«Drang nach Osten!»

Наше поколение – родившиеся в 50-е – первой половине 60-х годов – прекрасно помнит, как у наших отцов, дедов, матерей, бабушек время четко разделялось на до войны и после войны. Война была страшным рубежом, когда все, что было после нее, уже никогда не было таким же, как до ее начала.

Многие годы война, Победа над нацистской Германией в общественном сознании были освящены ореолом героизма и мученичества. Никто не смел открыто покушаться на Победу, открыто заявлять от ее ненужности. Пока в годы пресловутой перестройки не появились личности, стенавшие, что, победив в войне, мы лишились возможности пить баварское пиво. А затем повылезали еще более отвратные персонажи, начавшие глумиться над нашей Победой, вещать о том, что победили вопреки И.В. Сталину и Верховному главнокомандованию, что завалили врага трупами, что воевали плохо, что в «демократических» странах невозможны были бы такие страшные поражения, которые нанес вермахт в начале войны РККА и т.д. Начали вещать, что, мол, Сталин все испортил, что из-за него РККА не смогла отразить первый натиск врага, была вынуждена отступать. Что «репрессии» обезглавили РККА, лишили ее «выдающихся» военачальников.

Что можно на это сказать. Какие репрессии были в Польше, которую вермахт разнес вдребезги за 16 дней? Какие репрессии были у французов и британцев, которые, почти год находясь в состоянии войны с Третьим рейхом, были разнесены вдребезги за 40 дней? Об этом ненавистники нашей Победы скромно умалчивают. А суть была в том, что 22 июня 1941 года в нашу страну вторглась сильнейшая на тот момент армия мира. Равной ей не было. И только наша страна устояла, не развалилась, выдержала первые удары и сумела в итоге сломить эту страшную силу.

Поэтому хочется немного рассказать, что представлял собой вермахт в июне 1941 года, чтобы было понятным, почему все рассуждения, что можно было остановить его чуть ли не на границе, – бредни сивой кобылы.

Итак, что представлял собой вермахт в июне 1941 года?

Гитлеровцы тщательно подготовились к нападению на СССР. Никогда ни до этого, ни после вермахт не был так укомплектован людьми, вооружением, боевой и транспортной техникой, конским составом.

На 22 июня из 214 дивизий вермахта и СС на востоке были сосредоточены 152 дивизии, что составляло 71% вооруженных сил Третьего рейха. Там же, на границах СССР, была сосредоточена большая часть армий Румынии и Финляндии, экспедиционный корпус венгерской армии. На подходе были экспедиционные корпуса словаков и итальянцев.

Но я не буду вдаваться в перечисление дивизий, бригад и полков, сегодня все эти данные несложно найти. Также не будем касаться тактико-технических характеристик немецкого вооружения, это тоже сегодня легко найти. Хочется обратить внимание на иные аспекты готовности вермахта к агрессии против СССР.

Возьмем немецкую танковую дивизию – один из основных инструментов блицкрига. Так вот, немецкие танковые дивизии – это не только танки и не столько танки.

Это более 6000 человек мотопехоты, ибо, как справедливо отмечал Клаузевиц, нельзя считать вражескую позицию захваченной, пока там не утвердилась нога своего пехотинца. Мотострелковые полки, разведывательный батальон и мотоциклетно-стрелковый батальон были полностью обеспечены всеми полагавшимися им по штату автомобилями и мотоциклами. Другой вопрос – разнотипность автомобилей, когда в одном подразделении могли иметься автомобили сразу нескольких типов. Но это головная боль снабженцев, как обеспечить запчастями.

