В Госдуме верхушка фракции конституционного большинства устроила головомойку единопартийцу Евгению Марченко. Для самого Марченко, достаточно перспективного 49-летнего депутата, во второй раз избранного в Госдуму по одномандатному избирательному округу №213 Санкт-Петербурга, нападки партийных боссов стали громом среди ясного неба. «За что?» – поразился Евгений Евгеньевич. Он же верой правдой служил «ЕдРу» все 5 лет в предыдущем созыве Госдумы: проявлял инициативу, вносил поправки в законы, в 2018-м, вопреки сопротивлению внутреннего голоса, поддержал повышение пенсионного возраста, даже отличился радикальным законопроектом о лишении свободы до пяти лет за вовлечение несовершеннолетних в несанкционированные митинги и до десяти лет – за склонение к организации массовых беспорядков. Марченко готов был и дальше оставаться в партии власти… И вдруг – жесткий разнос, лишение партбилета и изгнание из фракции.
Чем же Марченко не угодил, за что так сурово наказан?
Оказывается, он единственный из «ЕдРа» посмел проголосовать против принятия минфиновского проекта бюджета на 2022 год и последующие 2023 и 2024 годы. Он посмел выразить собственное мнение! За это его обвинили в нарушении партийной дисциплины. А питерец-одномандатник, получив наказ от избирателей, в частности, от ректора Педиатрического университета Дмитрия Иванова, посодействовать выделению средств из бюджета на строительство Центра высокотехнологической педиатрии, хотел привлечь внимание финансового ведомства, партийного и фракционного руководства к острой проблеме своей территории.
«Этот проект (Центра педиатрии) ждет своего решения уже 4 года», – оправдывался Марченко. Он хотел об этом напомнить министру финансов Силуанову, когда тот был на фракции, но единопартийцы не позволили ему даже рта раскрыть.
«Я только стал тянуть руку и нарвался на грубость. Осадили и слова не дали… Для меня было принципиальным выступить на фракции. Там было руководство – Володин, министр Силуанов, Турчак. Если бы доводы прозвучали в таком кругу, то это бы имело серьезный политический вес», – прояснял ситуацию Марченко. Только его объяснения никто в руководстве «ЕдРа» не принял во внимание. Никакие наказы не имеют значения, когда требуется подчинение партийной дисциплине и могущественному Минфину.
«Дело Марченко» стремительно развивалось и вскоре достигло такого накала, что стало превращаться в большую склоку. Фракционные борцы с инакомыслием связались с ректором университета Д. Ивановым, стали выяснять, просил ли тот о строительстве педиатрического центра, и тот ответил, что не общался с Марченко по данному вопросу. Тут уж одномандатник возмутился до крайности: у него есть доказательства, что разговор был, в прессе прошла публикация, но «партия так давит на Иванова… что сейчас он отказывается от своих слов, что ко мне обращался».
Не могли не вызвать досаду и раздражение слова ведущих единороссов о том, что Марченко совершил недопустимое: пошел против финансового плана «социальной направленности», «основанном на прямых поручениях президента и миллионах наказов избирателей…»
Эти характеристики бюджета вообще противоречили действительности. Не зря же против него голосовали, помимо Марченко, еще 82 думца, многие из них дали ему негативную оценку. Коммунист Г. Зюганов назвал его «бюджетом вымирания страны», справросс В. Гартунг заявил, что с таким бюджетом невозможно преодолеть бедность в стране, А. Нечаев («Новые люди») усомнился, что с запланированным финансированием возможен рост экономика по 3–4% в год. И, конечно, отсутствие в бюджете необходимой поддержки регионов вызвало нарекания в адрес Минфина всех фракций, за исключением «Единой России». Так, стоит ли правящей партии наказывать своего члена за честную позицию по минфиновскому проекту?
Чем острее спор, тем резче речи. «ЕдРо» стало уличать Марченко в проявлении «хамства, помноженного на демарш». Одномандатник ответил упреком в адрес бывших единопартийцев в том, что они его «облили грязью на всю страну».
В итоге после пандемийно-праздничной недели думская фракция «Единая Россия» вернулась к работе с потерей в одну депутатскую единицу. Возможно, если бы Е. Марченко пришел в Госдуму по партийному списку, то его принудили бы даже сложить депутатские полномочия. Но он избран в одномандатном округе, поэтому остается в Госдуме, только в статусе беспартийного и внефракционного законодателя.
