По всей стране кинокартину покажут накануне Дня Советской Армии и Военно-Морского флота. Пока же «Советская Россия» в эксклюзивном материале представляет вниманию читателей героические истории, которые вряд ли кого-то смогут оставить равнодушным.
Арончук Лазарь Исаакович.
95 лет.
В день начала ВОВ, 22 июня 1941 года, ему было 16 лет. Когда закончилась война – исполнилось 20 лет. Лазарь Исаакович успел принять участие в боевых действиях на 2-м Белорусском и 1-м Прибалтийском фронтах, а также во взятии Кёнигсберга. «Я ушел на фронт мальчишкой – вернулся мужчиной», – именно так описывает свой путь товарищ Арончук.
Неискоренимое впечатление на защитника СССР произвел лагерь смерти Освенцим: «До сих пор с ужасом думаю об этом месте. Видел его уже после окончания войны, но считаю самым страшным воспоминанием тех лет». 1,5 млн человек были зверски убиты в этом лагере фашистами за 4 года войны.
По словам Лазаря Исааковича, солдат на фронте всегда четко выполнял поставленную задачу, поэтому к концу войны все совершенно точно понимали, что мы победим и ничто не сможет нам помешать! Однако боевой дух все равно надо было поддерживать, и одним из самых популярных способов стал кинопоказ. После сражений между деревьями натягивалась белая простыня и крутились кинофильмы, помогавшие солдатам мысленно переноситься в счастливые мирные времена. Это увлечение фронтовик пронес через всю свою жизнь и до сих пор является опытным кинолюбителем, автором многих документальных и художественных фильмов, лауреатом золотой медали «Уника», обладателем Гран-при 48-го Всероссийского фестиваля «История и культура» и многолетним председателем отборочной комиссии фестиваля «Петербургский экран».
Климов Анатолий Дмитриевич. 97 лет.
Анатолий Дмитриевич жил и учился в Москве. 14 июня 1941 года окончил 10-й класс 4-й специальной артиллерийской школы и был направлен в Одесское артиллерийское училище имени М.В. Фрунзе, где уже 19 июня принял военную присягу, а с 21 на 22 июня заступил в караул. Начало войны встретил часовым на посту в Одесском морском порту, где находились склады с военным имуществом.
Однако настоящая фронтовая биография для Анатолия Дмитриевича началась лишь 14 марта 1942 года на Волховском фронте, в 28-м гвардейском минометном полку, куда он прибыл на должность командира взвода управления после окончания военного училища. Вскоре на груди офицера появилась и первая боевая награда – медаль «За отвагу».
Анатолий Дмитриевич как человек, который всю войну служил и командовал батареей «катюш», до сих пор с восхищением вспоминает возможности боевых машин: «За 10 секунд — 64 снаряда. Сразу появлялась уверенность! Прекрасное оружие!»
Морштейн Исаак
Михайлович. 93 года.
Ветеран 30-го гвардейского стрелкового корпуса, последний участник Великой Отечественной войны и Парада Победы 1945 года в Ленинграде. С 1928 года Исаак Михайлович живет в Ленинграде. До начала войны учился играть на скрипке при консерватории. В 1939 году стал лауреатом детского конкурса молодых дарований. В 1941-м, перед самой войной, его направили в специальный лагерь для юных музыкантов, которые прошли три отборочных этапа Всесоюзного конкурса. Все готовились к большому концерту в Москве – выступление в Большом театре должно было состояться 16 августа. Но пришла война. Консерваторию, где учился Исаак Михайлович, отправили в эвакуацию, но его родители решили оставить дома. Вспоминает, что дети не были без присмотра. В каждом районе существовали пионерско-комсомольские отряды при школах, которые всех объединяли. У каждого были определенные обязанности, а руководили ими пионервожатые. Одна группа, к примеру, отвечала за порядок в бомбоубежищах, а другая, когда начинались бомбежки, дежурила на крышах – гасила зажигательные бомбы.
С содроганием в голосе рассказал Исаак Михайлович очень трепетную для него историю: «В ноябре–декабре 1941 года началась «глубокая блокада», и мы искали беспризорных брошенных детей по квартирам. На 5-й Советской улице, в доме 10, жил известный прозаик Юрий Тынянов. В блокаду его не было, и возле его квартиры, в которой находилась очень ценная библиотека, нам предложили дежурить. Мы поставили у входной двери табуретку, и днем, усевшись на нее, по очереди охраняли квартиру. Однажды услышали крик ребенка – стали искать, откуда он доносится. Кстати, тогда входные двери в коммунальные квартиры были открыты. Мы вошли и в одной из комнат застали такую картину: годовалый голодный ребенок пытался сосать молоко из груди умершей матери. Этот случай стал поводом для того, чтобы в каждом районе города были созданы специальные отряды по поиску детей, находившихся в опасности. Большинство этих детей эвакуировали в Среднюю Азию, очень многих увезли в Узбекистан, в Ташкент. И вот около десяти лет назад в местном комитете ветеранов сказали, что меня разыскивает какая-то женщина. Ей дали мой телефон, и она мне позвонила. Оказалось, что она была из тех, найденных нами деток и задалась целью разыскать своих родных. В архиве нашла журнал с записями, где она была единственной с фамилией Исакова, и по ней меня разыскала. У нас состоялась очень теплая встреча…»
С большим прискорбием сообщаем, что буквально через несколько дней после кинопоказа, в период подготовки материала, Исаак Михайлович скончался…
Громова Полина Дмитриевна.
