ТУК по просьбе Фиделя

Но одним из наиболее значимых технических проектов и периодов в деятельности предприятия было создание и организация производства тростниково-уборочных комбайнов. Это было связано с обращением лидера Кубы Фиделя Кастро к руководству страны во время его визита в СССР в 1963 году. И к этому имелись серьезные основания.

Дело в том, что в период массовой уборки тростника, а она длилась более полугода, к этой работе привлекалось почти все мужское население, обладающее недюжинным здоровьем и силой. Ведь тростник, достигающий высоты до 5 метров и диаметром до 6 сантиметров, надо срубить, измельчить и погрузить на транспортное средство. Это был тяжелый ручной труд, тем более в условиях жаркого и влажного климата, его надо было механизировать. Просьба Фиделя Кастро была принята.

Люберецкому заводу им. Ухтомского было поручено разработать конструкцию тростниково-уборочного комбайна, изготовить опытные образцы и произвести их испытания на плантациях Кубы. Работа была выполнена в кратчайшие сроки, и в декабре 1963 года два опытных образца были отправлены на Остров свободы.

Первые испытания состоялись в конце января 1964 года. На них присутствовали представители правительства Кубы, советского посольства, сотни мачеторос – рубщиков сахарного тростника, корреспонденты. Это было выдающееся событие, означавшее поворот от ручной уборки к механизированной.

Впоследствии в одном из выступлений кубинский лидер, присутствующий на испытаниях, сказал: «Появилась возможность решения основной экономической проблемы Кубы – производить 10 млн тонн сахара в год. Мы видели, как работают эти машины. Их эффективность кажется невероятной».

Заводу им. Ухтомского было предложено доработать конструкцию комбайна с учетом всех замечаний, организовать изготовление и их поставку на Кубу в заданном объеме. И эта задача была успешно выполнена. На крупных предприятиях Москвы и Подмосковья было организовано изготовление отдельных узлов комбайна и их поставка люберчанам. Завод им. Ухтомского проводил окончательную комплектацию, сборку, испытания и отгрузку комбайнов на Остров свободы. До конца 60-х годов было изготовлено и поставлено 720 прицепных комбайнов. Каждый комбайн заменял труд 40–50 рубщиков.

С помощью советских комбайнов было убрано рекордное количество тростника, в результате было произведено в год 8,5 млн сахара – основного экспортного продукта республики. Таким образом была выполнена важнейшая задача, это был успех международного масштаба. Неслучайно, выступая на очередном съезде КПСС, первый секретарь Московского обкома В.И. Конотоп доложил делегатам съезда о выполнении заданий партии и правительства по поставкам комбайнов Республике Куба и отметил особый вклад Люберецкого завода им. Ухтомского и других подмосковных предприятий-смежников, а также предприятий столицы.

Затем в советско-кубинских отношениях наступило непродолжительное похолодание, и поставка комбайнов была прекращена. Но проблема уборки сахарного тростника оставалась. Поэтому во время очередного визита в СССР Фидель Кастро, наряду с Центром управления полетами, Нововоронежской АЭС решил посетить и Люберецкий завод им. Ухтомского.

В день приезда, 3 июля 1972 года, завод (первая смена) практически не работал – встречали высокопоставленного гостя. Помню, в 10 часов автомобиль в сопровождении эскорта мотоциклистов подъехал к зданию заводоуправления и остановился в двух метрах от нас. Из него вышел и тепло поприветствовал встречавших молодой, красивый, облаченный в армейскую униформу Фидель Кастро и направился в заводоуправление. Затем лидер кубинской революции в сопровождении секретаря ЦК партии К.Ф. Катушева и директора завода С.П. Попова встретился с сотрудниками ГСКБ и экспериментального цеха. Именно там родились первые экземпляры комбайна. Далее Кастро побывал в основных цехах, беседовал с рабочими, живо интересовался условиями их работы и быта.

На площадке, примыкающей к цеху, где производилась сборка комбайнов, состоялся многочисленный митинг. Открывший митинг секретарь парткома В.П. Литвин и выступавшие рабочие горячо приветствовали вождя Кубы. Затем с яркой, выразительной речью, длившейся с учетом перевода больше часа, выступил Ф. Кастро. Обращаясь к собравшимся, он сказал: «Дорогие товарищи! Мы приносим вам искренние извинения за то, что оторвали вас от работы и личных дел, но мы не могли не встретиться с коллективом завода, который оказал огромную помощь Кубе, изготовив и поставив крупную партию тростниково-уборочных комбайнов, позволивших нам заменить тяжелый ручной труд при уборке сахарного тростника».

