Как крымчанин могу с сожалением подтвердить – с водой на полуострове действительно плохо. «Советская Россия» об этом уже информировала читателей. Положение дел с обеспечением водой населения ухудшается с каждым днем. Запас воды в водохранилищах едва превышает 20% от их проектного объема. Три десятка населенных пунктов полуострова переведены в настоящее время на почасовую подачу воды, что, естественно, никак не покрывает существующих потребностей. Подвоз воды, организованный местными властями, кардинально проблемы не решает. Да и вряд ли существенно изменят ситуацию дополнительные водовозки, разрешения на приобретение которых ожидает предприятие «Вода Крыма».
О том, что Крым ожидают проблемы с водой, было понятно давно, фактически с 2014 года, когда Украина перекрыла Северо-Крымский канал. Однако худо-бедно, до декабря прошлого года особых проблем все-таки не возникало. Минувшая малоснежная зима 2019–2020 годов и видимое невооруженным глазом снижение запасов воды в водохранилищах заставили о проблеме заговорить уже на уровне правительства. Президент России потребовал на совещании в Ялте еще 10 января ее решить. После относительно бесперебойной подачи воды весной и летом, с началом сентября в республике началась жесткая экономия воды для любых целей.
При этом республиканские и муниципальные власти успокаивают жителей полуострова. Комментируя решение по ограничению водоснабжения в курортной Алуште и некоторых южных поселках, введенное с 23 сентября, глава администрации Алушты Г. Огнева заявила: «Пока давление в системе водопровода будет снижено в ночное время – с 23.00 до 5.00, что заметят лишь любители ночных ванн, стирок на всю ночь или включения посудомоечных машин. Снижение давления позволит сэкономить воду и гарантировать, что даже без осадков она будет в кранах домов и квартир до апреля 2021 года…»
Примерно в том же духе высказывается и председатель Совета министров Республики Крым Ю. Гоцанюк: «Ситуация с обеспечением водой в Крыму сложная, но контролируемая. Бурятся новые скважины, которые дадут дополнительный приток. При необходимости жителям осуществляется подвоз воды, а также установлены накопительные емкости. Без воды крымчане не останутся». По словам премьера, в республике проводятся работы по смене силового оборудования и насосов, что позволит обеспечить водой микрорайоны, в которых существуют технические сложности с регулированием давления в системе. Ведутся работы по увеличению подъема воды из артезианских источников до 70 тыс. м3 в сутки, что позволит увеличить примерно на 45% объем поставок питьевой воды в Симферополе.
Что ж, хочется верить в то, что принимаемые республиканскими властями меры не окажутся тщетными. Но существует и еще одна проблема. Качество самой воды. Воду, а в моем микрорайоне ее подают с 5.15 до 9.15 утром и с 17.15 до 21.15 вечером, мы получаем отвратительную. Кто-то ее сразу окрестил «ржавой глинистой жижей».
Проблема усугубляется введенными режимами снижения давления в трубопроводах. Во многих многоквартирных домах даже низкокачественная вода не поднимается выше 3–5 этажа. Низкое же качество воды руководство головного предприятия, обеспечивающего крымчан водой, объясняет «нарастающей мутностью» в Симферопольском и Партизанском водохранилищах.
Всё это не стало для нас, жителей Крыма, чем-то неожиданным. Она вполне ожидаемой. Специалисты предрекали такое развитие событий неоднократно. Но власти полуострова их в упор не желали слушать. Мало того, есть основания сомневаться, что в Государственном комитете по водному хозяйству и мелиорации, в правительстве Крыма осознают масштабы проблемы, свалившейся на всех. Последние события уверенности в том, что у власти есть хоть какое-то реальное решение на этот счет, не добавляют. У крымчан, что ни говори, откровенно копятся досада, горечь, неуверенность в завтрашнем дне. Нас настраивают на то, что ограничения в воде мы будем испытывать, о чем заявил глава Крыма С. Аксенов, как минимум до марта 2021 года.
Проблемы с водой в Крыму при наличии немалого количества водных ресурсов были и раньше. Но до сих пор не исследованы, например, подземные воды республики. Известна позиция, что, дескать, нельзя злоупотреблять использованием подземных вод, так как их якобы начинает замещать морская вода. Специалисты регулярно били тревогу по поводу нерационального использования собственных водных ресурсов. Но для того, чтобы правильно их использовать, необходимо сперва тщательно их исследовать. Найти такие «подземные реки», отбор из которых не повлияет на их геохимический и гидрогеологический характер.
Есть ли в Крыму возможности для подобных поисков? Безусловно, есть. В основном вода у нас идет с крымских гор. Она спускается оттуда по водоупорам, как по желобам, растекаясь по всему полуострову. Потенциал этих вод, по словам специалистов, так и не исследован. Соответственно и не эксплуатируется. Как и нет внятного ответа на вопрос: достаточный ли объем у подземных вод и способен ли он покрыть нужды полуострова.
Особую обеспокоенность ситуация с водой вызывает в агропромышленном комплексе республики. Горький опыт в этом плане у Крыма уже есть – в результате неправильного полива на севере полуострова произошло не только засоление почвы и подземных вод, но была утеряна и возможность выращивания на этих землях риса, долгие годы поливавшегося водами Северо-Крымского канала.