Это 150 стволов артиллерийских и противотанковых орудий и минометов. Причем все орудия и минометы были обеспечены механической тягой. И это были не абы какие автомобили или, что еще хуже, сельскохозяйственные тракторы. Нет, каждому артиллерийскому орудию или миномету полагался строго определенный тягач. Это мог быть автомобиль повышенной проходимости для 37 или 50-мм противотанковой пушки, автомобиль для перевозки 81,4-мм миномета, полугусеничные тягачи 3-тонного, 5-тонного или 8-тонного класса для 75-мм и 150-мм пехотных орудий, 105 и 150-мм гаубиц. И тягачи не просто полагались, все немецкие танковые и моторизованные дивизии имели 100-процентный комплект положенных им полугусеничных артиллерийских тягачей.

Кроме мотопехоты и артиллерии, немецкая танковая дивизия – это еще и саперы, и связисты, и ремонтники, и тыловые службы. Так, моторизованный саперный батальон располагал всем необходимым и для инженерного оборудования позиций, и для установки минных заграждений или для их разминирования, и для организации паромных и паромно-мостовых переправ через реки.

Моторизованный батальон связи – это подвижные узлы связи на шасси автомобилей, бронеавтомобилей и бронетранспортеров, обеспечивавшие устойчивое управление частями и подразделениями дивизии на марше и в бою.

Рота ремонтных мастерских танкового полка располагала всем необходимым для проведения ремонта поврежденных или вышедших из строя танков. Самое же главное, эти роты во всех дивизиях имели полный штат тяжелых 18-тонных тягачей, использовавшихся для эвакуации подбитых танков с поля боя и доставки их в пункты сбора аварийных машин или в ремонтные мастерские. Напомню, что именно отсутствие подобных тягачей было бичом танковых и моторизованных дивизий РККА, когда танки приходилось бросать даже из-за незначительных повреждений, потому что нечем было их отбуксировать на сборный пункт аварийных машин.

Всего в танковой дивизии вермахта по штату полагалось иметь 2127 автомобилей и полугусеничных тягачей (грузовых автомобилей и тягачей – 1566 и легковых автомобилей – 561). Ни о каком некомплекте автотранспортных средств речи не шло. Штатное количество автомобилей и тягачей имели все немецкие танковые дивизии. Более того, на практике число автомобилей и полугусеничных тягачей в дивизиях доходило до 2500.

Помимо автомобилей в танковой дивизии полагалось иметь 1288 мотоциклов (из них 711 с колясками), но в реальности в дивизиях могло насчитываться до 1570 мотоциклов.

Моторизованные дивизии вермахта имели по штату 2298 автомобилей и полугусеничных тягачей и 1473 мотоцикла. И на 22 июня 1941 года, как правило, моторизованные дивизии также располагали сверхштатным количеством автотранспорта.

Прежде всего, этот сверхштатный транспорт был предназначен для перевозки горючего и боеприпасов. Немецкое командование учитывало, что колея железных дорог в СССР отличается от западноевропейской, и сразу пустить поезда не получится, даже если полотно окажется неповрежденным. Поэтому сверхштатный транспорт должен был обеспечить танковые или моторизованные дивизии горючим и боеприпасами до прибытия автомобильных транспортных колонн снабжения РГК.

Также в вермахте первыми среди воюющих армий не только поняли необходимость иметь для поддержки действий пехоты самоходную артиллерию, но и претворили это в жизнь на практике. В составе немецких войск имелось 11 дивизионов и 5 отдельных батарей штурмовых орудий, 7 дивизионов самоходных истребителей танков и 4 батареи 150-мм самоходных тяжелых пехотных орудий, которые были приданы танковым дивизиям. Штурмовые орудия в значительной мере компенсировали отсутствие в вермахте танков непосредственной поддержки пехоты. А их экипажи и командиры подразделений были хорошо обучены и умело взаимодействовали с пехотой на поле боя. И именно подразделения штурмовых орудий породили миф о вездесущности немецких танков.

