Автомобилистов поздравляли с профессиональным праздником политики, руководители, известные люди страны. А в федеральном профильном министерстве думали не о поздравлениях, а о водителях и дорогах. Замминистра транспорта Дмитрий Зверев выразил глубокую озабоченность недисциплинированностью водителей на платных дорогах, норовящих проскочить бесплатно.
Только в этом году, с января по сентябрь, зафиксирована неоплата проезда при барьерных системах взимания средств за езду на платных автодорогах – более 374 тыс. раз. «Неправомерный проезд сопровождался сбитием шлагбаумов, попытками проехать за впереди идущей машиной, подъемом шлагбаумов вручную», – жаловался депутатам замминистра и предложил приструнить автоводителей. Как? Да прежде всего, штрафами.
В министерстве подготовили пакет законопроектов: «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ…» – основной – и сопутствующие – «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» и «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ».
Основной законопроект предусматривает переход от классических – барьерных систем взимания платы, требующих обязательную остановку транспорта, к безбарьерным системам. Введение такой системы, по словам Зверева, позволяет включить максимальное количество норм прямого действия, что повысит дисциплину водителей. А внесение изменений в Кодекс РФ об административных нарушениях обеспечивает механизм реализации действия по отношению к нарушителю, не оплачивающему проезд по платной дороге. Это новация, которая предоставляет возможность владельцу транспортного средства, получившему постановление о наложении административного штрафа, в течение 60 дней просто оплатить стоимость проезда, если он этого не делает, то платит штраф. Слова «штраф», «взимание», «плата» – ключевые в министерском законодательстве.
Но замминистра рекламировал свои инициативы как гуманные, необходимые и правильные. Со Зверевым соглашались только единороссы, а коммунисты, жириновцы и справроссы раскритиковали чиновника с его проектами в пух и прах. Вчитавшись в законопроект, депутаты выяснили, что законопроекты Зверева продиктованы почти нескрываемым лоббизмом в пользу получателей платы за дороги, в кассу которых отправятся еще и штрафы.
Зверев утверждал, что введение административной ответственности, штрафы с автомобилистов «отвечают общественным интересам». Справросс Д. Ионин поправил чиновника: речь идет не об общественных интересах, а о частных интересах концессионеров, которые получат финансовую прибыль с оплаты дорог, да еще и от штрафов.
«Где еще принимаются законы о введении штрафов в пользу концессионеров?» – возмущался коммунист Николай Коломейцев. А в законодательстве министерства транспорта создается механизм безудержного штрафования водителей, потому что это гарантирует хорошую прибыль концессионерам.
Да и организация движения на платных дорогах небезупречна. Организаторы обещали, что на этих магистралях будет скоростное движение. А на деле всё не так. На платной трассе М-4 огромные очереди образуются, простоять можно до 2,5 часа на терминалах. Никто за простой водителю ничего не компенсирует, только с него дерут плату за проезд, штрафы, «платоны».
«Что у нас хорошо получается в государстве, так это придумывать цифровые сервисы по взиманию денег с граждан», – иронизировал А. Старовойтов (ЛДПР).
Депутаты напомнили Звереву еще и о том, что у каждой платной дороги должна быть бесплатная альтернатива, не каждый водитель способен платить за дорогу, в России народ бедный, это обязаны учитывать любители поборов с народа. Закон о дорожном движении предусматривает наряду с платными трассами наличие бесплатных. Но где они? Министерство над этим даже не задумывается, никаких проектов на этот счет. Что это – отсутствие исполнительской дисциплины? Так, может, пора и на министерство наложить штраф за забывчивость?
Зверев как мог возражал, опровергал, что-то обещал. Критика была справедливой. И если бы не услужливая «Единая Россия», у министерских законопроектов не было бы никаких шансов быть принятыми. Три думские фракции отказались их поддерживать. Но 253 единоросса проголосовали за – и чиновничьи законопроекты были приняты в первом чтении. Против высказались 37 депутатов от КПРФ, ЛДПР и «СправРоссия» воздержались.