Кладезь на замке

Телеящик на все лады славословил недавно речь министра обороны С. Шойгу на всероссийском молодежном образовательном форуме «Территория смыслов», в которой тот назвал главной угрозой для страны разложение общества. Не пояснил он только главного – что это разложение, то есть утрата духовности и ясных идейно-нравственных ориентиров, порождено результатами 20-летнего олигархического правления, усиленно создающего волчьи законы капитализма, а стало быть, и буржуазную культуру, нацеленную на интересы и потребности богатых дельцов-воротил, на пропаганду самых низменных чувств и плотских вожделений, истребляющую всякое напоминание об общественно-полезной деятельности.

Ну какую высокую духовность и нравственность может воспитать рыночное общество, в котором есть рабы-наймиты труда, а также их хозяева-бары и господа, которые, по образному выражению великого сатирика Салтыкова-Щедрина, «хлопочут только об одном: о действительнейших средствах народного порабощения»? И это закреплено законом. Отсюда и все увеличивающееся социальное расслоение, радикальный рост неравенства в пенсиях, зарплатах и уровне жизни, когда 10% самых богатых россиян владеют более чем 80% национального богатства страны, опережая по этому показателю Латинскую Америку и Африку. Вопиющее неравенство заталкивает Россию в зону нестабильности, а это равносильно государственному самоубийству. О каком же духовно-культурном развитии граждан тут можно говорить, если для них не ставится никаких ясных морально-нравственных ориентиров. Хотя много звона идет от власти и ее подручных об уважении к своей истории, что и в законе отражено. А граждане наши, особенно молодежь, находятся как бы между двумя наковальнями.

С одной стороны, вопреки всяким красивым речам сверху в СМИ и на экранах телеящика продолжает буйствовать антисоветизм, а с другой стороны, прославляется трон царей и их время, названное чуть ли не лучшим в истории. Вспомним, с каким пиететом открывался недавно памятник императору Александру III на территории арсенального каре в Большом Гатчинском дворце в честь 175-летнего юбилея со дня его рождения. Пламенную речь произнес здесь президент Путин. Но при этом забыл упомянуть про циркуляр о кухаркиных детях 1887 года, как писали авторы газеты, восстанавливающий сословные принципы образования, при которых дети низших слоев – кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и др., лишались права обучения в гимназиях, так как им не следует стремиться к высшему образованию, эта привилегия должна сохраняться лишь для высших кругов, как утверждал царский министр народного просвещения И. Делянов. Но президент, видно, посчитал это незначительным в деяниях монарха, произнося славицу в его честь.

Как верно замечено, подобных ярких речей не удостаивался ни один из героев-участников Великой Отечественной войны. И не только они. Ни один из самых просвещенных людей России, о которых в советские времена писали книги, снимали фильмы, а имена их заносили в школьные учебники, не получил широкого признания и чествования сегодня. А таких было немало. О них сегодня не ведут передач по радио и телеящику, не снимают фильмов, не посвящают им юбилейные вечера и интересные конференции. И тем более не возводят памятники, как это было в Советской стране. Зато цари и белые генералы Колчак, Деникин, Краснов, Врангель и прочие, воевавшие на стороне Антанты и помогавшие Западу колонизировать Россию, в фаворе у власти и кинодеятелей, избирающих их героями своих фильмов.

Советские люди восхищались другими героями. О замечательной плеяде просветителей России – Радищеве и Грибоедове, Щедрине, Белинском и Чернышевском, Добролюбове, Герцене и Огареве, и о многих еще знал почти каждый советский школьник, а современной молодежи, судя по опросам, о них мало что известно. Зато имя антисоветчика Солженицына и его «Архипелаг ГУЛАГ», включенный в школьную программу, намозолили всем глаза. А ведь ясно, почему так скудно и мало изучают ныне в России биографии великих людей, духовных искателей истины, чьи имена известны всему миру. Все они, как и многие современники и предшественники, были ненавистниками царской тирании и крепостничества, сковывавших таланты и способности, и потенциальные возможности народа. А эти люди силой своего творчества и высокой гражданственности боролись за лучшее будущее страны. Хочется о них напомнить.

