«Вставайте, люди русские!»

Ему три доблести на долю
Послал Господь для вечных дум:
Взгляд трезвый, пламенную волю,
Изобретательнейший ум!

Вся жизнь его – в трудах и битвах –
Как свет любви, неугасим, 
Как бесконечная молитва
Во славу Бога и Руси!

По мелочам, пустым и зряшным,
Он не растратил Божий дар,
Для немцев был, 
для шведов страшным,
И уважаем средь татар!

Пройдя все беды и мытарства,
Что столько вытянули жил,
Под угол зданья государства
Он первый камень заложил.

И он взойдет печальным ликом,
Согласно истине простой:
Лишь счастье надо – 
стать великим,
А он – великий и святой!

И свет его неугасимый,
Как всенародная молва.
Ему еще служить России,
Пока, родимая, жива!
Живи, страна, живи, Россия,
С надеждой будущих побед!
Не он ли в Лавре, твой мессия,
Готовый в путь, где брезжит свет?!

Эй вы, чья память скоротечна,
Кто Александром Невским бит:
Не мертвым сном он спит навечно –
Князь отдыхает после битв!

***

Горит звезда над спящей Русью,
Как на щеке дрожит слеза,
Полны невысказанной грусти
Ее полночные глаза.

Она горит небесным светом,
Лучом сияет заревым,
Мир всем, теплом ее согретым,
Всем вечным странникам земным!

Гори, звезда, дари надежду
Всем заплутавшимся в пути,
Свети восторженно, как прежде,
Свети, небесная, свети!

Свети заблудшим, обреченным,
Сквозь боль отчаянья зови.
Сияй и в день печали черный,
Сияй и в светлый день любви!

Твой свет добра, касаясь дола,
Как всех времен минувших нить, 
Как оберег – любви и дому:
Русь не погибнет! Будет жить!

Юрий ПАВЛОВ
г. Владимир

 

 

 

Примечательно, что празднование 800-летия со дня рождения князя Александра Невского приходится на следующий год после 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Два этих события, переходя одно в другое, должны содействовать консолидации общества, наглядно демонстрировать преемственность российской истории, вдохновлять на защиту и сохранение государственности и суверенитета страны.

7 ноября 1941 г. князь был официально «призван к оружию». Сталин лично поставил Александра Невского на первое место среди тех исторических личностей, чей пример должен был вдохновлять советские поколения в борьбе против гитлеровских псов-рыцарей. В своем знаменитом обращении к бойцам Красной армии, уходящим с парада на Красной площади в Москве, вождь призывал:

 

Иосиф Виссарионович Сталин:

— Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!

 

Ни одна другая эпоха долгой истории памяти об Александре Невском не была так богата творческими работами о нем, как период между 1941 и 1945 гг. Во время Великой Отечественной войны на советском книжном рынке появилось по меньшей мере более двадцати самостоятельных публикаций о битве на льду Чудского озера и ее прославленном военачальнике.

Это были почти исключительно брошюры небольшого формата (их объем редко превышал 30 страниц), которые, несомненно, предназначались специально для фронтовых бойцов. Количество экземпляров этой «окопной литературы» составило приблизительно полтора миллиона. Волна публикаций об Александре Невском поддерживалась статьями в газетах и журналах, а также главами в книгах о традициях русского военного искусства или о вековой борьбе между немцами и русскими. Приняв во внимание также и многочисленные плакаты, листовки и почтовые открытки времен Великой Отечественной войны, а также театральную постановку под названием «Александр Невский» и ставшие знаменитыми произведения исторической живописи, где изображен исторический полководец и вождь, период между 1941 и 1945 гг. можно обозначить как одну из вершин славы Александра Невского в русской и советской истории.

Сформировавшийся в 1937–1939 гг. советский патриотический образ Александра Невского должен был вести к победе и мужеству советский народ и готовить его к обороне.

