Достаточно сказать, что за эту важнейшую сферу в условиях ожесточенной информационной войны восемь лет (!) возглавлял на посту замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Алексей Волин. Хотел написать «либерал», но это было бы идеализацией – у Волина, по моим представлениям, вообще нет никаких убеждений и идей, кроме чисто коммерческих. Да, с 2008 года он – член Высшего совета оппозиционной партии «Правое дело», в руководство которой вместе с ним входили такие одиозные либеральные деятели, как Леонид Гозман, Евгений Чичваркин, сбежавший потом в Лондон, и Борис Надеждин. Но при первом же поражении он сам слинял из политики в бизнес, оказался в кресле президента ООО «А3 – платежный сервис». Потом прямиком из сферы платежек был назначен заместителем министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, где отвечал за проведение государственной политики в области СМИ. Отвечал так, что именно ему надо задать больные вопросы: почему мы проигрываем когнитивную войну смыслов и знаний, почему у нас в медиасфере безнаказанно шуруют откровенные враги России, почему через государственные СМИ или детища того же Газпрома у нас так активно ведется антигосударственная пропаганда и почему в результате Россия постоянно проигрывает в информационной войне с Западом?
Совсем недавно, чувствуя окончание министерской карьеры, Волин продолжал гнуть свою линию: в 2020 году в интервью журналу «Эксперт» о мерах поддержки СМИ в условиях пандемии коронавируса Волин так оценил положение журналиста в обществе: «Печник или булочник должны стремиться к высшим целям? Они создают продукт, который пользуется спросом в обществе и от которого зависят жизнь и здоровье людей. Если люди от их продукта начинают умирать или болеть, продуктом перестают пользоваться. То же самое у СМИ. Попытка журналистов объявить себя чем-то из ряда вон выходящим никогда не встречала моей поддержки. Для меня человек, который делает табуретку, и человек, который пишет в газете, ничем не отличаются». Лихо – приравнять работу журналиста к работе столяра, надо просто жить в каменном веке.
Журналистскую и образовательную общественность взорвало в свое время выступление Алексея Волина на научно-практической конференции на факультете журналистики МГУ. Волин заявил студентам и преподавателям, что у журналиста «нет задачи сделать мир лучше, нести свет истинного учения, повести человечество правильной дорогой». Он цинично витийствовал: «Нам четко надо учить студентов тому, что… они пойдут работать на дядю, и дядя будет говорить им, что писать, что не писать и как писать о тех или иных вещах, и дядя имеет на это право, потому что он им платит», – так этот куратор российских СМИ от имени государства характеризовал отношения владельцев изданий и журналистов. «Кто платит, тот и заказывает музыку»… А если платит такой идеологический противник, как Госдеп США? Или М. Ходорковский из Швейцарии – пусть себе? Такие оценки Волина вызвали резкий протест со стороны Союза журналистов России, который посчитал, что речь идет о «шельмовании журналистики, принижении ее роли». Даже В. Соловьев вскричал в своей программе: «Такой человек завтра же должен быть уволен с руководящей должности!» Нет, он еще четыре года вел свою антигосударственную, непрофессиональную по сути политику, превращая пишущих и вещающих в обслугу бизнеса и грязного политиканства…
Наконец премьер Михаил Мишустин снял с поста замминистра Волина, хотя подлинные причины его отставки широкой общественности не объявлены. Может, его готовят на повышение? Ужасающий вопрос закрадывается потому, что на место Волина была назначена 35-летняя Бэлла Черкесова, прежде работавшая в администрации президента на должности референта управления по общественным связям и коммуникациям. Само управление возглавляет Александр Смирнов. Красавица Бэлла с 30 лет стала работать в управлении начальником департамента развития СМИ. Кстати, и сам Волин, бывший журналист кремлевского пула, до бизнес-пиара тоже работал и в АП, и в аппарате правительства РФ. То есть важнейшей идеологической отраслью руководят карьерные аппаратчики, имеющие весьма своеобразные представления о профессии, о жизни, о России!
Та же Бэлла Мухарбиевна родилась в городке Верея Наро-Фоминского района Московской области в семье предпринимателя. Училась на факультете международной журналистики МГИМО МИД России. А потом сразу же попала в департамент пресс-службы и информации правительства РФ. Спустя четыре года перешла в АП, где «обеспечивала защиту интересов российских СМИ за рубежом» и «координировала переход телевизионного вещания в России в цифровой формат». Бэлла Черкесова – протеже Алексея Громова (я писал о главном кураторе ТВ в связи со скандальным показом телесериала «Зулейха…»). Управление, в котором работала Черкесова, подчиняется первому замруководителя администрации президента Громову, которого издание «Проект» вообще назвало «руководителем российской государственной пропаганды». На планерках у Громова, бывшего пресс-секретаря Владимира Путина, собираются, как в добрые советские времена на Старой площади, руководители всех основных телеканалов – Первого, ВГТРК, НТВ и других, туда же приходят сотрудники пресс-служб президента, правительства и парламента, утверждает «Проект», ему подотчетны даже миллиардеры, владеющие российскими СМИ. Плоды их работы – на экране! Молодые совершенно перестали смотреть телевизор.