В XVIII веке был широко известен русский драматург Александр Петрович Сумароков. Он руководил первым русским театром, основанным Федором Волковым. В своих произведениях Сумароков нападал на беззаконие и «дворянское злонравие», ратовал за смягчение крепостничества. В 1763 году в день коронации Екатерины II Федор Волков почитал стихи поэта «Хор ко превратному свету» – резкую сатиру на российские социальные нравы, чем разгневал императрицу, которая нашла способ заставить драматурга умолкнуть и покинуть Петербург. Умер Александр Петрович в нищете, затравленным, опустившимся человеком.

Его современником был поэт Гавриил Державин, предшественник А.С. Пушкина. Отличаясь независимым характером и прямотой, он постоянно ссорился с бывшими чиновниками, побывал даже под судом. Писать стихи начал еще в солдатской казарме, разрушив систему классицизма с ее условностями, и ввел в свои стихи просторечие, элементы фольклора. В них отразилось много конкретных черт русской жизни и быта. С Державина русская поэзия как бы шагнула в живую жизнь, он восстал против порядков крепостнической России. Это проявилось и в его стихотворении «Властителям и судьям», которое можно считать созвучным нынешнему времени.

 

Восстал всевышний бог, да судит
Земных богов во сонме их.
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров,
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Не внемлют! Видят – и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодейства землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.

 

Пороки тогдашней системы словно восстали из пепла сегодня.

В то же время жил и Денис Иванович Фонвизин. В своем первом политическом трактате «Рассуждение» он остро критиковал порядки самодержавной России. Это произведение, широко распространенное, впоследствии оказало известное влияние на декабристов. Потом были комедии «Бригадир» и «Недоросль», также едко разоблачающие порядки крепостнической страны. В молодости Денис Иванович написал несколько стихотворений, смелых и оригинальных по мысли. Но, опасаясь преследований, сжег их. Сохранились две сатиры писателя: «Лисица-казнодой» и «Послание к слугам». В первой он выступает как непримиримый враг тирании. Недаром Пушкин назвал его другом свободы. Во второй отражены типичные положения барина и слуги. Его стихи, наполненные философской остротой и меткостью характеристик, сродни басням Крылова. Они полюбились и А. Грибоедову. Белинский говорил, что фонвизинское «Послание» переживет все толстые поэмы того времени.

В этом же ряду сатириков стоял и Иван Андреевич Крылов, который вместе с другими литераторами издавал сатирические журналы «Почта духов», «Зритель», «Санкт-Петербургский Меркурий». Эти боевые издания резко нападали на самодержавный деспотизм, что вызвало недовольство правительства и установление над ними полицейского надзора. Но мировую славу Крылову принесли его басни, которые он начал писать с 1805 года. 

Классическими шедеврами считаются вольнолюбивые произведения А.С. Пушкина. Его острые антиправительственные эпиграммы широко распространялись среди революционно настроенной дворянской молодежи. А за этим последовал и царский гнев. И поэт, как известно, был выслан из Петербурга в Кишинев и Одессу. Затем в 1824 году переведен как ссыльный в псковское имение своих родителей село Михайловское. На юге поэт сблизился с будущими декабристами, разделяя их взгляды. А после их разгрома вся жизнь Пушкина проходила под ­надзором жандармов и царского двора. Однако поэт не отказался от своих передовых убеждений и до конца был противником самовластия царей. Враждебное отношение и низкие придворные интриги, которые велись не без ведома царя, душили поэта. И дуэль с приемным сыном голландского посланника Дантесом безвременно оборвала его жизнь…

«Пушкин есть явление чрезвычайное и, пожалуй, единственное явление русского духа. Это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет», – писал Н.В. Гоголь.

Теплые чувства и дружба связывали А.С. Пушкина с декабристом Кондратием Федоровичем Рылеевым, русским героем-подвижником, казненным царем в числе таких же, как он, несгибаемых борцов за свободу и лучшее будущее своей страны. И он, как и его друзья-декабристы, с особой силой изобличал царизм. В цикле своих стихотворений под названием «Думы» поэт как бы наметил революционную программу действий. Высокими гражданскими идеями проникнуты поэмы «Наливайко» и «Хмельницкий». А.С. Пушкина Рылеев считал своим наставником. Другим близким другом его был такой же творческий человек и несгибаемый борец с тиранией декабрист Александр Иванович Одоевский. После годичного заключения в Петропавловской крепости он, закованный в кандалы, был отправлен в Сибирь на каторгу, но не сломился, оставаясь признанным певцом ссыльных декабристов. «Из искры возгорится пламя», – это его слова в ответ на послание Пушкина в Сибирь. Ленин взял их эпитетом для газеты «Искра».

