Спустили на повышение

Теперь уже бывший губернатор Владимирской области Владимир Сипягин объявил за день до отставки, что уходит со своего поста ради мандата депутата Госдумы. По его словам, новая работа даст ему более широкие возможности для отстаивания интересов региона. Но в такую версию никто не верит. Эксперты, как и сами владимирцы, считают, что инициатором отставки стала администрация президента, федеральный центр: член ЛДПР Сипягин не вполне устраивал Кремль своими управленческими качествами и партийной принадлежностью, тогда как для продолжения карьеры в парламенте и то, и другое достаточно. Эксперт по региональной политике Виталий Иванов считает, что Кремль поставил на должность молодого политика, прошедшего управленческие курсы РАНХиГС и знающего специфику Центрального федерального округа.

О возможном уходе владимирского губернатора в Думу ходили слухи еще с начала лета. На прошедших выборах Владимир Сипягин вошел в общефедеральную часть списка ЛДПР, что гарантировало ему получение думского мандата. Такой сценарий «отложенной отставки» был наиболее удобен для администрации президента, так как не увеличивал число губернаторских кампаний в год избрания Госдумы (теперь выборы нового главы области пройдут в сентябре 2022 г.).По сложившейся, далеко не демократической практике этим сменщикам дается фора, потому что в течение целого года, управляя регионами, они будут создавать под себя все условия для устранения рисков выборы будущего года проиграть. Подконтрольные СМИ, а других в регионах практически не осталось, сформируют им позитивный имидж, обливая грязью всех возможных конкурентов.

Пожалуй, стоит напомнить, что Сипягин неожиданно возглавил Владимирскую область в 2018 году, хотя как депутат регионального заксобрания от ЛДПР должен был сыграть лишь роль спарринг­партнера для действующего губернатора­единоросса Светланы Орловой. Ее основного конкурента – журналиста Максима Шевченко до выборов не допустили из­за недостаточного числа подписей муниципальных депутатов. В первом туре Сипягин стал вторым с 31,19% голосов (против 36,42% у Орловой), а во втором победил, набрав 57,03% (против 37,46% у Орловой). Для Владимирской области это уже второе невезение. Первым была, безусловно, Орлова, изначально неудачная креатура Кремля. Она сразу же была значительно слабее губернатора­коммуниста Николая Виноградова, сделавшего из региона образец для подражания. Эксперты сходятся во мнении, что и Владимир Сипягин, даже на фоне крайне слабой Орловой, не смог стать успешным губернатором, что и предопределило решение Кремля о его отставке.

При этом его победа вовсе не помогла укрепить в регионе позиции ЛДПР. К примеру, на выборах гордумы Владимира в 2020 году все 25 мандатов получили представители «Единой России». В каком­то смысле это шло губернатору в плюс: естественно, такая игра в поддавки, которая обеспечивала успехи единороссов, Сипягин не вызывал сильной аллергии на федеральном уровне. Но в Кремле решили, что этого на фоне пандемии коронавируса оказалось недостаточно. Именно Сипягин вслед за Орловой превратили Владимир – самый прекрасный город в «Золотом кольце» России – в затрапезный, грязный, неухоженный город, о чем твердили не только местные жители, но и вся страна.

Глава НИЦ «Особое мнение» Екатерина Курбангалеева считает, что отставка Владимира Сипягина устроит всех, в том числе и его самого: «Население Владимирской области в своем выборе уже давно разочаровалось, что показывали все возможные рейтинги доверия и оценки деятельности. Элиты так и не восприняли «случайно избранного», как его называли за глаза. Да и самого Сипягина губернаторский пост тяготил. Кадровая чехарда со скандалами, конфликт с главами муниципалитетов и депутатами заксобрания, отсутствие диалога с жителями области, срыв реализации ряда национальных проектов, масштабная разбалансировка систем ЖКХ, коммунальной инфраструктуры, и в особенности здравоохранения, – все это стало уже привычным, другого от региона и не ждали». Эксперт предполагает, что на регион были виды у более влиятельных представителей элиты, которые Сипягина не воспринимали достаточно всерьез, а между тем «Владимирская область – важный центральный регион».

 

***

Именно плохие результаты названы основной причиной отставки тамбовского губернатора. По мнению экспертов, знающих кремлевскую политическую «кухню», Никитин потерял место по нескольким причинам, в числе которых недовольство федерального центра результатами «Единой России» на выборах в Госдуму. Общая неуспешность и достаточно некрасивая история с муниципальными выборами в Тамбове сыграли свою роль.

Выборы в Тамбовскую городскую думу VII созыва прошли в 2020 году в единый день голосования. По итогам выборов победу одержала партия «Родина», получившая 44,14% голосов по партийным спискам и победившая в 17 из 18 одномандатных округов. Лидер местной «Родины» Максим Косенков работал мэром Тамбова в 2005–2008 годах, но лишился должности из­за уголовного преследования. В 2009 году Нагатинский суд Москвы осудил его на девять с половиной лет за похищение человека и злоупотребление должностными полномочиями. А в 2014 году экс­чиновник вышел по УДО. Тогда же потерпевший признался, что оговорил бывшего мэра. В марте 2021 года Максим Косенков добился снятия судимости за похищение человека. И губернатор предложил Косенкову занять пост мэра Тамбова. Эта история переполнила чашу терпения федерального центра, и Никитину стали искать замену.

Директор Центра изучения политических трансформаций Дмитрий Сельцер напомнил, что Никитин  с самого начала не оправдал надежд ни его кураторов в администрации президента, ни местных жителей. Сельцер считает, что Александр Никитин оказался не на своем месте.

«Катастрофическая кадровая политика, ухудшающая качество управления регионом, странное тщеславие, опора на симулякры во внутренней политике лишали его образа симпатичного управленца. На мой взгляд, он попросту не должен быть губернатором. Эта работа требует проявления мудрости, работоспособности, воли, лидерских качеств. Этими качествами Никитин не обладает. Он мог бы стать, думаю, абсолютно адекватным председателем областной думы, сенатором, депутатом Госдумы, кем­то еще, но только не губернатором», – говорит Дмитрий Сельцер.

 

***

По мнению доктора политических наук Дмитрия Сельцера, в «зачистке» губернаторского корпуса от ставленников руководства прошлого состава внутриполитического блока нет ничего удивительного. Это обычная практика. Никитин был одним из трех губернаторов, близких к Вячеславу Володину, председателю нижней палаты. По этой же причине до конца года, как предположили многие источники, могут потерять места губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров и глава Саратовской области Валерий Радаев, которых также называли соратниками спикера Госдумы. А в Воронежской области активно муссируются слухи о скорой отставке местного губернатора Александра Гусева. Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов считает, что произошедшие накануне отставки не были необходимыми и их, скорее, реализовали вдогонку региональным выборам 2018 и 2020 годов. При этом эксперт допускает новые губернаторские отставки уже в ближайшее время и считает самыми потенциально проблемными территориями Республику Марий Эл, Томскую, Кировскую, Рязанскую, Волгоградскую и Саратовскую области.

 

Другие материалы номера