Чистки в рядах «ЕдРа» происходят не только на федеральном уровне, но и на региональном. В Троицке (Челябинская обл.) по решению партийного руководства исключены из «Единой России» депутаты городского собрания Виталий Здебский и Виталий Мижевикин. Для них, как и для думского Марченко, наказание тоже стало неожиданностью. Самым неприятным было то, что грозный вердикт был озвучен на заседании городского Заксобрания в присутствии депутатов от других партий. В вину Здебскому и Мижевикину вменялось нарушение устава партии. Но депутаты уверены, что их наказали за критику главы Троицка Александра Виноградова.
В. Здебский уверен, что исключили их с Мижевикиным из «Единой России» из-за того, что они в последнее время систематически критиковали мэра Виноградова, выражая, по сути, мнение избирателей. Их терпели до той поры, пока не возник вопрос о повышении зарплаты градоначальнику со 142?480 рублей до 307?383 рублей. «За какие достижения? – возмутились Здебский и Мижевикин. – Это больше, чем у главы Челябинска, города, который в десять раз большего Троицка».
Годом ранее, в 2020-м, Здебский протестовал против «золотых парашютов» для команды мэра. Депутат считал, что его принципиальная позиция повышает авторитет «Единой России» в глазах избирателей.
Да и как можно удваивать зарплату градоначальнику, которому, напоминал Здебский, грозит суд за превышение полномочий (статья 286 УК РФ)? Виноградов в свое время приказал передать оборудование в тепловых пунктах от одной частной организации к другой. Ведется следствие, мэр вину не признает, ссылаясь на то, что решение было одобрено комиссией по чрезвычайным ситуациям в условиях срыва отопительного сезона. А оборудование, которое в деле фигурирует как принадлежащее структуре ЗАО «ТЭК», город считает своим и оспаривает этот вопрос в арбитражном суде. Процесс идет, опрашиваются свидетели. Примечательно, что бывший заместитель Виноградова Вадим Герман, который тоже проходит по данному делу, свою вину уже признал в полном объеме и пошел на досудебное соглашение со следствием. Виноградов стоит на своем.
Чем, видимо, и объясняется массовый исход – более 100 человек одновременно – из «Единой России» на Алтае. Это жители рабочего поселка Степное Озеро Благовещенского района, связанные с градообразующим предприятием – заводом «Кучуксульфат». До парламентских выборов 19 сентября этого года они активно поддерживали единороссов, голосовали за их кандидатов.
Но как только выборы в Госдуму прошли, «ЕдРо» отметило свою сокрушительную победу в Благовещенском районе, тут же, чуть ли не на следующий день, «Кучуксульфат» подвергся рейдерскому захвату. Это означает одно: заводу пришел конец.
Народ ринулся за помощью к действующим властям, представляющим «Единую Россию». И… получил от ворот поворот. Целый поселок от мала до велика, весь завод, его работяги отброшены «победившими» единороссами как мусор на обочину жизни. Партия власти на полную катушку использовала доверчивость и политическую неграмотность простых людей. Теперь они единороссам не нужны, пусть сами выживают как могут. Самое большее, что им «ЕдРо» может предложить, – это бесплатную вакцинацию без гарантии сохранения здоровья.
О политической драме, потрясшей Степное Озеро, автор издания «Политджостик» Марат Баширов написал:
«Еще месяц назад местное отделение «ЕР» праздновало удивительную победу на выборах в ГД в Благовещенском районе. В красном регионе (Алтай) эта территория чуть ли не единственная показала рост поддержки «ЕР». Активисты Степного Озера (моногород «Кучуксульфата») из числа трудового коллектива сделали всё возможное для победы партии власти. Так в чем же причина массового выхода из партии?»
Разочарование? Горесть? Обида? Безысходность?
Поздновато наступило прозрение у степноозерцев. Ведь многие из них должны бы помнить, чему учили в советской школе: капиталисту нужна только выгода, а не благополучие трудящихся. Зря пошли наперекор красным алтайцам. Знамя рабочих – алый стяг с серпом и молотом. Всем труженикам по пути с теми, кто идет под этим стягом. С медведями и прочими животными, используемыми вместо символов труда, с сине-белым, голубым, оранжевым и иным политическим разноцветьем народу идти противопоказано. Там нет ни правды, ни чести, ни справедливости. Это доказано историей, Марксом, Лениным, Сталиным.