Деятельность отечественной электроэнергетической науки, известной в мире, координировалась VI (электротехническим) отделом Русского технического общества, а также всероссийскими электротехническими съездами. На съездах рассматривались технические и экономические вопросы: где лучше строить тепловые электростанции, непосредственно в промышленных регионах – с тем, чтобы подвозить к ним топливо, или в месте добычи этого топлива, чтобы затем передавать электроэнергию по линиям электропередачи. Опыт по созданию таких районных электростанций, работавших на местном, а не на привезенном издалека топливе и обеспечивавших электроэнергией крупный промышленный регион, был впервые реализован под Москвой в 1914 г. Около г. Богородска (теперь это г. Ногинск) соорудили торфяную электростанцию «Электропередача». Ее электроэнергия передавалась потребителям в Москве по высоковольтной линии напряжением 70 кВ. Впервые в России эту станцию включили параллельно другой. Ею стала работавшая в Москве с 1897 г. электростанция на Раушской набережной (ныне 1-я МОГЭС). В 1915 г. на совещании по проблемам использования подмосковного угля и торфа в докладе директора станции «Электропередача» Г.М. Кржижановского прозвучали некоторые принципы энергостроительства, которые через пять лет были использованы при разработке плана ГОЭЛРО. Высоко оценил роль электричества руководитель молодой Советской Республики В.И. Ленин – большой энтузиаст электрификации России. Базируясь на тезисе Маркса о капитализме как эпохе пара, Ленин считал, что эпохой электричества станет социализм. Еще в 1901 г. он писал: «…в настоящее время, когда возможна передача электрической энергии на расстояния… нет ровно никаких технических препятствий тому, чтобы сокровищами науки и искусства, веками скопленными, пользовалось все население, размещенное более или менее равномерно по всей стране». Это было сказано за много десятков лет до появления не только интернета, но и компьютера и даже телевидения.
Поэтому после Октябрьской революции 1917 г. в контексте проблемы восстановления и развития хозяйства страны по единому государственному плану В.И. Ленин поставил во главу угла именно электрификацию.
К концу 1917 г. в стране (особенно в Москве и в Петрограде) сложилось катастрофическое положение с топливом, так как бакинская нефть и донецкий уголь оказались недоступны. И уже в ноябре, когда Совнарком национализировал электростанции, Ленин по предложению имевшего 5-летний опыт работы на торфяной электростанции «Электропередача» инженера И.И. Радченко дал указание о строительстве под Москвой Шатурской, тоже торфяной, электростанции. Тогда же он проявил интерес и к работам Г.О. Графтио по проектированию Волховской гидроэлектростанции под Петроградом. В январе 1918 г. состоялась I Всероссийская конференция работников электропромышленности, предложившая создать орган для руководства энергетическим строительством. Такой орган «Электрострой» был создан в мае 1918 г., а одновременно с ним был образован ЦЭС (Центральный электротехнический совет) – преемник и продолжатель всероссийских электротехнических съездов. В его состав вошли крупнейшие российские энергетики: И.Г. Александров, А.В. Винтер, Г.О. Графтио, Р.Э. Классон, А.Г. Коган, Т.Р. Макаров, В.Ф. Миткевич, Н.К. Поливанов, М.А. Шателен и др. Инженеры – специалисты, не имевшие до этого возможности воплотить свои идеи в жизнь в течение долгих лет, теперь такой шанс получили. Новая власть последовательно демонстрировала свою поддержку и политическую волю.
В декабре 1918 г. ЦЭС организовал Бюро по разработке общего плана электрификации страны, а через год Г.М. Кржижановский послал В.И. Ленину свою статью «Задачи электрификации промышленности» и получил на нее восторженный отклик, а также просьбу написать об этой проблеме популярно с целью увлечь ею «массу рабочих и сознательных крестьян».
Написанная брошюра была сразу издана, а Совет рабоче-крестьянской обороны утвердил и В.И. Ленин подписал положение о Комиссии ГОЭЛРО по разработке Государственного плана электрификации России. В Комиссию вошли 19 человек: Г.М. Кржижановский – председатель, А.И. Эйсман – заместитель председателя, А.Г. Коган, Б.И. Угримов – товарищи председателя; Н.Н. Вашков, Н.С. Синельников – заместители товарищей председателя; Г.О. Графтио, Л.В. Дрейер, Г.Д. Дубелир, К.А. Круг, М.Я. Лапиров-Скобло, Б.Э. Стюнкель, М.А. Шателен, Е.Я. Шульгин – члены и Д.И. Комаров, Р.А. Ферман, Л.К. Рамзин, А.И. Таиров, А.А. Шварц – заместители членов.
