Мечтать не вредно, опасно бездельничать 

По их мнению, запланированный российским правительством ежегодный рост ВВП на 3–3,5% предусматривает увеличение производительности труда на 4–4,5% в год, причем прежде всего в обрабатывающих отраслях промышленности, поскольку в добывающих отраслях этот потенциал заметно ограничен. А конкретно в частном обрабатывающем секторе увеличение должно быть еще более высоким – около 5–6% ежегодно. Достичь этого, уверяют представители ЦМАКП, можно только путем массовых сокращений «неэффективных» работников. В противном случае российская экономика сохранит свое отставание в 2–2,5 раза от уровня развитых стран и в 1,5 раза от большинства развивающихся по показателю производительности.
В настоящее время правительство пытается компенсировать низкую производительность за счет развития высокотехнологичных отраслей и сферы IT, однако их влияние на экономический рост в обозримом будущем останется небольшим, на уровне 9%, констатировали в ЦМАКП и посоветовали кабинету министров озаботиться предоставлением остающимся без работы гражданам возможности для переобучения, бесплатного жилья и других социальных гарантий, но, как известно, в условиях капитализма эти вопросы не решаемы.
Памятуя о том, что с начала пандемии коронавируса только по официальным сведениям безработица в стране резко выросла с 4,7 до 6,4 процента, достигнув в количественном выражении 4,8 миллиона человек. «СП» задалась вопросом: насколько безрадостным может оказаться ближайшее будущее российского рынка труда, если озвученная ЦМАКП доктрина будет рассмотрена властями как непосредственное руководство к действию?
– В макроэкономике существуют два пути развития – экстенсивный и интенсивный, – напомнил изданию проректор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. – В первом случае подразумевается простое расширение при сохранении технологического уклада, а во втором речь идет, по сути, о производстве большего количества продукции меньшим количеством людей.
Развитие страны также может осуществляться еще и за счет ре- индустриализации экономики. И если в основу ее дальнейшего роста мы положим советско-китайский образец, то ставку нужно делать на то, чтобы производить у себя не менее 60% различного типа промышленной продукции. А это подразумевает не только увеличение номенклатуры этой самой продукции, но и тех компетенций, которые ранее были похоронены, что особенно актуально в свете внешнего санкционного давления на Россию. Это касается и сельского хозяйства, и станкостроения, и сферы строительства, и нефтяного сектора, и микроэлектроники.
Но разве сегодня, в условиях пандемии и всеобщего кризиса экономики, кто-то возьмется за восстановление полностью уничтоженных за годы «реформ» уникальных отраслей производства, в том числе станкостроения и микроэлектроники? Да нет, конечно. Если уж в нулевые годы, когда нефть зашкаливала в своей цене, никто этими вопросами не озаботился, то теперь об этом и не подумают. А все эти разговоры о развитии производства в нынешних условиях из области фантастики. Мечтать, как говорится, не вредно.
С предложенным новоявленными реформаторами новым способом развития экономики Россия никогда не выберется из того тупика, в который ее завела неприемлемая и неэффективная либеральная экономическая политика. И никакие попытки отсрочить существование этого самого несправедливого и отжившего свое время антинародного строя не помогут. Только обновленный социализм может снова вывести страну на путь прогрессивного развития. Другого варианта выхода страны из кризиса просто не существует. Это понимают даже сторонники капитализма, однако расставаться со своими богатствами, полученными сомнительным путем, они пока не торопятся. Но события, происходящие в мире, неумолимо подталкивают их к такому сценарию. Нравится это кому или нет, но время диктует свои законы. Поэтому все большее число людей начинают осознавать, что будущее человечества за социализмом, при котором не изобретением никчемных способов подъема экономики будут заниматься, а реальными делами.

Петр ДОЛГИХ
г. Воронеж

Другие материалы номера