 

***

Орден Александра Невского является единственной наградой, существовавшей в наградных системах Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации. В СССР орден Александра Невского был учрежден во время Великой Отечественной войны 29 июля 1942 года одновременно с орденами Суворова и Кутузова для награждения командного состава Красной Армии. Орденом Александра Невского награждались командиры Красной армии, проявившие в боях за Родину в Отечественной войне личную отвагу, мужество и храбрость и умелым командованием обеспечивающие успешные действия своих частей. Первоначально награждение орденом Александра Невского производилось Указом Президиума Верховного Совета СССР.   За подвиги и заслуги в период Великой Отечественной войны орденом Александра Невского были награждены более 40 тысяч человек.

 

***

Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН вспоминал:

«Шел 1938 год. «Патриотизм – наша тема» – стояло неуклонно передо мною и перед всем творческим коллективом во время съемок, во время озвучивания, во время монтажа. Читая одновременно летописи XIII века и газеты сегодняшнего дня, теряешь ощущение разницы времени, ибо тот кровавый ужас, который в XIII веке сеяли рыцарские ордена завоевателей, почти не отличается от того, что делается сейчас в некоторых странах мира».

Историко-биографический фильм рассказывает о великом русском полководце князе. В 1240 году под его началом русские войска отстояли северо-западные земли Руси от захвата шведскими и немецкими феодалами, разгромив их многочисленное войско неподалеку от реки Невы. За эту битву князь и был прозван Невским.

Кинематографический вариант сценария отличается от первоначального литературного. По литературному варианту Александр Невский, одержав победу над немецкими интервентами, отправлялся в Золотую Орду, а возвращаясь на Русь, погибает в пути, испив воды из отравленного источника. Народ нес на руках усопшего полководца, и это шествие как бы олицетворяло его посмертную славу.

Однако после прочтения сценария Сталин сделал в тексте отметку – провел жирную красную черту после сцены разгрома немецких полчищ. «Сценарий кончается здесь. Такой хороший князь не может умереть», – передали потом Эйзенштейну слова Сталина.

Таким образом, картина завершается полным торжеством Александра Невского, его величанием, славой. Князь произносит величавую фразу: «А если кто с мечом к нам войдет – от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет земля русская!»

Эйзенштейн был убежден, что полководца должен играть Николай Черкасов. Помимо несомненного таланта и профессионального мастерства Черкасов обладал подходящими физическими данными: высокий рост и сильный низкий голос.

В картине Александр Невский предстал былинным витязем с необъятной русской душой. Эйзенштейн определил особенность характера Невского как соединение мудрости и большой страстности. Он стоит, возвышаясь над бушующим человеческим морем, и бросает в него уверенные, страстные и повелительные слова призыва: «За поля родные, за леса, за реки, за великий наш народ ВСТАВАЙТЕ, ЛЮДИ РУССКИЕ!»

Но Николай Черкасов, исполнивший роль Александра Невского, стал не просто лицом фильма. Ни одно прижизненное изображение Александра Невского не дошло до наших дней, поэтому для боевого ордена Александра Невского, учрежденного в 1942 году, архитектор использовал профиль Николая Черкасова.

 

***

Николай ЧЕРКАСОВ:

(Из книги «Записки советского актера»):

 

— При первой же нашей встрече С.М. Эйзенштейн в несколько скупых, но точных выражениях ознакомил меня с замыслом новой картины, подчеркнув, что она будет военно-оборонной по содержанию, героической по духу, партийной по направлению и эпической по стилю. Речь шла об «Александре Невском».

Это было в начале 1938 года, когда международная обстановка становилась все более напряженной, и гитлеровский фашизм открыто шел к новой мировой войне. Позади было вторжение итало-немецких войск в Испанию, проникновение японских войск вглубь Китая, впереди назревали кровавые фашистские авантюры в Австрии и Чехословакии. В такой обстановке защита идеи суверенности народов, отпора захватчикам чужой земли приобретала особое значение. Возвеличение справедливой борьбы за свободу и независимость своей Родины, прославление народных вождей и героев, патриотов родной земли, подсказали мысль обратиться к историческому прошлому русского народа, к образу одного из первых его полководцев – Александра Ярославовича Невского.

