«Богомолов в чужой постели»

Напомню, что «Муж» однажды уже вызывал шумный скандал в декабре 2013 года, когда РПЦ и ее активисты подавали жалобу на то, что в спектакле был изображен мелкий бес в облике русского священника Артемия в исполнении актера Максима Матвеева (супруг Лизы Боярской). Но тогда эта атака была отбита во многом благодаря связям Олега Табакова, тогдашнего худрука МХТ.

Замечу, что для многих людей Табаков – выдающийся артист и «любимый кот Матроскин». Но это его парадная ипостась. А вот закулисная, о которой знают немногие, иная. Табаков был одним из лидеров либерального клана в культуре, который сформировался еще в позднесоветские годы и укрепился во власти в ельцинские времена. Именно тогда у нас началось строительство «сырьевого» капитализма, при котором страну делят кланы сырьевой направленности (есть «нефтегазовые» кланы, есть и «культурные»). Ведь у нас в стране много природного сырья, которого у других нет. Поэтому всегда найдутся люди на Западе, которые захотят его иметь задешево. Для этого Запад и формирует у нас такую элиту (в том числе и культурную), которая будет помогать им обирать Россию по дешевке или даром.

А поскольку системообразующим народом России является русский, значит, атаковать надо именно его культурные коды – так называемый «русский мир». Для этого в тех же спектаклях осмеянию подвергаются в основном люди с русскими фамилиями. То же самое касается и авторов. Вы, например, никогда не увидите пародии на тексты Шолом-Алейхема, Исаака Бабеля или Бориса Пастернака. Зато пародий на тексты Александра Пушкина, Антона Чехова или Федора Достоевского сколько угодно. Например, в «Идеальном муже» Богомолов включает письмо Татьяны к Онегину и уморительные сцены из «Трех сестер», где Тузенбах – это кавказский авторитет, уходящий на стрелку, а сестры Прозоровы – гламурные содержанки, тоскующие по труду. Там же изображены: тот самый «мелкий бес» – вертлявый русский священник (но ни в коем случае не служитель иных религиозных конфессий) в золотых часах, который молится на распятие с обнаженной женщиной, и отвратительный старик-фронтовик, который вспоминает, как трижды брал Берлин.

Эта ситуация до боли напоминает ту, что была в России накануне двух революций – 115 лет назад. Тогда ведь в Российской империи тоже строился «сырьевой» капитализм со всеми вытекающими последствиями. Хотите примеры?

Возьмем в руки газету «Русская правда» за 1908 год, №11. В ней была помещена заметка о спектакле «Радий в чужой постели», поставленном в Астраханском драмтеатре. Читаем отрывок из этой публикации:

«Стыдно! Гадко! Пошло! Пожалуйте, здесь девочек раздевать будут, цена дешевая… Вторая неделя Великого Поста. Россия говеет. Россия молится. В понедельник в театре шла пьеса.

Молодой жених. Завтра свадьба. Но жених боится, что у него не выйдет: первый раз трудно, и просит приятеля проложить ему дорогу… Приятель согласен… Брачная ночь. Новобрачный раздевает новобрачную, и она бежит за перегородку на постель. Приятель не идет. Молодой волнуется. Она зовет… Лампа гаснет… Входит приятель и пробирается к молодой за перегородку, слышна возня…

Боже мой! До чего можно опошлиться, до чего опуститься! И это делается открыто; в Великий Пост. В рядах и ложах мелькали мундиры чиновников, учителей, судейских. Хороший пример для народа!

На представлении присутствовал Его Превосходительство Губернатор И.Н. Соколовский».

Каков был итог у данной публикации? Этот номер «Русской правды» был… конфискован по распоряжению губернатора. А всё потому, что захотелось ему прослыть прогрессивным – не душителем свобод, а либералом-западником, сродни тем, что к тому времени уже прочно оккупировали столицу и другие крупные города под влиянием поступательного наступления «сырьевого» капитализма «а-ля рюс». Самое интересное, но сразу после Февральской революции губернатора Соколовского арестуют по приказу Временного правительства, и он сгинет, погибнув от руки безвестного палача. Доиграется губернатор в либерализм и западничество!

Пришедшая на смену царской империи советская, пусть не сразу (отбросим период НЭПа, где был откат к буржуазному строю), но сумела построить иную шкалу ценностей, основанную на равноправии и гуманизме и опиравшуюся на соответствующую идеологию. Поэтому ее культура действовала в иной парадигме – антикапиталистической. Но так длилось до смерти Сталина. Затем процессы, направляемые старой/новой элитой, пошли в ином направлении – в сторону госкапитализма. Для этого, собственно, и была затеяна десталинизация. И советская культура тоже начала коммерциализироваться.

