Общественные работы, как предполагается, будут продолжаться до конца ноября – это благоустройство территории самого предприятия и ремонт его оборудования.
В середине октября «Советская Россия» со ссылкой сразу на несколько источников сообщила, что корпорация «Уралвагонзавод» задолжала уже 100 миллиардов рублей и осталась без заказов на железнодорожные вагоны в 2021 году. Эту информацию «Уралвагонзавод» сразу назвал не совсем достоверной. Однако перевод такого числа работников на уборку улиц предприятия – наглядное подтверждение газетной информации.
Мало того, по информации «Правда УрФО» (вот ссылка: https://pravdaurfo.ru/articles/194712-uvz-otpravil-sotni-sotrudnikov-mesti-ulicy) ситуация осложняется и конфликтом с Министерством обороны. Военное ведомство обвинило «Уралвагонзавод» в срыве контрактов, в том числе на модернизацию танка Т-72Б. На предприятии же говорят, что уложиться в отведенные сроки было невозможно. В итоге размер неустойки, предъявленной «Уралвагонзаводу», составляет 163 миллиона рублей. А перевод своих же квалифицированных сотрудников на должности маляров и дворников, по заверению руководства компании – дополнительная «возможность подзаработать» за счет государства, ведь завод в любом случае заплатит персоналу 2/3 от среднего заработка. Но по данным департамента по труду и занятости населения Свердловской области корпорации выделены средства на три месяца «для занятых на общественных работах». Департамент по труду и занятости населения Свердловской области подписал с НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ, входит в ГК «Ростех») соглашение о поддержке занятости сотрудников предприятия. Меры господдержки направлены на сохранение рабочих мест для 758 сотрудников.
Ранее «Уралвагонзавод» категорически опровергал наличие трудностей с заполнением портфеля заказов на вагонную продукцию. В октябре представители госкорпорации называли ситуацию контролируемой, подчеркивая, что информация об отсутствии покупателей на подвижной состав производства «Уралвагонзавода» порочит их деловую репутацию.
Напомним, УВЗ – не первое крупное промпредприятие, которое переводит сотрудников на общественные работы. Такую практику вводило ПАО «Корпорация «ВСМПО-Ависма». На заводе даже на три месяца создавали специальный цех, куда переводили всех незанятых сотрудников. Из-за проблем с заказами титановый гигант готов был пойти на увольнение людей.
Сейчас в пресс-службе УВЗ уже по факту не стали отрицать перевод персонала на общественные работы и заявили, что участие в программе – это лишь право работников вагоносборочного и металлургического производств, а не обязательный перевод на новые должности.
«Люди периодически находятся в вынужденных отпусках с сохранением 2/3 средней заработной платы. В эти дни они выполняют работы по благоустройству территории предприятия, занимаются текущим ремонтом оборудования и другими вспомогательными работами. Программа рассчитана на 5 недель. Кроме выплат за временные работы, сотрудники получают 2/3 от средней заработной платы», – отметили в госкомпании, указав, что руководство «Уралвагонзавода» ведет планомерную контрактную работу.
Все же в настоящее время УВЗ испытывает финансовые трудности не только из-за незначительного портфеля гражданской продукции. На рассмотрении судов разных инстанций находятся иски Минобороны РФ. Представители ведомства требуют выплатить штрафы за то, что «завод не успевает в срок отгрузить продукцию в рамках гособоронзаказа».
К примеру, Арбитражный суд города Москвы удовлетворил требования военных о выплате неустойки по госконтракту, который «Уралвагонзавод» начал исполнять еще в 2016 году. Предприятие должно было провести капремонт с модернизацией танка Т-72Б. За счет работ технику должны были обновить до модификации Т72БЗ с дополнительной защитой. В общей сложности Минобороны РФ заплатило корпорации 9,3 млрд рублей.
Госконтракт УВЗ выполнить не успел, поэтому военведомство потребовало вернуть 885 млн рублей, но позже расчеты были пересмотрены, так как штрафные санкции первоначально выставили на общую стоимость заказа, а просрочка была лишь по части танков. Размер требований заказчики уменьшили до 230 млн рублей.
Чтобы уйти от ответственности за просрочку, структура «Ростеха» попыталась обвинить в срыве сроков соисполнителя госзаказа. «АО «Лысковский электротехнический завод» не смогло обеспечить «Уралвагонзавод» стартер-генераторами СГ-18, установка которых по ТУ предусмотрена в самом начале технологического процесса сборки корпусов изделий», – объясняли в суде юристы УВЗ. Но этот довод был отклонен, так как при условии привлечения третьих лиц ответственность за их отгрузки несет именно исполнитель ГОЗа.
В качестве дополнительных доводов танкостроители также пытались привести задержку авансирования работ со стороны Минобороны, что, по мнению судьи, все же не является основанием для неисполнения работ в срок. Позже юристы предприятия из Нижнего Тагила стали заявлять, что физически было невозможно выполнить весь объем работ в оговоренный контрактом срок, однако юрлицо изначально знало об условиях контракта и согласилось на них. В итоге судья уменьшил размер неустойки до 163 млн рублей. «Уралвагонзавод» также смог взыскать штрафы за опоздание в расчетах, правда, его сумма была значительно ниже требований Минобороны РФ. Военные заплатят НПК 10 млн рублей, но на критическое положение свердловского актива «Ростеха», как говорят аналитики, это повлияет мало.