99 лет.
Полина Дмитриевна родилась и выросла в Москве. Училась в школе фабрично-заводского ученичества легкой промышленности на швею. Полина Дмитриевна начала работать с первых дней войны. Шила маскировочные халаты для разведчиков: норма была – 10 халатов в день. Вскоре коммунистку Громову с двумя подругами призвали в Красную армию и направили в Ленинград, в 4-й дивизион 192-го зенитно-артиллерийского полка 48-й дивизии. Уже на третий день пребывания в новом городе случился сильный налет. Загремела тревога, и три маленькие девочки принялись подносить снаряды.
43-й год был особенно тяжелым для Полины Дмитриевны: в Ленинград приехали 6 января, а 18-го был прорыв блокады. «До Пулковских высот еле добрались, в гору с трудом поднимали всю технику. Только забрались, смотрим, а внизу все поле покрыто битыми бойцами… Потом их как дрова бросали в грузовики…» – вспоминает зенитчица.
Феофанов Борис Капитонович. 97 лет.
Борис Капитонович после окончания Одесского артиллерийского училища 6 февраля 1942 года был направлен на Юго-Западный фронт командиром взвода.
В 1942 году участвовал в боях в районе города Старый Оскол, под Воронежем, на Дону. Летом 1943 года командовал батареей на Курской битве. Осенью 1943 года был ранен в голову, но не покинул позиций и продолжал вести огонь по противнику.
«Надо быть очень дисциплинированным, чтобы вынести те чудовищные физические перегрузки, ужасные погодные условия. Бывало, зимой штанами к оружию прилипали. Но мы никогда не сдавались! Наша задача была обеспечить победу! И я очень рад, что жил в те годы и делал все для своей страны!» – такие принципы военных лет отметил Борис Капитонович.
Ветеран подчеркнул, что на фронте никогда никого не делили по национальностям. Все всегда готовы были прийти на помощь друг другу, подставить плечо своему товарищу. Именно Борису Капитоновичу принадлежит цитата, которой назвали показанный в кинотеатре «Чайка» фильм: «Я просто один из участников войны. А нас было 30 миллионов!».
Также в картине были представлены истории жизни и подвига Шалева Владимира Дмитриевича (98 лет), Лежневой Галины Петровны (95 лет), Джурды Валерия Павловича (99 лет), Рослякова Валентина Прокофьевича (104 года), Бричука Николая Владимировича (99 лет).
После кинопоказа удалось лично пообщаться с Громовой Полиной Дмитриевной и Феофановым Борисом Капитоновичем. Они с большой радостью согласились дать интервью «Советской России» — газете с таким родным и близким для их сердец названием.
В ходе беседы Полина Дмитриевна с сожалением отметила, что забыла сказать в фильме очень важную для нее и для миллионов бойцов вещь: «Я хочу выразить огромную благодарность товарищу Сталину! Благодаря его мудрому руководству мы смогли победить!» С неподдельным восхищением П.Д. Громова вспоминала, как Сталин поздравлял всех с победой, а она слушала его голос в живую.
«Это была героическая, трагическая эпоха… До этого такого не было и больше, я надеюсь, не будет», — так начал описывать свои эмоции о боевых временах Борис Капитонович. На вопрос, откуда солдаты брали боевой дух, Борис Капитонович ответил четко и ясно: «Мы поставили интересы Родины выше своих личных. Мы были фанатиками в хорошем смысле этого слова. Мы выполняли освободительную миссию и готовы были пожертвовать всем. Нет такого народа, который бы совершил подобный подвиг. Когда меня принимали в кандидаты, а потом в члены партии, я не расставался с этими документами, будучи в двух окружениях. Я прекрасно понимал, что если меня возьмут в плен, как коммуниста, то учесть моя будет страшна, но ничего не могло заставить меня выкинуть партбилет. Партия и народ тогда были действительно едины. И мне так неприятно слышать, как сейчас поливают грязью коммунистов».
Такие сложные судьбы и невероятные истории людей, посвятивших свою жизнь Родине, удалось узнать и изучить благодаря прошедшему кинопоказу в Ленинграде. Оставшиеся в живых ветераны ещё раз подтвердили столь непопулярный сегодня для действующей власти факт: именно советский народ с коммунистами в первых рядах и под руководством Сталина смог совершить чудо, которое ни у кого уже не получится повторить. Пока они живы, буржуазная пропаганда бессильна. Но с каждым днём ветеранов становится всё меньше, и задача молодёжи в том, чтобы сохранить подлинную память о великой Победе и пронести её через века. Сегодня мы просто не имеем права порочить честь и совесть наших предков.