План электрификации РСФСР–СССР
В декабре 1920 г. план был разработан и утвержден на расширенном заседании Комиссии ГОЭЛРО. 22 декабря В.И. Ленин в Отчетном докладе VIII Всероссийскому съезду Советов назвал план ГОЭРЛО «второй программой партии». 26 декабря Г.М. Кржижановский доложил разработанный комиссией план VIII Всероссийскому съезду Советов, который 29 декабря его одобрил, а через год план утвердил IX Всероссийский съезд Советов.
План представлял единую программу возрождения и развития страны и ее конкретных отраслей – прежде всего тяжелой индустрии, а главным средством успеха полагал максимально возможный подъем производительности труда. И притом не только за счет интенсификации и рационализации, но и за счет замены мускульных усилий людей и животных механической энергией. Планом особенно подчеркивалась перспективная роль электрификации в развитии промышленности, строительства, транспорта и сельского хозяйства. Директивно предлагалось использовать, главным образом, местное топливо, в том числе малоценные угли, торф, сланцы, газ и древесину.
Восстановление разрушенной экономики рассматривалось в плане лишь как часть программы – основа для последующей реконструкции, реорганизации и развития народного хозяйства страны. Всего план был рассчитан на десять и пятнадцать лет с четким выдерживанием сроков конкретных работ и был разработан чрезвычайно детально: в нем определялись тенденции, структура и пропорции развития не только для каждой отрасли, но и для каждого региона.
Авторы плана ГОЭЛРО впервые в России предложили экономическое районирование страны, исходя при этом из соображений близости источников сырья (в том числе энергетического), сложившегося территориального разделения и специализации труда, а также удобного и хорошо организованного транспорта. Было выделено восемь основных экономических районов: Северный, Центрально-Промышленный, Южный, Приволжский, Уральский, Кавказский, Западной Сибири и Туркестана.
С самого начала предполагалось, что государство будет реализовывать план ГОЭЛРО в законодательном порядке, а чтобы способствовать его успешному выполнению, должно быть обеспечено централизованное управление экономикой. План ГОЭЛРО стал первым государственным планом в России и положил начало всей последующей системе планирования народного хозяйства в СССР, предвосхитив теорию, методику и проблематику будущих пятилетних планов. В июне 1921 г. Комиссию ГОЭЛРО упразднили, а на ее основе создали Государственную общую плановую комиссию – Госплан, руководивший с этого времени всей экономикой страны в течение долгих десятилетий. Ниже представлены основные показатели успешного перевыполнения плана ГОЭЛРО народным хозяйством СССР, что подтверждают приведенные показатели (табл.).
ГОЭЛРО был планом развития не только энергетики, а всей экономики страны. В нем предусматривалось строительство крупнейших современных предприятий. Это и заложенный в 1927 г. Сталинградский тракторный завод, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Уралмашзавод, Московский (ЗИС) и Горьковский (ГАЗ) автозаводы и т.д., а также строительство производств, обеспечивающих эти стройки всем необходимым. И также опережающее развитие электроэнергетики. И все это привязывалось к планам развития территорий. Среди них – заложенный в 1927 г. Сталинградский тракторный завод, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Уралмашзавод, Московский (ЗИС) и Горьковский (ГАЗ) автозаводы и т.д. В рамках плана также началось освоение Кузнецкого угольного бассейна, вокруг которого возник новый промышленный район. Советское правительство поощряло инициативу участников выполнения плана ГОЭЛРО. Те, кто занимался электрификацией, могли рассчитывать на налоговые льготы и кредиты от государства, премии.
План ГОЭЛРО, рассчитанный на 10–15 лет, предусматривал строительство 30 районных электрических станций (20 ТЭС и 10 ГЭС) общей мощностью 1,75 млн кВт. В числе которых намечалось построить как первоочередные Штеровскую, Каширскую, Нижегородскую, Шатурскую и Челябинскую районные тепловые электростанции, а также крупные ГЭС – Нижегородскую, Волховскую, Днепровскую, две станции на реке Свирь и др. В рамках проекта было проведено экономическое районирование, выделен транспортно-энергетический каркас территории страны. Проект охватывал все восемь основных экономических районов страны (Северный, Центрально-Промышленный, Южный, Приволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Кавказский и Туркестанский). Параллельно проводилось развитие транспортной системы страны: реконструкция старых и строительство новых железнодорожных линий, сооружение Волго-Донского канала и Нижегородской ГЭС.
