Уже тогда большинству наших читателей, да и в целом думающим людям было понятно: за этим расстрелом сослуживцев стоят неуставные отношения среди военнослужащих. Почитайте отклики на публикации в «СР», почитайте комментарии в социальных сетях. Там много обличающей правды.
Следствие и суд доказали, что над Рамилем, как и над другими срочниками этой части жестоко издевались. И то, что был осужден именно за неуставные отношения, а проще за «дедовщину» один из его сослуживцев, где по делу Шамсутдинов проходил потерпевшим, неопровержимое тому доказательство.
А ведь еще тогда журналисты, которым удалось переговорить с сослуживцами и близкими военнослужащего, доказывали, что солдат не вытерпел регулярных издевательств, унижений и рукоприкладства. Молодой человек оказался очередной жертвой дедовщины – неофициальной армейской иерархической системы, основанной на дискриминации в соответствии с занимаемым рангом и сроком службы. И то, что кровавую акцию возмездия парень планировал заранее, действовал расчетливо и скрыться с места бойни не пытался, лишь подтверждает мнение, что он был доведен до отчаяния.
Итак, приговор оглашен. В Чите Второй Восточный окружной военный суд приговорил к 24,5 года лишения свободы рядового Рамиля Шамсутдинова, расстрелявшего сослуживцев в воинской части в Забайкальском крае.
«Приговорить за убийство восьми лиц к 19 годам лишения свободы, за покушение на убийство двух лиц – к девяти годам лишения свободы. Путем частичного сложения сроков назначить окончательное наказание в виде 24 лет 6 месяцев лишения свободы в колонии строгого режима», – огласил приговор судья.
Военный суд также частично удовлетворил требования потерпевших о компенсации морального вреда. По решению суда в пользу четырех потерпевших будет взыскано по 1,5 миллиона рублей, двум потерпевшим назначено по 1,3 миллиона рублей, еще один иск удовлетворен на сумму 1,2 миллиона рублей. Всего осужденный Шамсутдинов выплатит потерпевшим 9,8 миллиона рублей.
Мы не вправе оспаривать решение суда. Но вопросы, извините, возникают. Из области здравого смысла. Например, а почему по соседству на скамье подсудимых не сидели отцы-командиры Рамиля? Именно они должны нести ответственность за всё, что происходит в части под их командованием. Интересно, как считает суд, где Рамиль Шамсутдинов, отбывая наказание в колонии строгого режима, должен заработать эти почти 10 миллионов?
После суда адвокат солдата Руслан Нагиев заявил, что приговор, вынесенный его подзащитному, слишком суров. «Почти 25 лет колонии строгого режима – это фактически столько же, сколько запрашивала прокуратура. Присяжные проявили снисхождение, а суд – нет. Мы будем обжаловать», – сказал защитник. Не согласиться с ним не дает совесть и тот же самый здравый смысл.
19 января сторона обвинения попросила для Шамсутдинова 25 лет колонии. Таким образом, приговор Шамсутдинову, вынесенный Вторым Восточным окружным военным судом, всего на шесть месяцев меньше того, что просило обвинение. Через 10 дней после этого присяжные единогласно признали рядового виновным в убийстве восьми человек и покушении на убийство еще двоих человек, но сочли, что он заслуживает снисхождения.
Таким образом, защите фактически удалось доказать, что истинной причиной трагедии стали систематические издевательства со стороны военнослужащих старшего призыва, контрактников и офицеров.
Всем очень важно было услышать, что скажет Шамсутдинов в своем последнем слове. Он заявил, что раскаивается в содеянном и не хотел совершать преступление. Увы, получилось скромно и несколько скомканно, но мы услышали: «Довели меня до этой ситуации. Я этого не хотел. Я сам не понял, как это произошло. Я раскаиваюсь в содеянном».
Защита солдата настаивала на том, что массовое убийство было совершено им в состоянии аффекта – на преступление срочника толкнули издевательства и неуставные отношения. По словам его адвоката, старший лейтенант Данил Пьянков заставлял Шамсутдинова учить устав и запрещал спать по трое суток. Мало того, его даже обещали изнасиловать. Но прокурор настаивал на том, что к подсудимому нельзя проявлять снисхождение, так как убийство он совершал «хладнокровно». Интересно, прокурор пытался поставить себя на место Рамиля? Каково это гордому 20-летнему парню пережить макание головой в унитаз и обещание быть обесчещенным?
Думается, не случайно материалы дела сразу же были засекречены, со всех участников взяли подписку о неразглашении. В этом деле безусловно есть что скрывать от общественности. Только вряд ли это спасет сотни новобранцев от дедовщины и похожих трагедий в армии в будущем. Хотя, не дай Бог…