Но даже в этой системе координат она сохраняла свой гуманизм, нацеливая человека на лучшее и не культивируя в нем различные пороки. Даже либеральные театры вроде «Современника» и «Таганки», которые были созданы властью как некая альтернатива соцреализму, и те старались не развенчивать человека, а возвышать его. Впрочем, во многом это диктовалось властной вертикалью, которая следила за тем, чтобы советский госкапитализм продолжал оставаться альтернативой западному капитализму, а консерваторы и либералы работали на одну общую идею. А государственная идеология не позволяла коммерции делать деньги на человеческих пороках.

Но затем грянула горбачевская перестройка, которая нарушила баланс сил в пользу либерального клана – всегда коммерчески ориентированного. И страну в считаные годы разрушили в угоду Западу. После чего постсоветская Россия снова вернулась к тому, что было до 1917 года, – к «сырьевому» капитализму. А это значит, и к «Радию в чужой постели» на театральных подмостках.

Заметим, что есть сегодня и другие спектакли – вполне себе пристойные (в России только профессиональных театров 647), но «сырьевая» элита и ее пропаганда акцентирует наше внимание исключительно на скандальных, на провокативных. И ставят их одни и те же режиссеры средней руки, которых либеральная тусовка априори провозгласила гениальными (вроде того же Константина Богомолова или Кирилла Серебренникова). Эти спектакли в основном развенчивают «русский мир», а если брать шире – христианский. Это тоже закономерно. На Западе развенчание христианства началось уже давно, и Россию подключили к этому процессу, как только она вернулась к своему «сырьевому» статусу – в начале 90-х. Для этого, собственно, и была упразднена государственная идеология. И почему режиссеры-провокаторы развенчивают именно «русский мир», тоже понятно. Об этом еще писал А.П. Чехов в своих записных книжках за 1897 год:

«Такие писатели, как Н.С. Лесков и С.В. Максимов, не могут иметь у нашей критики успеха, так как наши критики почти все – евреи, не знающие, чуждые русской коренной жизни, ее духа, ее формы, ее юмора, совершенно непонятного для них, и видящие в русском человеке ни больше ни меньше, как скучного инородца. У петербургской публики, в большинстве руководимой этими критиками, никогда не имел успеха Островский; Гоголь уже не смешит ее…»

Но почему во всем этом активно участвуют русские (или шире – славянские) актеры? И здесь следует иметь в виду, что эти актеры русские лишь «по паспорту», а по сути они прислуга при «сырьевых» капиталистах с туземным мышлением. Они сформировались во времена «сырьевого капитализма» и мыслят категориями той самой «избирательной толерантности», когда про раввина или прелата нельзя, а про русского священника – можно. И «сырьевая» власть это всячески поощряет.

Впрочем, кто-то мне возразит, отталкиваясь от последних новостей. Дескать, молодого стендапера пожизненно выдворили за пределы России за мерзкие шутки против русских. А у Богомолова в МХТ слетели из репертуара сразу два русофобских спектакля. Однако не надо торопиться с выводами. Во-первых, всё это происходит на фоне предвыборной страды. Но главное даже не это. А то, что «сырьевой» капитализм никто сворачивать не собирается, а это априори подразумевает под собой то, что «постель» нашего Радия никогда не будет пуста. Он обязательно в нее заберется и устроит очередную «вакханалию с раздеванием и глумлением». Короче, о чем говорить, если уже и МХАТ имени Горького, недавний оплот консерватизма в театре, превратился в аналог МХТ имени А.П. Чехова, приглашая в свой штат современного Радия из «Дома-2», но только в юбке.

 

P.S. И напоследок еще одна цитата из «Русской правды» от 1908 года, которая созвучна с днём сегодняшним:

«В Летнем театре сада «Аркадия» драматическая группа Строителева с разрешения и одобрения правительства снова начала ставить известные своей похабщиной фарсы, как, например, «Радий в чужой постели», «Мартовский кот» и пр. Конечно, подобные фарсы доставляют удовольствие и удовлетворяют похоть.

Разные Арцыбашевы и иже с ними, учреждающие «Лиги свободной любви», откуда 14-летние девочки направляются в родильные дома, – достаточно деморализовали читающую их произведения публику. Кстати, на открытой веранде в саду Отрадном есть один нумерок, рисующий молодежь из числа членов «Лиги свободной любви»…».

Михаил Арцыбашев (1878–1927) – русский драматург, автор романа «Санин» (1907), который уже тогда нарекли порнографическим и подавали в суд на автора. В 1923 году он вынужден был покинуть Советскую Россию, не сумев найти в ней применения своим талантам.

 

Другие материалы номера