Отрыжка из-под Земли

В российской тундре образовалось несколько гигантских кратеров, и хотя окончательного объяснения ни у кого нет, соучастницей можно считать погоду.

Кратеры образовались в ходе подземных взрывов. Взрывается газ метан – прежде скованный вечной мерзлотой, он просачивается вверх из-за таяния вечной мерзлоты – как следствие повышения температуры в сибирском Заполярье.

«Мы уже знаем, что вечная мерзлота работает как скороварка и удерживает выбросы метана под крышкой», – говорит научный руководитель Центра исследования Арктики при Орхусском университете профессор Торбен Рёйле Кристенсен.

Наряду с коллегами он следил за исследованиями в России. Кратеры говорят о том, сколько силы скрыто в недрах Земли в виде парникового газа метана.

Россия огромная, и обнаружить все кратеры ученым сложно. Многие из них обнаруживаются в ходе спутникового наблюдения за удаленными частями страны.

Первые воронки были обнаружены еще в 2014 году со случайно пролетевшего вертолета. С тех пор обнаружено минимум 17 крупных кратеров. Последний получил название C17. Он расположен на полуострове Ямал и имеет диаметр 25 метров и глубину 33 метра.

Есть догадка, что причина крупных взрывов – газ метан, который обычно залегает в недрах, а теперь, с исчезновением вечной мерзлоты, внезапно может подняться наверх. Но установить причину самих взрывов пока не удалось.

«Пожалуй, надо признать, что это одна из тех областей изменения климата, где мы до сих пор толком не разобрались», – говорит Торбен Рёйле Кристенсен.

Аналогичный феномен наблюдался и в других частях Земли, где с таянием ледяных шапок обнажилась ранее скрытая почва. Помимо прочего, это происходит в Гренландии, где Центр исследования Арктики Орхусского университета тоже проводил исследования.

«С этой, так сказать, отрыжкой из-под Земли много непонятного. Но нет никаких оснований ждать, что взрывы и кратеры, что мы наблюдали в России, повторятся в других местах. Речь идет о специфических почвенных условиях», – объясняет Торбен Рёйле Кристенсен.

Метан – парниковый газ и влияет на атмосферу. Следовательно, это еще один из факторов, который учитывается при оценке состояния планеты.

Торбен Рёйле Кристенсен – соавтор двух докладов о перемене климата, в том числе о кратерах. Первый уже вышел, а второй до конца года опубликует у себя на сайте международная Программа арктического мониторинга и оценки (AMAL).

Из обоих следует, что причин опасаться, что скрывающийся под вечной мерзлотой газ станет еще одним ударом в живот матери-Земли в борьбе с переменой климата, нет.

«Все говорит о том, что тот газ, что таился в недрах, в нашем анализе воздействия метана на климат уже учтен», – говорит он.

Однако исследователи продолжают пристально следить за этой областью. Ну, насколько пристально вообще можно следить за огромной сибирской тундрой, простирающейся на тысячи километров.

«Есть что-то такое в том, чтобы корпеть над спутниковыми снимками и следить, появились ли новые. Иногда так и не скажешь, новый ли это кратер или уже был», – признается Торбен Рёйле Кристенсен.

 

Другие материалы номера