«Локхид Вентура» среди кедров

Обломки самолета удалось заметить еще летом при разведке с вертолета в районе бухты Вестник. Но на скорости свыше 100 км/ч разглядеть детали среди густых зарослей кедрового стланика было попросту невозможно. «У нас было буквально несколько мгновений, когда мы заметили отблески металла, похожего на дюралюминий», – рассказывает руководитель научно-поисковых проектов Центра современной истории Сергей Катков.

Вернувшись домой, исследователи стали изучать документы, прежде всего архивные данные, которые нужно было запрашивать за границей. Если ленд-лизовские самолеты перегоняли с Аляски советские летчики, о которых можно было найти информацию среди отечественных документов, на Камчатке ситуация была иная. Над ней в 1943–1945 гг. пролетали американские экипажи, направлявшиеся в сторону японских Курил. Группа Центра современной истории связалась с Национальным архивом США в Вашингтоне, запросив там документы по каждому самолету, след которого оборвался на Камчатке. По всем летным происшествиям хранится подборка документов с результатами расследований, в них входят доклады экипажей, которые были очевидцами несчастного случая.

Изучив фотографии, полученные от камчатских поисковиков, ученые пришли к выводу, что скрытый под стлаником самолет – это двухмоторный американский бомбардировщик «Локхид Вентура». Поисковики высадились, разбили лагерь и нашли самолет, рассказал Сергей Карпинский, технический директор экспедиции.

После того как нашлись первые фрагменты, задача упростилась: стало понятно, куда двигаться вниз по склону от места падения. Там удалось обнаружить элементы капота, разбитый плексиглас кабины, крылья, стойки шасси, моторы.

 

[img=19261]

«На момент Второй мировой войны это был современный самолёт с последним навигационным оборудованием, – рассказывает Сергей Катков. – Поэтому по ленд-лизу такую модель американцы нам не поставляли». Идентифицировать аппарат удалось буквально через три минуты после того, как был обнаружен первый обломок.

Большой удачей оказалось то, что сохранился фрагмент хвоста с рулями управления и кормовой нижней кабиной воздушного стрелка. Именно на этой части увидели цифры 6470 – сокращенный заводской номер самолета.

Постепенно исследователи находили всё больше деталей: кислородные баллоны, приборы из кабины пилота, педали и рукоятки управления самолетом. Многие фрагменты оказались сильно оплавленными – после падения аппарат загорелся. Часть боекомплекта была израсходована – по всей видимости, экипаж стрелял по самолетам противника. На двух фрагментах капота номер 6470 дублировался, подтверждая идентификацию машины.

Американские архивные данные позволяли предположить, что экипаж самолета благополучно спасся. На месте падения участники экспедиции нашли кресло одного из пилотов с характерными для того времени широкими пристяжными ремнями, которые были расстегнуты, что подтверждало эту версию. Кроме того, удалось обнаружить многочисленные парашютные пряжки, ни одна из которых не была защелкнута, это тоже свидетельствовало, что летчики выпрыгнули с парашютами, когда самолет потерпел крушение. По всей видимости, экипаж добрался до Петропавловска-Камчатского. Есть данные, свидетельствующие, что некоторые из американских летчиков с благодарностью вспоминали теплый прием, оказанный им на Камчатке.

 

Другие материалы номера