В форуме приняли участие и единогласно поддержали резолюцию родители учащихся:
МБОУ «СОШ №69» г. Новосибирск; МБОУ «Лицей №126» г. Новосибирска; МБОУ «ЛИТ» г. Новосибирск; МБОУ «АКЛ имени Ю.В. Кондратюка» г. Новосибирск; МАОУ «СОШ 4» г. Бердск; МБОУ «Лицей №28» г. Новосибирск; МБОУ «СОШ №183» г. Новосибирск; МБОУ «СОШ №146» г. Новосибирск; МБОУ «Гимназия № 9» г. Новосибирск; МБОУ «НГП имени А. С. Пушкина» г. Новосибирск; МБОУ «Лицей №159» г. Новосибирск; МБОУ «СОШ №82» г. Новосибирск; МБОУ «Лицей №22 «Надежда Сибири» г. Новосибирск; МАОУ «СОШ №216» г. Новосибирск; МАОУ «СОШ №215 имени Д.А. Бакурова» г. Новосибирск; МБОУ «Инженерный лицей НГТУ» г. Новосибирск; МБОУ «СОШ №155» г. Новосибирск; МБОУ СОШ №121 «Академическая» г. Новосибирск; ГАПОУ НСО «НОККиИ»; МБОУ «СОШ №73» г. Новосибирск; МБОУ «Биотехнологический лицей №21» Кольцово НСО; МБОУ «СОШ №158» г. Новосибирск; МБОУ «СОШ №142» г. Новосибирск; МБОУ «СОШ № 11» г. Новосибирск; МАОУ «СОШ №218» г. Новосибирск; ЧОУ «Православная гимназия Серафима Саровского»; НГУ; МБОУ «СОШ №56» г. Новосибирск; МБОУ «СОШ № 98» г. Новосибирск; МБОУ «СОШ №3 р.п. Линево» НСО; Русская Классическая Школа в Новосибирске; МБОУ «Гимназия №1» г. Новосибирск; МБОУ «СОШ №169» г. Новосибирск; МБОУ «СОШ №45» г. Новосибирск; МБОУ «СОШ №177» г. Новосибирск
Резолюция
Мы, родители Новосибирской области, крайне обеспокоены продвижением в регионе и в стране в целом так называемого дистанционного обучения, внедрения цифрового образования, цифровой образовательной среды (ЦОС) и тому подобных форм образовательных online-технологий в образовательную практику школ, дошкольных учреждений, а также в иных образовательных учреждениях, где обучаются молодые люди до 18 лет. Настоящая резолюция составлена по итогам очной встречи родителей, обеспокоенных качеством образования. Также к выводам, изложенным в резолюции, присоединились и граждане, не участвовавшие в очной встрече, но принявшие резолюцию и уведомившие об этом организаторов мероприятия.
Мы с опорой на строгие научные данные и профессиональные экспертные оценки констатируем:
Цифровое обучение является неполноценной, то есть, по существу, суррогатной формой образования и не может подменять собой очное обучение, даже если вводятся комбинированные формы в образовательный процесс (часть очно, а часть дистанционно; с применением различных технологий и обучающих платформ и пр.).
Цифровая форма обучения ведет к резкому падению уровня знаний по учебным предметам у большинства обучающихся. Это подтверждается результатами проверочных работ в российских школах в 2020 году, которые были вынуждены использовать online-технологии ввиду карантинных мер и закрытия школ.
При использовании цифровой формы обучения нарушается непосредственная связь учителя с учеником и ученика/студента с учителем/преподавателем. Учитель при объяснении материала урока лишен возможности получить мгновенную живую обратную связь от учеников, по невербальным каналам оценить степень понимания материала каждым учеником в классе. Одновременно с этим ученик лишен возможности мгновенно, в естественной форме задавать вопросы учителю по поводу непонятных ему мест учебного материала. Регулярное использование персональных компьютеров и гаджетов, к которым оказываются в ходе online-уроков фактически «прикованы» ученики и студенты, разрушительно сказывается на их физическом и психическом здоровье, приводит к быстрому утомлению и дальнейшей невозможности воспринимать материал online-уроков.
