот и вся песня. Легко эксплуатировать если не дармовую, то очень дешевую рабочую силу.
– Выводы Европарламента по поправкам совпадают с выводами коммунистов. КПРФ поддержали миллионы граждан России, протестовавших против скоропалительного перекроя Основного закона.
– Правительство РФ, Госдума, согласившиеся с этими поправками, думается, неправы. Это их большой промах. Европарламент обращает особое внимание на обнуление сроков президента РФ, Европарламент осудил такие формы волеизъявления, как многодневное голосование на пеньках, надомное, электронное, прочее дистанционное голосование. Такие изменения в законе о выборах европейцы считают недемократичными. Я считаю, это абсолютно правильные оценки, их надо поддерживать, я готов их поддерживать двумя руками. Да, и наша правящая элита совсем недавно брала за образец европейские законы.
– Грустно, что наши граждане вынуждены обращаться в зарубежные инстанции в поисках правды, в России не могут найти управы на беззаконие.
– Да, кое-кто у нас считает позором такие обращения. Но так человек рассуждает, покуда его не коснулась несправедливая кара. Тогда позиция меняется. Мы должны иметь в виду, что неисполнение европейских решений пока не влечет серьезных последствий. Но в какой-то момент может аукнуться.
– Нынешнее пренебрежительное отношение российских политиков к европарламентской резолюции, выводам Венецианской комиссии сильно диссонирует с тем, что происходило в первые годы после буржуазного переворота. Может, таким образом хотят сгладить позор обнуления?
– Да, в 90-е всё, что сопровождалось словом «Европа», было непросто модным, было почетным. «Демократы» стремились ориентироваться на Европу, кто-то ориентировался на Америку. Но именно Европа считалась примером.
Нам и сейчас есть что у них позаимствовать по части демократии. Прежде всего, это законодательство об оппозиции. В Европе, в отличие от нашего руководства, знают, что сильная власть в том обществе, в том государстве, где есть сильная оппозиция, готовая в любой момент сменить правящую партию. Если в стране сильная оппозиция, тогда и государство сильное.
В России нет сильной оппозиции, которая могла бы защитить людей, не согласных с властью, обиженных властью. Единственная оппозиционная сила в РФ – это наша Коммунистическая партия. Но мы не имеем такой мощи, как оппозиционные партии в большинстве европейских стран. Нас забивают постоянно, начиная с заседания парламента и кончая местными органами власти, местными князьками. Они это делают без стыда и совести.
На стороне этой самой власти на уровне субъектов РФ стоит железно правоохранительная система. Она стоит не на страже закона, а на страже политических интересов правящих лиц. Если закон удобен, он исполняется. А в большинстве случаев нынешние законы удобны. Наше законодательство – буржуазное. Даже социальные законы служат интересам буржуазии, которой надо, чтобы работяга выжил, чтобы он пришел к станку и выдавал им прибавочную стоимость.
– И что остается массам?
– Надежда на лучшее. А наша, коммунистов, задача – работа с людьми. К сожалению, последние выборы показали, что лучшее будет не скоро. Невольно задаешься вопросом: власть, что ли, в агонии бьется? Какие безобразные приемы фальсификаций применяются, приемы давления на граждан, на партии. До чего только не доходит. Ко мне обращаются граждане, рассказывают: руководитель предприятия обязал всех поголовно идти голосовать за «Единую Россию». Инструкция такая: заходишь в кабинку, ставишь галочку напротив строки «Единая Россия», кладешь свой паспорт, бюллетень, фотографируешь на телефон и тут же передаешь в управление кадров предприятия. Там сразу же получают эту информацию. Если не передал информацию, значит, ты не проголосовал, как надо, – готовься к увольнению.
Так вот запросто делается на предприятиях, особенно на крупных, «победа» «Единой России». Видимо, власти и директоров берут за горло, чтобы они контролировали процесс.
Наш народ, конечно, горазд на выдумки, находят способы, как вывернуться. Но в основном люди вынужденно голосуют, как приказано.
– Эксперты Европарламента рекомендуют РФ пересмотреть статью 79 Конституции, что касается прав человека, а также – обнуления. Такое возможно?
– Продавленное обнуление – это позор, средневековье. Европа не просто осуждает его, она иронизирует…
Конечно, ни власть, ни правящая партия не посягнут на пересмотр. Оппозиция может проявить свою инициативу, но единороссы ее заблокируют. Конституционный законопроект принимается в парламенте двумя третями голосов. За почти 30 лет этой власти оппозиция не смогла поменять конституцию в пользу народовластия. Хотя КПРФ вносила такие законопроекты. Люди знают нашу позицию применительно к обнулению президентских сроков, к другим ущербным поправкам, включенным в конституцию. Она резко отрицательная.
– Европарламент отмечает, что не смог даже определить, что за голосование проводилось, – не референдум, не выборы…
– Европейцы не сильно вникали в процедуру. Они сосредоточились на существе вопроса: что вы, ребята, безобразие допускаете, средневековье? Они нас упрекают и над нашей властью смеются.
Думаю, окружение президента подтолкнуло его на этот шаг. Свита хочет и дальше жить роскошно. Гарант их благополучия. Вот это окружение и убедило его, что только Путин может руководить, что государство рухнет, если не будет Владимира Владимировича у кормила. Мы же помним, как запускался слоган: «Путин – это Россия».
Если придет новый руководитель, пусть даже с той же политической платформой, с той же партийностью, все равно он поменяет окружение. Это будет серьезная травма для путинских людей…
– Потеряют доходы…
– Много чего потеряют, особенно из того, что нигде не записано.
– Но «обнуление» – это все-таки пятно в истории…
– Думаю, что последующие поколения будут вспоминать с усмешкой этот исторический казус. Будут, думаю, упрекать старшие поколения, допустившие такое постыдное решение. История такое никак не одобрит. Наши внуки будут смеяться над «обнулением» еще громче, чем европейцы.

Беседовала
Галина ПЛАТОВА

Другие статьи автора

Другие материалы номера