В годы схватки с фашизмом фронт не дошел до этих мест, но, защищая социалистическую Отчизну, десятки жителей Чувашии стали Героями Советского Союза. Напряженным, честным, тяжелым трудом оплачивало село свой вклад в Победу и послевоенное восстановление. Но в том-то и состояла сила советской власти, что труды людей шли не на виллы и яхты олигархов, а на большое общее дело. Первая баллистическая ракета открыла дорогу в космос Андрияну Николаеву, мальчишке из чувашского села Шоршелы. Сталинские высотки стали привычным символом великой страны. А общество «Знание» пробудило во многих сердцах стремление к учению и науке.
Валентин Сергеевич Шурчанов окончил энергетический техникум, Чувашский государственный университет, Высшую партийную школу, Российскую академию государственной службы. Образование и трудовая деятельность в его жизни были всегда тесно связаны. Знания не были для него грузом схоластики и балласта. Спустя годы он не раз подтверждал это на больших и ответственных постах.
Он служил на Сахалине, работал электромонтером на хлопчатобумажном комбинате, механиком-энергетиком во Владивостоке, инженером на заводе автозапчастей. Товарищи избирали его секретарем комитета комсомола, заместителем секретаря парткома университета.
В смутные «перестроечные» времена В.С. Шурчанов не изменил ни себе, ни своей партии. В 1990 году он был избран первым секретарем Чувашского рескома КПСС и народным депутатом Чувашской АССР. После ельцинского запрета партии не сдался, сплачивал единомышленников в Объединении коммунистов Чувашии, вскоре вошедшем в состав КПРФ. В 1994 году он избирается депутатом, а затем и председателем Государственного совета Чувашской Республики.
Валентин Шурчанов не оканчивал журфак, но у него был природный дар владения острым пером. Этот талант был отточен за годы его работы корреспондентом газеты «Советская Россия» по родной Чувашии. И потому в ответственный момент партия уверенно доверила ему пост главного редактора центральной партийной газеты «Правда».
Валентин Сергеевич не раз принимал участие в выборах главы Чувашии, но его несомненные шансы на победу разбивались о лживую арифметику подсчета голосов. Цифровые итоги вдруг показывали, что голосующих оказалось едва ли не больше, чем само население республики.
Во время работы Валентина Сергеевича в Государственной думе мы, его товарищи по фракции КПРФ, имели все основания прислушиваться к его негромкому голосу, вдумчивым выводам и мудрым советам. Мы знали, как ценны мысли человека с огромным жизненным опытом, неравнодушным сердцем, глубоким пониманием жизни страны и народа. А он, энергично работая в составе бюджетного комитета, делал всё возможное, чтобы шаг за шагом вырывать уступки в пользу промышленности и села, науки и культуры, образования и здравоохранения.
Сейчас, когда смертоносная пандемия вырвала из наших рядов члена Президиума Центрального Комитета КПРФ Валентина Сергеевича Шурчанова, он остается для нас образцом товарища, коммуниста и гражданина.
Пусть же долгой и светлой будет память о нем и в родной Чувашии, и во всей необъятной России!