Цифровая форма обучения лишает детей социализации в детском коллективе.
Цифровые форматы практически полностью убивают воспитательную функцию образования.
Это лишь часть явных недостатков цифрового обучения. Не исключаем, что обществу либо не предъявляются все негативные последствия продвижения школьного дистанционного обучения, либо их пытаются широко не афишировать, намеренно или ненамеренно, в том числе информация об этом не имеет достаточного освещения.
При принятии настоящей резолюции мы учитывали, что различные формы цифрового образования внедрялись в России задолго до пандемии коронавирусной инфекции, как минимум с 2012 года. Отсюда очевидно, что даже после окончания ограничительных мер мы не можем рассчитывать на то, что продвижение цифрового образования прекратится, тем более что об обратном заявляют различные официальные лица.
Наша позиция не связана с неприятием технического прогресса или отрицания серьезных последствий, которые могут быть у граждан из-за заражения ими коронавирусной инфекцией нового типа. Мы осознаем, что COVID-19 является заболеванием, представляющим определенную опасность, для борьбы с которым государство может применять разумные ограничительные меры.
Однако введенные в Новосибирской области меры в виде перевода учеников 6–10-х классов на дистанционное обучение, или, как порой указывается в соответствующих приказах и при общении с прессой, на обучение с применением дистанционных технологий, явно не относятся к таким разумным мерам. Также в Новосибирске фактически введен новый термин «режим дистанционного обучения», понятие которого отсутствует в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ. Фактически очное образование заменено на заочное.
Общественности не представлено убедительных данных о том, что школы/техникумы/лицеи являются очагом распространения инфекций, притом что продолжают работать магазины, кинотеатры, торгово-развлекательные центры, люди пользуются общественным транспортом и ходят на работу. Сейчас все больше поступает научных данных о том, что дети легче переносят заболевание, чем взрослые. Если говорить о заботе в отношении учителей и педагогов, то неясно, как эта забота может быть реализована, если педагоги ограничиваются в общении только с учащимися, но при этом продолжают контактировать с членами семьи, ходить в общественные места, магазины и так далее. Предъявляемая властями статистика по заболеваемости ОРВИ и COVID-19 не может свидетельствовать об обратном, так как она не отражает соотнесения показателей предыдущих лет (в части ОРВИ) с текущими. Также неясно, почему не могут быть применены точечные ограничительные меры к классам, где выявлен очаг инфекции. Вместо точечных мер власти приняли решение о поголовном лишении части детей прав на получение полноценного образования, что считаем недопустимым. Учитывая вышесказанное, мы, родители Новосибирской области, осознавая ответственность за будущее наших детей, за все будущие поколения, обращаемся к губернатору Новосибирской области и президенту России:
Считаем необходимым пересмотреть введенные в Новосибирской области ограничительные меры, нарушающие права несовершеннолетних на полноценное очное образование. Заявляем о своей неприемлемости подмены очного образования в школах/техникумах/лицеях и пр. суррогатным, под видом технического прогресса, даже под предлогом борьбы с коронавирусной инфекцией сейчас и какими-либо инфекциями в будущем, без веских причин, которые будут подтверждены научными данными.
Требуем установить возможность перевода учащегося с очного обучения на дистанционное или иную форму обучения вне «живого» общения учитель-ученик исключительно по согласию родителей (законных представителей) учащихся, что позволит родителям, желающим отказаться от очного обучения, принять иную форму без нарушения прав остальных учеников.
Региональные власти должны отчитаться перед общественностью по вопросу неэффективного использования бюджетных средств, выделенных на борьбу с инфекцией, и почему выделенные средства не позволили в школах создать безопасные условия для обучающихся.
Данная резолюция во исполнение решения участников форума будет направлена в адрес главы Новосибирской области и президента России как гаранта Конституции.
К резолюции могут присоединяться граждане, разделяющие наши выводы и согласные с выдвинутыми требованиями.
Н.Н. НЕМАЛЬЦЕВА,
председательствующий на форуме,
Е.С. КОПТЕВ,
председатель Новосибирского
регионального отделения
общероссийской общественной
организации защиты семьи
«Родительское
Всероссийское Сопротивление»