Источник «Ведомостей» назвал Черкесову «правой рукой куратора гибнущего ТВ Громова». Конечно, она дружит с другой любимицей Громова – Маргаритой Симоньян, о ней высоко отзывается официальный представитель МИД России Мария Захарова. Одна дамская тусовка! Источник «Открытых медиа» обращает внимание, что ранее высокие посты получали и другие молодые чиновницы с эффектной восточной внешностью, работавшие под началом Громова. В частности, Гульнара Пенькова, которая дослужилась до поста замначальника президентского управления пресс-службы и информации (возглавляет Андрей Цыбулин, также контролируется Громовым) перед уходом в мэрию Москвы, где стала пресс-секретарем Сергея Собянина. А возглавившая в прошлом году Ростуризм ровесница Черкесовой Зарина Догузова прежде руководила департаментом в кремлевском управлении по общественным связям и коммуникациям, сообщают те же «Открытые медиа».
Одной из задач Черкесовой в министерстве, как утверждают те же источники, будет оптимизация расходов на государственные СМИ. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что сокращение расходов на госмедиа – «это постоянная задача, и она была и раньше». Однако в сентябре РБК сообщал, что даже на фоне пандемии власти не решились уменьшить поддержку государственных СМИ в 2021 году (хотя ранее планировали сократить субсидии на 40% по сравнению с нынешним годом): согласно проекту бюджета, на субсидии потратят гигантскую сумму – 102,8 млрд рублей. Для сравнения: в проекте бюджета финансирование госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» всей необъятной России сокращается в следующем году на 13% – с 36 до 31 миллиарда: меньше трети финансирования государственных СМИ! Самую крупную поддержку получит Russia Today – 27,3 млрд рублей, медиахолдинг «ВГТРК» (телеканалы: «Россия 1», «Матч ТВ», «Культура», «Карусель», «Радио Маяк» и другие) – 25 млрд рублей, МИА «Россия сегодня» – 7,6 млрд. Понимаете, на фоне растущей безработицы, сокращения расходов на здравоохранение, науку, образование, культуру – финансирование официозных, пусть даже провальных, СМИ – растет!
Когда коллегу Черкесовой – Зарину Догузову – уроженку Цхинвала, не знающую России, – назначили каким-то чудом на должность руководителя Ростуризма, я предсказал дальнейший крах этой важнейшей отрасли. Конечно, теперь легко списать все на пандемию, но правительство выделило на развитие внутреннего туризма 15 млрд рублей, Догузову выпустили в эфир по многим федеральным каналам. Говорила кавказская красавица скучно, не зажигательно (наверное, где-то она другая), действовала бездарно. Результат – почти нулевой: была освоена лишь малая часть беспрецедентной суммы поддержки. Программу продлили до 10 января – это же дикость! Почему не продлили до 10 февраля, до окончания студенческих каникул, которые начинаются обычно в Татьянин день, 25 января, – Догузова не хочет поддержать молодежный туризм, открывающий Родину?
Не верю в успех этих назначенок. Ну, хотя бы потому, что подобные дивы из ковровых властных коридоров, попадающие в них прямо из престижного МГИМО, ничего не успели познать, постигнуть в нашей действительности, кроме девиза «Нос по ветру – и волосы распустить!», не реализовали ни одного самостоятельного проекта, ни одного дела по профилю не поднимали с нуля, не заслужили признания профессионалов. Это бич путинской кадровой политики, которая только усугубляется в досконально известных мне сферах – культуре, образовании, туризме. Просто недоумение и отчаянье охватывают!
Есть поговорка: «Новая метла по-новому метет». Новая кураторша СМИ Черкесова с прической и макияжем никак на метлу не похожа, но пока программных, новых по духу заявлений не делала. По ее тривиальным словам, само понятие «медиа» становится сегодня намного шире, стираются границы между традиционными и нетрадиционными медиа. «Информацию и контент производят все – это необратимый естественный процесс, и это нормально. Одной из своих задач вижу – больше достоверной информации и качественного контента», – сказала замминистра в комментарии агентству РБК. Обтекаемо, осторожно. Ни о чем. На ТВ, курируемом ее бывшим начальником, – качественный контент? Ну а про достоверную информацию – особый разговор.