Вокруг «депутатской неприкосновенности»

1.

Сам Валерий Федорович заявил, что у него нет никаких сомнений, что нижняя палата, большинство в которой составляют единороссы, проголосует, как им скажут. Глава фракции КПРФ в парламенте Геннадий Андреевич Зюганов также заявил журналистам, что в нынешней Думе подобрался такой состав, что если им из администрации позвонят с требованием сделать харакири – они сделают.

Буржуазные СМИ устроили настоящую травлю депутата от КПРФ. В ход идут все средства. Из интернета, со страниц желтых газетенок, с экранов ТВ несутся  лицемерные вопли о недопустимости убийства животных. «Рашкин совершил убийство лося!» – кричат заголовки, набранные жирным крупным шрифтом. Совсем недавно эти «зоозащитники» умильно перепечатывали фотографии «самого лидера» и его друга-воеводы, которые с оружием бродили по тайге. Тоже небось не по картонным мишеням стреляли!

Президент, похоже, любитель этой забавы. В статье С. Фокина «Путин – охотник» на сайте «Охотники.Ру» сообщается, что нацлидер до 2019 года периодически ходил в «Завидово» на вальдшнепов и уток с итальянским полуавтоматом. Берлускони и итальянский депутат Валентини вспоминали, что в 2010 году они присутствовали на охоте, где нынешний президент, а тогда премьер, застрелил оленя и тут же освежевал тушу… Кстати, еще будучи и.о. президента, 3 января 2000 года В.В. Путин наложил вето на принятый Думой закон «О жестоком обращении с животными». Закон до сих пор не принят к вящей радости «охотничьего лобби», в которое, как сообщает сайт «Компромат.Ру» входят и Собянин – известный охотник на медведей и кабанов, и Володин – любитель поохотиться на волков и лис и многие другие крупные чиновники… («Чиновники на охоте»//Компромат.Ру)

Между прочим, в сентябре 2021, когда Путин и Шойгу в очередной раз отправились на охоту в тайгу, как и в случае с Рашкиным, лес вокруг высокопоставленных охотников был буквально нашпигован спецслужбистами. Только те не помышляли проверять у охотника с узнаваемым задумчивым лицом наличие лицензии и охотничьего билета. Были ли они вообще у него? Вопрос риторический. Никто из ныне негодующих тогда его даже не задавал. Зато теперь они показали себя во всей красе – изощряются в сочинении стишков похабного содержания или, если и на это неспособны, заполняют по сходной цене сетевые форумы ругательствами… Откровенная провокация, жертвой которой пал «расслабившийся» глава столичных коммунистов, стала поводом для очернения всей Компартии, всех союзных с ней левых сил. Власть не может им простить их фактической победы на прошлых выборах, когда только ценой откровенных фальсификаций удалось набрать единороссовское большинство в Думе.

Утробный смех и ерничанье, поднятое в СМИ и в интернете, призваны скрыть один  примечательный факт – прислужники олигархической власти из «медвежьей партии» лишили народ еще одного демократического завоевания. Я имею в виду неприкосновенность народных избранников – депутатов парламента.

 

2.

Защита депутатов парламента от преследований со стороны исполнительной и судебной власти – важная часть механизма буржуазной демократии. Соответствующий закон впервые был принят на родине либерализма – в Великобритании. Мотивы тех, кто его разрабатывал, понятны. Депутат парламента от оппозиции находится в уязвимом положении. Если он хорошо исполняет свои обязанности, если не идет на соглашения с «сильными мира сего», а открыто и смело критикует власть и ее представителей за безобразия, которые они допускают, то у власть имущих в лице всесильных чиновников, полицейских, судей появляется соблазн заставить его замолчать, вычеркнуть его из политического процесса. Это можно сделать при помощи какой-нибудь провокации в отношении его – и он окажется за решеткой, а парламент потеряет бойца – бесстрашного трибуна-обличителя. Принцип депутатской неприкосновенности не позволяет учинить расправу над депутатом, открывать против него уголовные дела, пока он занимает свой пост. В основном речь идет, конечно, о защите от обвинений за выступления с парламентской трибуны. Однако этот принцип предусматривает и иммунитет от политизированного уголовного преследования вообще.