Не скрою, что в то время я колебался. Величественный эпический стиль картины, легендарность образа ее героя, глубокая отдаленность исторических событий, которые предстояло воскресить, – все это казалось мне трудно преодолимым препятствием.

Но постепенно, вчитываясь в сценарий, написанный П.А. Павленко с большой силой литературной выразительности, знакомясь с историческими материалами, с летописными сказаниями и новейшими исследованиями, я стал приближаться к образу моего будущего героя, который представлялся мне высоким, стройным, сильным юношей, ловким, веселым, вспыльчивым, наивным и грубоватым, страстным патриотом, беззаветно преданным идее защиты неприкосновенности родной земли.

Конечно, такой образ все больше привлекал меня, заполнял мое воображение, будил творческую фантазию, и тем не менее внутреннее мое самочувствие было не только приподнятое и торжественное, но в то же время беспокойное и тревожное.

С.М. Эйзенштейн достал в Эрмитаже подлинное вооружение XIII века и внимательно следил за изготовлением моих доспехов; при ответственных же съемках он всегда навещал меня в костюмерной.  Самыми интересными, хотя и наиболее трудными, были поиски внутренней характеристики героя. Как раскрыть все богатство этого характера – сложного, сильного, волевого, вобравшего в себя лучшие черты могучего русского народа? Как всесторонне обрисовать образ легендарного, до сих пор живущего в памяти народной победоносного полководца, разбившего «непобедимых» немецких «псов-рыцарей» и изгнавшего их за пределы родной земли?

 Мне хотелось, чтобы образ Александра Невского был бы представлен богато в своей человеческой характеристике, в своей духовной сущности. Порою мне казалось, что образ Александра Невского предстает в картине несколько отвлеченно, что он недостаточно наделен той живой выразительной человеческой характерностью, которая складывается на почве глубокого внутреннего перевоплощения.

 Говоря о работе над образом Александра Невского, о том, как он развивался, как заполнялся все более ясным и точным содержанием, расскажу об одном памятном мне, примечательном обстоятельстве, самым тесным образом связанном с созданием фильма, с работой над образом его героя как патриота своей отчизны.

Шли съемки основного эпизода картины – Ледового побоища. Как известно, битва происходила суровой зимой, в лютую стужу, на Чудском озере, на дне которого нашли смерть псы-рыцари, разбитые Александром Невским.

Снимать подобный эпизод зимой было невозможно, и не столько из-за холода, сколько главным образом из-за слабости зимнего солнечного света. Поэтому сцены Ледового побоища, занимающие без малого двести кадров, снимались летом, на особо отделанной площадке, расположенной неподалеку от киностудии «Мосфильм», на Потылихе. Здесь на большом пространстве был сделан асфальтовый покров, посыпанный опилками, нафталином и солью, что создавало полную иллюзию снега. Съемки шли летом 1938 года, в июле и первых числах августа, в жаркие дни, когда температура доходила до тридцати пяти градусов.

В одном из перерывов, когда я сидел рядом с С.М. Эйзенштейном, и здесь же, у «Чудского озера», отдыхали сотни участников картины, из рук в руки стали быстро переходить только что доставленные на Потылиху свежие листы «Правды». Газета шла нарасхват.

В какие-нибудь пять-шесть минут наша «лагерная стоянка» пришла в движение. И «русские ратники», и «немецкие кнехты», «псы-рыцари» в касках с эмблемами, напоминавшими фашистские знаки, громким голосом зачитывали что-то вслух. Всеобщее внимание привлекло официальное сообщение ТАСС о том, что накануне японские фашисты вновь вторглись на нашу землю и в течение всего дня вели бой, пытаясь захватить высоту Заозерную в районе озера Хасан, но натолкнулись на мощный отпор Красной Армии. Все живо обсуждали неожиданное известие.

