«Байденизация» эстонской жизни

Она – автор проекта «60:40», то есть частичного перевода с 1 сентября 2007 года русскоязычных гимназий на эстонский язык обучения. Проекта, по мнению многих экспертов, с треском провалившегося и нанесшего урон неэстонской части населения. Теперь свои лавры политика, потворствующего русофобам Эстонии, решил заполучить известный доброжелательным отношением к русским и русскоязычным жителям Эстонии, но политически наивный Раймонд Кальюлайд.

Маниловщина Кальюлайда

Казалось бы, для эстонского политика он даже непозволительно смело заявляет о том, что «самым важным вопросом в этой сфере является большее финансирование зарплат учителей и образования в целом… государство уже много-­много лет не в состоянии предложить хоть одно адекватное решение сложной проблемы – как быть с русскоязычными школами. Ни у одной партии в Эстонии нет готового плана действий… новых учителей для русскоязычных школ уже не хватает».
Почему он наивен? Потому что тут же Кальюлайд скорее упрекая и с иронией заключает: «Неужели Центристская партия, которая говорит о необходимости более сплоченного общества, не готова к русскоязычному министру образования?»
Как же она может быть готова, если Кальюлайд справедливо утверждает: «Ни у одной из партий нет готового плана действий»? То есть и у Центристской партии. И все же план действий и готовность приняться за дело у всех партий есть. Это, рано или поздно, отказ от образования на русском языке.
Так как можно серьезно представить министром образования русскоязычного гражданина ЭР, который должен реализовать предлагаемую Кальюлайдом маниловщину, то есть увеличение финансирования образования, подготовку учителей для преподавания на русском языке? И это при том, что единственный план действий с тем, «как быть с русскоязычными школами», это – поэтапное умерщвление в Эстонии всякого государственного образования на русском языке (включая и детские ясли-сады). 

По стопам Корба и Хельме

Ибо, если «карманный» ослушается – перестанет колебаться вместе с «генеральной линией», то, как и генсек Центристской партии Михаил Корб (в прошлом министр государственного управления), будет отправлен в отставку даже не за какое-либо «неверное» решение или действие, а всего лишь за высказывание. Вспомним, что писало про тот скандал три с лишним года назад запрещенное в Эстонии СМИ – информационное агентство Sputnik. «Уже после объявления об отставке Корб рассказал журналистам, что не считает, что сказал ветеранам в Хаапсалу что-то неправильное и готов повторить свои слова. «Я на той встрече не критиковал НАТО и не призывал к выходу Эстонии из НАТО… Моя позиция не изменилась. Быть как Финляндия – это не единственный правильный путь, но один из возможных вариантов», – отметил Корб». Но в отставку пришлось-таки уйти, причем с клеймом «неблагонадежного».
Кстати, та же судьба недавно постигла даже видного политика, ультранационалиста, экс-министра внутренних дел Марта Хельме. Он – яркий представитель во многом «хуторского» мировоззрения, но свойственного глубинному эстонскому обществу (в основном это те, кто противостоит глобализации, отстаиваемой демократами США, и защищает традиционные ценности и приоритет эстонской самостийности перед этой самой глобализацией). И он вынужден был уйти в отставку.
Да и только что состоявшаяся отставка министра образования и науки Майлис Репс имеет неприглядную сторону: оппозиция и СМИ выступили против нее не ради справедливости как таковой, а сыграли на том, что она пользовалась служебной машиной в личных целях, то есть нашли повод для ослабления политического противника. Показательно: многие громкие скандалы с теми же реформистами (вот уж самыми ярыми сторонниками тотальной эстонизации образования) странным образом канули в Лету.

«Байденизм» пришелся по вкусу

Короче, теперь можно нагло, массово и открыто фальсифицировать выборы, выдавать ложь за правду, заставить население мириться с таким злом. И это только с целью устранить с политической сцены своих политических оппонентов. Впрочем, в Эстонии к такой избирательности в применении демократических принципов и инструментов оказались готовы задолго до Байдена. Только два примера.
Согласно конституции и законам ЭР, учебные заведения вправе сами выбирать язык обучения. Несколько так называемых русскоязычных гимназий не побоялись и настояли на этом. Правительство должно было всего лишь согласовать эту волю, но прошло много лет, а вместо разрешения проблемы в Эстонии нарастает сокращение учебных заведений с обучением на русском языке. Последний раз это случилось в Кейла с согласия министра образования и науки центриста Майлис Репс. Так называемые русские центристы глазом не повели, молча согласившись с борцами образования на русском языке.     
Далее, в самом начале воссозданной независимости эстонское правительство дважды не согласилось с обращением городских властей Нарвы, которые, согласно закону о языке, изъявили волю перевести делопроизводство в этом самоуправлении, помимо эстонского языка, еще и на русский язык. Хотя по закону формально правительство должно было всего лишь согласиться с волей эстонского русскоязычного города.  

Другие материалы номера