По мере того как в государствах Западной Европы появлялись парламенты, там принимались такие же законы. Сначала это произошло во Франции, сразу же после Великой французской революции 1789 года. Но наиболее интересен в этом отношении пример Германии. Во второй половине XIX века Германия объединилась. В 1866 году возник Северо-Германский союз с общесоюзным парламентом, а в 1871 – Германская империя («Второй рейх»), конституционная монархия с парламентом-рейхстагом. «Железный канцлер» Отто фон Бисмарк, который, собственно, и был главным «движителем» объединения Германии, был одновременно и фанатичным врагом социализма и социалистов. У нас сегодня принято возвеличивать этого канцлера, представляя его чуть ли не идеальным политиком, а вместе с тем на его совести преследования германских социал-демократов и рабочего движения (а также преследования немецких католиков). В то время уже существовала Социал-демократическая партия Германии, образованная из Социал-демократической рабочей партии Либкнехта и Бебеля и «Германского рабочего союза» Лассаля. Партия стояла на позициях марксизма (Маркс и Энгельс были живы и из Лондона старались влиять на политику партии), выступала за права рабочих и за социалистическую революцию. Ее лидеры, как и левые политики современной России, часто попадали в поле зрения судейских чиновников. Вильгельма Либкнехта и Августа Бебеля в 1872 году в Лейпциге судили за протест против франко-прусской войны и за поддержку Парижской коммуны. Они получили 2 года тюремного заключения («двушечку», как выразился бы один современный политик). А затем, воспользовавшись покушением на кайзера, к которому, кстати, СДПГ не имела никакого отношения, Бисмарк в 1878 году настоял на принятии «исключительного закона против социалистов». Закон запрещал любые социалистические организации, издания, собрания и выступления.

Даже сторонники Бисмарка предупреждали, что это ошибка, потому что запрет делал невозможным борьбу с социалистами в единственной действенной форме – в форме свободной легальной дискуссии. Но Бисмарк, как заметил еще наш поэт, предпочитал действовать «железом и кровью». В перспективе это привело к огромной популярности социал-демократов в начале ХХ века и к ноябрьской революции в Германии. Но сразу же после принятия закона положение социалистов стало невыносимым. Они были вынуждены бежать из страны или уходить в подполье. Единственную возможность продолжить борьбу за права трудящихся и не попасть в тюрьму предоставляла конституционная норма о неприкосновенности депутатов парламента. Избранные в рейхстаг социал-демократы продолжали с трибуны обличать власти, самого кайзера, продолжали помогать сотням рабочих, обращавшимся к ним с жалобами на хозяев. Полиция не имела права арестовать депутата, тут даже сам Бисмарк ничего поделать не мог! Вспомним имена этих смелых людей, которые знали, что если их не переизберут на следующий срок, они попадут за решетку, но все равно продолжали свою борьбу: Либкнехт, Бебель (двухгодичное тюремное заключение сделало их героями и привело в парламент), а также Хазенклевер, Хасельманн и другие. И их переизбирали и переизбирали, срок за сроком! Первоначально, в 1874 году, в рейхстаге было 9 депутатов-социал-демократов. В 1890 году, через 12 лет после принятия антисоциалистического закона, социал-демократы имели самую многочисленную фракцию в рейхстаге! За них проголосовали около 1 миллиона 400 тысяч избирателей! Поскольку партия была запрещена, социал-демократы выдвигались как частные лица или от «невинных» спортивных, культурных союзов, но избиратель, конечно, знал, за кого он голосует. В итоге в том же 1890 году власть была вынуждена отменить закон против социалистов как потерявший смысл…

Задуматься бы об этом тем современным российским политикам, которые спешат объявить всех оппозиционеров иноагентами, а то и поставить вне закона… Не сумев повторить «славные деяния» Бисмарка, они усердно повторяют его ошибки…

 

3.

А как же с этим обстояли дела в нашем Отечестве? В России Дума была учреждена в 1906 году, после революции 1905 года. И одновременно был учрежден институт депутатской неприкосновенности. Депутат не мог подвергнуться аресту, обыску, ссылке, но против него могли применить административные меры, например, штраф. Тем не менее законы Российской империи были противоречивы, расплывчаты, многие из них нейтрализовывали депутатский иммунитет. Кроме того, власть не всегда выполняла даже эти законы! В итоге российские депутаты-оппозиционеры оказались гораздо менее защищены, чем немецкие. В 1914 году большевики, как известно, выступили против Первой мировой войны как войны империалистической (на Россию ведь никто не напал и войну ей никто не объявлял, царь вступил в войну, соблазняя народ территориальными приобретениями – турецкими проливами и галицийскими землями, принадлежавшими Австро-Венгрии).

В ответ на требование «правых» объединиться всем политическим силам в связи с «вступлением Родины в войну» депутаты-большевики ответили с думской трибуны: «не может быть единения народа с властью, когда она не является исполнительницей сознательной воли народа, когда последний порабощен властью, когда народная масса, на которую ложится все бремя войны, бесправна, когда рабочая и крестьянская печать задушена, когда рабочие организации разгромлены, когда тюрьмы переполнены борцами за свободу и счастье народа».