— Смотрите, как наша историческая тема непосредственно перекликается с сегодняшним днем, – невольно воскликнул я, прочтя вслух сообщение ТАСС.

Съемки возобновились с большим подъемом. Исторические события, отдаленные от нас веками, разгром интервентов и изгнание их за пределы родной земли, по-новому, с большой остротой воспринимались всеми участниками фильма в связи с последними политическими событиями, разыгравшимися на восточных рубежах нашей Родины. Историческая повесть о славе русского оружия заново осмысливалась и переживалась нами под непосредственным впечатлением сегодняшнего дня, и мы ясно понимали значение той великой, благородной патриотической темы, которой отдавали свой труд, которую раскрывали нашим будущим зрителям.

В ноябрьские дни 1938 года «Александр Невский» был показан на общественном просмотре в московском Доме кино, а в первых числах декабря обошел экраны страны.

Выступая на просмотре в Доме кино, С.М. Эйзенштейн сказал о своей глубочайшей благодарности товарищу И.В. Сталину, который чутко откликнулся на его просьбу помочь создать патриотический фильм о мощи и доблести русского народа и нашел время лично просмотреть литературный сценарий «Александра Невского» перед тем, как составлялся рабочий сценарий».

Картина завершается полным торжеством Александра Невского как народного героя, его величанием, славой и следующими заключительными словами, обращенными им к народу:

— Ох и бил бы я вас, хлестал нещадно, коли бы проболтали вы Ледову сечу!. Не простила бы Русь ни вам, ни мне маломужества… Так про то и помните, детям и внукам накажите, а забудете – станете иудами русской земли. Слово мое твердо: найдет беда – всю Русь подниму. А отвалитесь на сторону – быть вам биту нещадно. Жив буду – сам побью, а помру – так сынам накажу.

А затем, обратившись к пленным, Александр Невский говорит:

— А вы идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости! А кто с мечом к нам войдет – от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет Русская земля!.

Такой финал гораздо значительнее. Образ Александра Невского живет в памяти народной как образ великого патриота своей Родины, ее легендарного героя. Став свидетелями его ратных подвигов, зрители должны были расстаться с ним в момент его высшего торжества. Это несомненно усиливало идейно-художественное воздействие картины.

Мне представилась возможность проверить ее силу в дни Великой Отечественной войны. Встречаясь с моими фронтовыми зрителями, просматривая фильм в их кругу и отвечая на их вопросы, я каждый раз убеждался в том, что образ Александра Невского продолжает жить в сознании наших современников как образ одного из любимейших национальных героев. Как раз в годы Отечественной войны был учрежден орден Александра Невского, и гравированный на стали миниатюрный его портрет украсил грудь воинов Советской Армии, отличившихся в священной борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Общаясь с фронтовиками, я все глубже понимал ответственность актера-гражданина, актера-патриота, на долю которого выпало счастье воплотить на экране образ любимого народом героя.

 

На все главные роли фильма были приглашены звезды первой величины, а музыку к фильму написал Сергей Прокофьев. Именно на этой картине подружились великий режиссер и великий композитор. Музыкальные материалы Прокофьев объединил в кантату «Александр Невский», включающую семь частей, соответствующих основным темам киноленты: «Русь под игом монгольским», «Песнь об Александре Невском», «Крестоносцы во Пскове», «Вставайте, люди русские», «Ледовое побоище», «Поле мертвых», «Въезд Александра во Псков». Популярная сюита «Александр Невский», написанная Прокофьевым на основе музыки к фильму, вошла в репертуар симфонических концертов и прекрасно исполняется отдельно.

Историческая победа русских воинов, одержанная в 1242 году в битве с ливонскими рыцарями на Чудском озере, через 7 столетий вдохновляла советских людей на победу против фашистских захватчиков. «Александр Невский» остается абсолютной классикой на все времена, его с удовольствием смотрят зрители всех возрастов и всех поколений.

 

Другие материалы номера