Проект ГОЭЛРО положил основу индустриализации России. В основном план был перевыполнен к 1931 г. Выработка электроэнергии в 1932 г., по сравнению с 1913 г., увеличилась не в 4,5 раза, как планировалось, а почти в 7 раз: с 2,0 до 13,5 млрд кВт/ч.
Электрификация изменила и быт, и жизнь людей так, что даже не нужно и рассказывать. Только одна возможность ложиться не с закатом, а вставать не с рассветом для миллионов жителей небольших городов, сел и деревень чего стоит! Про все иные, не связанные с освещением, способы применения электроэнергии трудно рассказать. А городские телеграфы, а кинотеатры, в эти годы росшие по стране как грибы, а радио!.. В 1935 г. работало уже шесть энергосистем.
Один из первенцев плана ГОЭРЛО России работает уже почти 100 лет. Это Волховская ГЭС, которая сыграла важную роль не только в истории энергетики, но и в истории Великой Отечественной войны, в труднейших условиях снабжавшая электроэнергией блокадный Ленинград. А еще эта ГЭС является сооружением, которое обладает притягательной, какой-то магической силой, когда творения рук человеческих решают не только грандиозные экономические и технические задачи, но и гармонично вписываются в природные пейзажи и являются произведениями искусства. Таким магически красивым местом на р. Волхов стал «Дворец на воде» – Волховская ГЭС. Это бесспорная заслуга архитекторов этого сооружения В.А. Покровского и О.В. Мунца. Старейшей из действующих ГЭС в России в 2026 г. исполнится 100 лет!
Первый проект использования р. Волхов для выработки электроэнергии инженер Генрих Осипович Графтио подготовил еще в 1902 г., но столкнулся с активным противодействием владельцев паровых электростанций Петрограда. В 1918 г. Графтио заинтересовал своим проектом электроотдел ВСНХ и лично руководителя правительства В.И. Ленина. 16 сентября 1921 г. строительство Волховской гидроэлектростанции было включено в план ГОЭЛРО. А запустили ГЭС в эксплуатацию 19 декабря 1926 г. Возведение плотины стало началом эры гидростроительства в России. С 1928 по 1941 г. в Советском Союзе было построено огромное количество гидротехнических сооружений. Опыт, полученный инженерами при работе на Волхове, позволил за полвека покорить Волгу, Енисей, Ангару, Амур и другие реки. А ведь Волховская ГЭС строилась практически без всякой техники, на строительстве работал всего один экскаватор с ковшом емкостью один кубометр! Волховская ГЭС не только снабдила дешевой электроэнергией Петроград и его промышленность, но и открыла сквозное судоходство по Волхову через свой шлюз.
В 1935 г. (конечный срок выполнения плана ГОЭЛРО) его количественные показатели по развитию основных отраслей промышленности и электроэнергетики были значительно перевыполнены. Вместо намеченного планом сооружения 30 электростанций было построено 40. По производству электроэнергии в 1935 г. СССР перегнал экономически развитые страны, такие как Англия, Франция, Италия, и занял третье место в мире после США и Германии.
В 1935 г. работало уже шесть энергосистем с годовой выработкой электроэнергии свыше 1 млрд кВт/ч каждая, в том числе Московская, – около 4 млрд кВт/ч, Ленинградская, Донецкая и Днепровская – более чем по 2 млрд кВт/ч. Первые энергосистемы были созданы на основе линий электропередачи напряжением 110 кВ, а в Днепровской энергосистеме – напряжением 154 кВ, которое было принято для выдачи мощности Днепровской ГЭС.
Со следующим этапом развития энергосистем, характеризующимся ростом передаваемой мощности и соединением электрических сетей смежных энергосистем, связано освоение электропередач класса 220 кВ. В 1940 г. для связи двух крупнейших энергосистем юга страны была сооружена межсистемная линия 220 кВ Донбасс–Днепр.