Царское правительство расценило выступление большевиков как государственную измену. Группа большевиков была арестована, включая большевиков-депутатов Государственной Думы (Бадаев, Муранов, Петровский, Шагов и Самойлов). Суд лишил их депутатских полномочий (невзирая на принцип депутатского иммунитета) и приговорил к ссылке в Сибирь (в Туруханский край) с поражением в правах. Они были освобождены Февральской революцией.

Не помогли царскому правительству ни запреты партий и митингов, ни нарушение принципа депутатского иммунитета, ни уголовные дела и большие «сроки» для оппозиционеров. Рухнула пирамида самодержавия. И заметьте: не большевики Ленин и Сталин вынудили царя принять отставку, не большевики пытались открыть против Николая Второго и Александры Федоровны судебное дело по обвинению в том же, в чем в 1914-м власти обвиняли большевиков – в государственной измене! Не большевики, отнюдь! Это сделали думские «правые» Гучков и Шульгин, а также думский «трудовик» Керенский. Те самые думские деятели, которые в 1914-м улюлюкали по поводу антивоенной позиции большевиков и сливались с властью в патриотическом экстазе…

Тоже есть о чем задуматься господам в Кремле и на Старой площади, которые сегодня потирают руки от удовольствия, видя «согласное» голосование пока еще таких лояльных единороссов…

 

4.

Какой-нибудь нетерпеливый оппонент вскрикнет: какое сравнение может быть между Либкнехтом, большевиками-думцами и Рашкиным! Те, как вы сами признаете, пострадали за свою политическую деятельность, а этот – за банальное браконьерство! Но ведь все мы взрослые люди и понимаем, что дело вовсе не в лосе. Если бы Рашкин организовывал не митинги оппозиции, а митинги в пользу существующей власти, он мог бы хоть выкладывать надписи из убитых охотничьих трофеев (как это и делают некоторые единороссы) – ему бы ничего не было! Конечно, никто не снимает вину с самого Рашкина. Он проявил немыслимую для политика его ранга беспечность и наивность. Прямо выступив против режима, зная, что такое ныне не прощается и что ему следует быть трижды, четырежды осторожнее, чем раньше, что за менее острые политические выступления люди становились жертвами провокаций… А он вздумал …отдохнуть! Да не как-нибудь, а отправившись на охоту! При этом не проверив даже наличие лицензии! А когда его «взяли под белы рученьки» с тушей лося, сказанул в растерянности, что нашел! Товарищи принялись защищать его, во всеуслышание заявляя, что Рашкин не мог, что это не он!.. А потом сам Рашкин признается в обратном… Каково товарищам!..

С другой стороны, ясно, что и наши силовики и сервильные журналюги готовые рвать на части любого, на кого укажут хозяева. Откуда в саратовском глухом лесу ночью взялись спецслужбисты? Откуда взялись корреспонденты телевидения с камерами наперевес? Наверное, просто мимо проходили, а тут на тебе – Рашкин с лосем! Повторю: перед нами хладнокровно спланированная, тщательно подготовленная провокация! Очевидно, за депутатом следили, его поджидали в нужном месте, не удивлюсь, если узнаю, что и лицензия была, но как-то «непонятным образом» исчезла… Да и показательно, что за деяние, которое любому другому обернулось бы обычным штрафом, Рашкину собираются устроить уголовное судилище. Понятно, что это за тем, чтобы он с клеймом судимости, как и Платошкин, как и Удальцов, не мог бы в будущем идти на выборы.

Депутаты-единороссы и жириновцы, которые без сомнений проголосуют за лишение Рашкина депутатской неприкосновенности (им не впервой), проголосуют тем самым за расправу над политическими оппонентами власти. За еще одно наступление на гражданские права. За разгром теперь уже и системной оппозиции. Наконец, за еще одно уничижение и унижение статуса депутата Госдумы. За то, чтобы каждый из них самих, таких же депутатов, каковым является Рашкин, в будущем легко мог бы стать мальчиком для битья, если он не угодит какому-нибудь высокому чину (не обязательно своими политическими выступлениями – единороссам и это нужно понимать).

Униженная, лишенная юридической защиты, фактически бесправная Дума скоро не только не будет в состоянии выражать волю народа – она давно ее уже и не выражает! Она не будет в состоянии даже защитить отдельных избирателей, которые обратятся к своим избранникам за защитой от чиновничьего произвола! Что там – она и себя уже защитить не может! Депутаты со всем согласного большинства действительно лишены даже корпоративной солидарности, даже элементарного инстинкта самосохранения. То, что они собираются в очередной раз сделать, как правильно было сказано, не что иное как политическое харакири.

 

Другие материалы номера