Были полностью укомплектованы личным составом, вооружением, конским составом и автомобильной техникой и все пехотные дивизии вермахта. Численность личного состава немецких пехотных дивизий составляла 16 500–16 800 человек. Дивизия имела 5375 лошадей (по сравнению с 3039 лошадями в советской стрелковой дивизии), в том числе 1743 верховые лошади и 3632 тягловые, из них 2249 тягловых лошадей имелись в артполку дивизии. И, на минуточку, за исключением противотанкового дивизиона и противотанковых рот в пехотных полках вся полковая и дивизионная артиллерия пехотной дивизии была на конной тяге. К сведению, в советской стрелковой дивизии гаубичный артполк полагалось иметь на механической тяге.

Транспортные средства дивизии включали 394 легковых автомобиля, 615 грузовых автомобилей, 3 бронетранспортера, 527 мотоциклов (из них 201 с коляской).

Кстати, значительный вклад в моторизацию вермахта внесла Франция – за счет трофеев, доставшихся Германии после капитуляции Франции, и текущего производства французских автозаводов были полностью укомплектованы автотранспортом 92 немецкие пехотные дивизии.

Всего войска вермахта, сосредоточенные на границах СССР, располагали более чем 600 000 автомобилей различных типов и более чем 1 000 000 лошадей.

На границах СССР были сосредоточены значительные силы артиллерии РГК Сухопутной армии вермахта:

–28 пушечных артиллерийских дивизионов (по 12 105-мм тяжелых пушек в каждом);
– 37 дивизионов тяжелых полевых гаубиц (по 12 150-мм тяжелых гаубиц в каждом);
– 12 смешанных дивизионов (по 6 211-мм мортир и 3 173-мм пушки в каждом);
– 29 тяжелых мортирных дивизионов (по 9 211-мм мортир в каждом);
– 7 моторизованных тяжелых артиллерийских дивизионов (по 9 149,1-мм тяжелых пушек в каждом);
– 2 тяжелых гаубичных дивизиона (по 4 240-мм тяжелые чехословацкие гаубицы в каждом);
– 6 истребительно-противотанковых дивизионов (по 36 37-мм противотанковых пушек Pak35/36 в каждом);
– 9 отдельных железнодорожных батарей 280-мм морских пушек (по 2 орудия в батарее).

Практически вся артиллерия РГК была сосредоточена на направлениях главных ударов группировок вермахта. При этом вся артиллерия РГК была полностью моторизованной, обеспечена специализированными полугусеничными артиллерийскими тягачами 8 и 12-тонного класса, а противотанковые артиллерийские дивизионы были полностью оснащены автомобилями-тягачами повышенной проходимости. Тыловые подразделения артиллерии РГК имели весь необходимый автотранспорт и ремонтные средства.

Огромное внимание немецкое командование уделило вопросам всестороннего обеспечения боевых действий. В состав немецкой группировки, предназначенной для нападения на СССР, было включено большое количество частей боевого обеспечения:

– 34 дивизиона артиллерийской инструментальной разведки (АИР);
– 52 отдельных саперных батальона;
– 25 отдельных мостостроительных батальонов;
– 91 строительный батальон;
– 35 дорожно-строительных батальонов.

Дивизионы АИР дополняли средства артиллерийской разведки соединений вермахта и артиллерийских дивизионов РГК, позволяли создавать поле сплошного наблюдения на наиболее важных направлениях.

Саперные батальоны не только обеспечивали преодоление инженерных и минно-взрывных заграждений советских войск, но и штурм укрепленных районов силами своих штурмовых саперных рот.

Мостостроительные, строительные и дорожно-строительные батальоны обеспечивали быстрое восстановление дорог и мостов, наведение понтонных переправ через реки, прокладку колонных путей и строительство объектов, необходимых для снабжения войск и обеспечения боевых действий.