Такие выдающиеся успехи в реализации плана электрификации страны связаны с тем, что его разработчики были и крупными организаторами новой отрасли промышленности: И.Г. Александров с 1920 г. руководил разработкой проекта Днепровской гидроэлектростанции, с 1926 г. был главным инженером Днепростроя, а с 1931 г. – членом Президиума Госплана СССР.
А.В. Винтер в 1918 г. был управляющим «Шатурстроя», а в 1919–1926 гг. руководил «Электростроем». В 1927–1932 гг. – руководитель Днепростроя, с 1932 г. – управляющий Главэлектро.
Г.О. Графтио руководил проектом Волховской ГЭС, возглавлял Волховстрой, в 1926 г. – начальник и главный инженер «Свирстроя», с 1927 г. – начальник строительства Нижнесвирской ГЭС.
Г.М. Кржижановский в 1918 г. возглавляет Комитет государственных сооружений, в 1919 г. – начальник электроотдела ВСНХ; в 1920 г. – председатель комиссии ГОЭЛРО; в 1921–1931 гг. – председатель Госплана.
Безусловно, такие успехи электрификации страны были связаны и с тем, что руководство ЦК ВКП(б) и правительство (Совнарком) уделяли большое постоянное внимание реализации плана. На всех партийных съездах с XIII до XVIII вопросы электрификации страны были в числе основных. Руководство страны: ЦК ВКП(б) – Генеральный секретарь И.В. Сталин и правительство – председатели Совнаркома А.И. Рыков, В.М. Молотов обеспечивали выполнение плана как первоочередной задачи и делали всё для его выполнения, как и непосредственные исполнители, наркомы, руководители энергетических структур ВСНХ и Госплана (Г.М. Кржижановский, В.В. Куйбышев), Наркомтяжпрома (Г.К. Орджоникидзе) и др.
В начале 1927 г Политбюро ЦК ВКП(б) под руководством И.В. Сталина с участием И.Г. Александрова и А.В. Винтера и других энергоспециалистов рассмотрело вопрос и приняло решение о строительстве собственными силами Днепровской ГЭС. 19.02.1927 г. Совнарком принял постановление «О развитии электрификации». Подобное постановление было принято и в 1931 г.
10.08.1937 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) и Совнаркома о строительстве Куйбышевского гидроузла на Волге и гидроузлов на Каме. В феврале 1941 г. состоялась Всесоюзная конференция по вопросам развития энергетики и теплофикации.
Успешная и эффективная работа разработчиков и исполнителей реализации плана ГОЭЛРО была высоко оценена руководством страны. Г.М. Кржижановский, И.Г. Александров, Б.Е. Веденеев стали действительными членами АН СССР, ряд других специалистов были избраны членами-корреспондентами. В 1929 г. Г.М. Кржижановский был избран вице-президентом Академии наук. По его инициативе в Академии наук было создано техническое отделение, в котором собралось большинство энергетиков. На этой базе был создан НИИ АН энергетического профиля, которым Кржижановский руководил до 1959 г. Теперь ЭНИН носит его имя.
В 1940-е годы в военное время было организовано первое Объединенное диспетчерское управление (ОДУ). Оно было создано на Урале в 1942 г. для координации работы трех районных энергетических управлений: Свердловэнерго, Пермэнерго и Челябэнерго. Эти энергосистемы работали параллельно по линиям напряжением 220 кВ.
В начале 1950-х годов развернулось строительство каскада крупных гидроэлектростанций на Волге – Куйбышевской и Сталинградской. От них протянулись на тысячу и более километров к промышленным районам Центра и Урала линии электропередачи напряжением 500 кВ. Наряду с выдачей мощности крупнейших Волжских ГЭС это обеспечило возможность параллельной работы энергосистем Центра, Средней и Нижней Волги и Урала. Так был завершен первый этап создания Единой энергетической системы (ЕЭС) страны.
Уместно вспомнить выдающихся специалистов и организаторов энергетики, которые продолжили успешное развитие отрасли в 40–70-е годы ХХ в. Это, прежде всего, руководители довоенной, военной и послевоенной энергетики: Первухин М.Г., Летков А.И., Жимерин Д.Г., Павленко А.С., Логинов Ф.Г., Новиков И.Т., Бондарев И.И., Маленков Г.М., Непорожний П.С. Создание когорты высококвалифицированных энергетиков позволило тогда умело и успешно решать самые сложные задачи и заложило хорошую основу для энергетики на будущее.