Лидер кубинской революции рассказал о проблемах экономики, необходимости дальнейшей механизации уборки тростника и насыщения страны комбайнами, подобными тем, что поставлены заводом. В конце речи он поделился мыслями о том, что кубинцы хотели бы построить у себя на Кубе завод по производству комбайнов. Он обратился к коллективу завода с просьбой оказать помощь в строительстве предприятия и изготовлении дополнительной партии комбайнов. Присутствующие с одобрением восприняли это обращение.

На высоком уровне было принято решение возобновить изготовление и поставку Люберецким заводом тростниково-уборочных комбайнов, но уже в самоходном исполнении, имеющих ряд значительных преимуществ перед прицепными, и осуществить строительство завода по их производству на Кубе (г. Ольгин). Завод им. Ухтомского был определен в этой работе в качестве головного предприятия.

К выполнению этой важнейшей задачи были привлечены многие проектные и технологические институты – Гипросельмаш, НИИтракторсельхозмаш, строительно-монтажные организации, задействованы лучшие специалисты и рабочие. В короткие сроки была подготовлена проектно-сметная документация, после чего началось строительство и оснащение завода. Люберчане в данной работе приняли самое непосредственное участие.     

Ход строительства с оказанием конкретной помощи был под постоянным контролем со стороны Минсельхозмаша, кубинских руководителей, советского посольства.

Первый комбайн был собран 26 июля 1977 года в исторический для республики день – в годовщину штурма революционерами казарм Монкада. На следующее утро состоялся многотысячный митинг. Комбайн своим ходом доверено было вывести из цеха механизатору нашего завода Ивану Дубине. Вместе с ним в кабине находился и Фидель Кастро. Гигант кубинского машиностроения вступил в строй.

Долго еще в Ольгине трудились люберчане, помогая кубинцам осваивать технику, налаживать производство, управлять машинами. Только с 1976 по 1981 год там работало в срок от 6 месяцев до двух лет свыше ста заводчан. Было продолжено и обучение кубинских специалистов непосредственно на заводе и в профессионально-техническом училище в Люберцах.

В 1981 году завод в Ольгине вышел на проектную мощность – 600 комбайнов в год.

Одновременно еще до ввода в строй кубинского завода Люберецкий завод, возобновив производство, поставил Кубе 1500 самоходных комбайнов. В день 25-летия штурма казарм Монкада, 26 июля 1978 года, последний в производственной программе люберчан тростниково-уборочный комбайн в торжественной обстановке проехал по территории завода и занял место в заводском музее.

Примечательно, что тростниково-уборочный комбайн, выдерживал на испытаниях тяжелые условия конкуренции с другими самоходными комбайнами отечественного исполнения (институт ВИСХОМ) и иностранного производства (австралийская фирма «Массей Фергюсон») и получал заключения для постановки их на производство.

Все это свидетельствовало о крупном вкладе люберчан в развитие экономики Кубы. Внедрение этих мероприятий позволило Острову свободы производить свыше 10 млн тонн сахара в год и выйти по его выпуску на одно из первых мест в мире.

За осуществление работ по созданию и выпуску тростниково-уборочных комбайнов и организацию их производства на Кубе большая группа специалистов и рабочих Завода им. Ухтомского и других организаций получила государственные награды, а также кубинские поощрения. А руководитель проекта, заместитель главного конструктора ГСКБ Б.А. Попов и директор завода С.П. Попов были удостоены звания лауреатов Ленинской премии. Уместно отметить, что первый космонавт мира Ю.А. Гагарин, возглавляя Общество советско-кубинской дружбы, уделял в свое время должное внимание сотрудничеству между нашими странами.

Завод им. Ухтомского располагал мощным техническим, производственным и кадровым потенциалом, способным выполнять многие народно-хозяйственные задачи. Сегодня усилиями «перестройщиков и реформаторов» завод с дореволюционным прошлым и замечательными трудовыми традициями разрушен и прекратил свое существование. Почти десятитысячный коллектив квалифицированных рабочих и специалистов оказался безработным. Однако кубинская эпопея, как одно из важнейших событий советско-кубинских отношений, и огромный вклад люберецких машиностроителей в развитие экономики Кубы и поныне служат ярким примером международного экономического сотрудничества.

 

Другие материалы номера