 

Мечи скуем мы из цепей,
И пламя вновь зажжем свободы!
Она нагрянет на царей,
И радостно вздохнут народы!

 

«Декабристы разбудили Герцена и Огарева», – писал В.И. Ленин. Как и других революционных демократов, следующее за ними передовое поколение борцов за свободу. Среди них и поэт Александр Иванович Полежаев, студент Московского университета. Его вольнолюбивая поэма «Сашка» в 1826 году попала в руки Николая I, и разгневанный царь распорядился отдать Александра Ивановича в солдаты. Его лишили дворянского звания. Через год за пререкания с фельдфебелем 6 месяцев Полежаева продержали под арестом в подвале Спасских казарм, где он заболел чахоткой. Затем был сослан на Кавказ, где храбро сражался. Здесь и умер. Трагическая судьба поэта, попавшего в немилость царя, отражена в его стихах, где слышен гневный протест против деспотизма и горькое осознание своей обреченности. Они полны смятения и поражают энергией чувств. Его поэзия – характерная страница истории мрачных лет, наступивших в России после разгрома декабристов, с которыми поэт духовно был связан.

 

Грустно видеть бездну черную
После неба и цветов,
Но грустнее жизнь позорную
Убивать среди рабов,
И попранному обидою
Видеть вечно за собой
С неотступной Немезидою
Безответственный разбой…
Где ж вы, громы-истребители,
Что ж вы кроетесь во мгле.
Между тем как притеснители
Торжествуют на земле!

 

Последние строки звучат почти современно. Хорошо известны были передовой молодежи и поэты огромного гражданского чувства Н.А. Некрасов, А.И. Герцен и его друг Н.П. Огарев. Их стихи, полные искренней живой интонации, призывали не мириться с произволом и бесправием. Они были истинно народными заступниками, провозвестниками правды и справедливости.

«У кого была такая смелость, чтобы не побояться громко и во всеуслышание заговорить о бедствующем народе, – писал Г. Успенский о Н.А. Некрасове, который провозглашал: «Я лиру посвятил народу своему!» Он издавал журнал «Современник», ставший трибуной русской революционной демократии и сыгравший важную роль в отмене крепостного права и в разъяснении крепостнического характера реформ 1861 года. Здесь печатались выдающиеся деятели русского освободительного движения – литературный критик В. Белинский, мыслитель и публицист А. Герцен, Н. Чернышевский и Н. Добролюбов, писатели Ф. Достоевский, Л. Толстой, И. Тургенев и многие еще, оказавшие огромное влияние на писателей и поэтов, и культуру советского времени.

Вот от этого пласта духовных знаний, которые и формируют человека как личность и гражданина, нынешняя молодежь отлучена. А где же ей набраться тогда культурного развития? Не из интернета же и телеящика, откуда кого только не узришь – и шоуменов, и тусовщиков, и смехачей, и хохмачей, и «героев» скандальных хроник и интриг, и экзотических фриков от искусства, и бизнесловкачей, и светских львиц в модных шмотках, и прочих фигляров, и даже криминальных личностей. Вся эта брендовая публика забивает эфир и соцсети, но только не мастера художественного слова, не поэты и писатели, чей голос звучал на всю страну в советские времена. Ну так откуда же мы ждем возрождения культуры и духовности, если с самого начала убийственных реформ рубим сук, на котором сидим? А сегодня, когда помогают его рушить еще и либерал-фарисеи, и коллаборанты, и западные наши ненавистники, на какой основе мы собираемся сплачивать народ, наше молодое поколение, когда на кону стоит выживание самой страны? Ответ на этот вопрос есть в программе КПРФ, в которой четко обозначены пути возрождения России, и не только экономического, но и духовно-нравственного на основе богатого наследия прошлого.

 

Другие материалы номера