Сегодня нередко раздаются призывы наладить поставку воды с материка, построив для этой цели мощную перекачивающую станцию и водовод из Кубани. Эксперты говорят, что идея эта из давнего прошлого. Еще в 70-х годах прошлого столетия инженеры подготовили проект строительства трубопровода с территории Краснодарского края, была ими разработана и полновесная проектная документация. Речь шла о поставке около 1 млн м3 воды и строительстве двух ниток двухметрового трубопровода по мосту через Керченский пролив. Советская власть искала решение проблемы чуть ли не полвека назад. Поиски надежного водоснабжения предпринимались и после того, как Украина перекрыла воду, шедшую по Северо-Крымскому каналу. Но проблема усугубляется тем, что воды не хватает Таманскому полуострову. Ее там вообще практически нет, ни подземной, ни поверхностной. Точнее, подземная вода все же есть, но у нее и жесткость, и солесодержание в три раза выше нормы, соответственно, и пить ее нельзя.
Республиканским властям следует прислушаться к науке, к тем профессионалам, которые, слава богу, еще остались в Крыму. Без грамотных расчетов не обойтись. Как, к примеру, можно приступать к работам, не имея понимания того, каковы запасы определенного подземного источника и сколько можно отбирать из него воды? Питание подземных вод испытывает сезонные колебания – когда-то можно взять больше, когда-то меньше. Подземные источники обладают определенной эластичностью – при технически грамотной эксплуатации они позволяют маневрировать отбором и тем самым компенсировать недостатки поверхностной воды в водоснабжении. Опять-таки, для этого нужны комплексные исследования, которые не проводились с момента присоединения Крыма к России.
Возможно, что-то в этом вопросе и сдвинется с мертвой точки. По крайней мере надежду крымчане, в большинстве своем привыкшие к различным испытаниям и так называемым блэкаутам, не теряют. Уже дано поручение Минприроды и Росгеологии «отправить своих представителей в Крым и провести геологические изыскательские работы». Процесс этот не быстрый, и сам по себе приезд представителей госструктур проблему не решит. Будем ждать, другого не остается…
Нет у крымчан и исчерпывающей информации и том, как реализуется утвержденная Советом министров республики программа по улучшению качества водоснабжения, рассчитанная аж до 2024 года и на которую предусмотрено свыше 3,5 млрд рублей. Неизвестно и о проведении соответствующих проектных изысканий по определению резервных систем водоснабжения, с использованием, как ранее говорилось, самого крупного в Крыму искусственного Межгорного водохранилища, с объемом 50 млн м3. Сейчас это водохранилище практически пустое, наполнять его нечем.
В рамках федеральной целевой программы по улучшению водообеспечения Крыма и Севастополя предусмотрено финансирование порядка 71,5 млрд рублей. Видимых результатов пока не наблюдаем.
Можно, конечно, вспомнить о проектах опреснения морской воды и по искусственному вызову осадков с помощью авиации. В Крыму много говорят о проекте по отбору части паводковых стоков из горной реки Коккозка и строительстве силами Минобороны водозаборов по отбору воды из некоторых водохранилищ. Без сомнения, все эти задумки и проекты имеют право на жизнь, возможно, смогут и дать определенный результат, поскольку ситуация с водоснабжением фактически равна уже катастрофе.
Авторитетный ученый, доктор геологических наук, профессор кафедры землеведения и геоморфологии Таврической академии Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского А. Пасынков в интервью в конце января рассказал: «В СССР вопросами водообеспечения занимались очень серьезно. Например, до 1986 года при объединении «Крымгеология» существовало множество гидрогеологических специализированных отрядов – отряд режима и охраны подземных вод, отряд баланса и оценки запасов подземных вод, отряд оценки качества подземных вод, отряд разведки подземных вод и другие. Также подразделения «Крымгеологии» делились на партии – партия степного Крыма, партия предгорного и горного Крыма, партия Керченского полуострова, гидрологическая партия и другие. Руководил ими главный гидрогеолог. Под его началом опытнейшие гидрогеологи разведывали месторождения воды, качественно и количественно оценивали их запасы, рисовали карты подземных вод, наконец, самое главное, следили за состоянием питьевых водоносных горизонтов. Для этого были пробурены режимные наблюдательные скважины, с помощью которых определяли уровень подземных вод – фиксировали его повышение или понижение. <…>
Ситуация отслеживалась по всему Крыму, включая Севастополь. Кроме определения уровня, они обязательно анализировали пробы на наличие примесей – пестицидов и нефтепродуктов, благодаря чему проводилась постоянная оценка количественного и качественного состояния подземных вод. С началом перестройки эта схема приказала долго жить, и начался нерегулируемый отбор подземных вод. Например, в районе Сакского водозабора из-за интенсивного отбора начался «подсос» морской воды, и сегодня эти источники нельзя использовать даже для технических нужд, потому что почва засолится при ее применении».
То есть, систему контроля и наблюдения за состоянием подземных вод практически уничтожили. К тому же началась и массовая выдача лицензий на отбор проб воды из подземных горизонтов. Выдано их в Крыму, по словам А. Пасынкова, свыше 170. А это значит, что частник, пробуривший скважину, распоряжается водой по собственному усмотрению и далеко не всегда вода идет для питьевого водоснабжения.
Благодатный Крым страдает сегодня от недостатка самого ключевого жизненного ресурса – воды. Терпим и приучаем себя к предельной экономии. Выдюжим ли? Хватит ли терпения? Где гарантия, что в обозначенные руководством республики сроки будут приняты действенные меры, способные вернуть воду в наши дома?