Особо стоит отметить готовность вермахта к форсированию водных преград без всяких плавающих танков. Помнится, некий Резун-Суворов бился в падучей и визжал как потерпевший, доказывая, что отсутствие плавающих танков – главное свидетельство, что Гитлер не собирался нападать на СССР первым. Так вот, все саперные батальоны дивизий имели комплекты наплавных мостов, которые позволяли навести понтонные переправы грузоподъемностью от 3 до 25 тонн. Саперные батальоны танковых дивизий имели комплекты быстросборных мостов, которые можно было навести, используя опоры взорванных мостов, или же эти сборные мосты можно было «бросить» через реки, используя их собственные опоры. Время наведения наплавного или сборного моста через водную преграду колебалось от 3–4 до 18–20 часов. То есть в течение суток с момента переправы передовых подразделений на противоположный берег саперы обеспечивали наведение моста, по которому могла двигаться и тяжелая техника, включающая танки.

Также на оснащении саперных подразделений для форсирования водных преград имелись легкие штурмботы типа «StuBo39», представлявшие собой быстроходные лодки с подвесными моторами. Они могли перевозиться на автомобилях. Штурмботы развивали скорость до 25 км/ч и могли брать на борт 8 человек десанта. Реку шириной 1,5 км штурмботы преодолевали за 3,5–4 минуты. Используя эти штурмботы, немецкая пехота или мотопехота могла в считаные минуты преодолеть простреливаемое пространство водной преграды и высадиться на противоположном берегу.

Были подготовлены и специальные железнодорожные части. Они располагали всей необходимой техникой для быстрого восстановления железнодорожного полотна или для прокладки нового. Также они располагали техникой, которая обеспечивала на неразрушенных участках железнодорожного полотна его «перешивку» на западноевропейскую колею с темпом нескольких сотен метров в час. За сутки одна такая система была способна перешить на европейскую колею до 10 км полотна.

Стоит отдельно остановиться на ВВС Третьего рейха. Люфтваффе также подошло к 22 июня всесторонне подготовленным. Было развернуто большое количество частей и подразделений связи, наблюдения и оповещения, что обеспечивало высокую оперативность управления действиями люфтваффе. Например, одна из модификаций БТР Sd.Kfz.250 была специально оборудована именно для работы воздушных наводчиков в передовых подразделениях танковых или моторизованных соединений.

Летный состав был прекрасно подготовлен и обладал самым главным – большим боевым опытом, обретенным в небе над Польшей, Францией, Балканами и в ходе жестоких воздушных сражений Битвы за Англию.

Особенностью люфтваффе было и то, что они имели особую систему наземного базирования, когда наземные аэродромные части не были привязаны к конкретной авиагруппе или эскадре. Разветвленная сеть авиабаз и передовых площадок базирования была самостоятельной и принимала для обслуживания и обеспечения части и соединения любых типов самолетов (и истребительные, и бомбардировочные), в зависимости от складывающейся на участке фронта обстановки. Это обеспечивало быстрый и эффективный маневр силами авиации, когда сотни самолетов могли в короткое время быть переброшенными на большие расстояния в сотни и даже тысячи километров, и им не требовалось ждать прибытия своих частей аэродромного обслуживания. При этом многие передовые площадки базирования располагались всего в 30–40 километрах от передовой, что позволяло немецким самолетам совершать по 6–8 боевых вылетов в день.

В целом на 22 июня 1941 года вермахт был силой, практически не имеющей слабых мест. Командный и рядовой составы, имеющие почти двухлетний боевой опыт. Прекрасное оснащение боевой и транспортной техникой, вооружением, при этом тактико-технические характеристики основных образцов вооружения и боевой техники в общем соответствовали требованиям войны того времени. Большое количество частей усиления, боевого и тылового обеспечения, призванных решать все возникающие перед войсками задачи. На границах СССР была сосредоточена сильнейшая в мире на тот момент армия, устоять против которой не смог еще никто.

И только Красная Армия, несмотря на тяжелые неудачи первых месяцев войны, в итоге не только остановила этот всесокрушающий поток, но и обернула его вспять.

 

Другие материалы номера