Хоррор в культуре и литературе

Не знаю, что же выявил опрос в этой сфере, за которую отвечала дочка министра здравоохранения Азербайджана Нармин Ширалиева. Новоявленную патриотку Подмосковья заподозрили в дорогих и не совсем рабочих командировках за границу. Например, она внесла в бюджет две свои поездки в Италию на сумму шесть миллионов рублей, сняв деньги с проекта «Детская филармония». Потом были затратные Лиссабон и Париж. Пришлось ее уволить с мягкой формулировкой и, похоже, без возмещения затрат… Теперь уже Сеть полна компромата и на следующую министершу. Так что Бронштейн окунулся и в образовательное, и в культурное пространство, а как тут без поэзии? Сегодняшние школьники по своему развитию и знанию поэзии сильно уступают своим предшественникам. Вот что они поймут из такого четверостишия, например:

 

Кто у подъезда глухим вечерком
                               грязную стену скребет ноготком,
кто, за терновым скукожась кустом, месит
                                известку изжеванным ртом перед
                                                             заходом Субботы?
Здравствуй, душевнобольное дитя,
                                                плод нежеланной работы…

 

Школьники и в голову не возьмут, почему Суббота с большой буквы у автора – Линор Горалик и отчего у дитя «изжеванный рот», как у беззубой старушки? Наверное, замутненность искусственно сплетенных строк и побудило Министерство образования Московской области включить в олимпиаду для школьников ее стихотворение «Хоррор» – по-английски horror – ужас. Это ведь целый жанр ужасов в кино и литературе, в который погружают наших детей. Вчитайтесь!

 

Где Москва-река упадает в Лету,
о гнилую решетку клетчатые бока
обивает корабль складчатый,
и кривуль карандашный нежившего пассажира, –
безо рта, но с х… от пятой строчки и до полей, –
то как шмякнется плоской рожей,
                                                        то глянет издалека
в глаз крысиный сводчатый, черный издалека,
а вблизи такой, словно глазика-то и нету…

 

Что это за бред горячечный? Почему в Подмосковье, где творил самобытный, истинно народный поэт Виктор Боков, родившийся в Язвицах, за Сергиевым Посадом, где складывал в Лотошине волшебные строки Николай Тряпкин, писал свои родниковые строки Николай Дмитриев, учивший детишек настоящей литературе в Рузе, надо было отыскивать рифмованные бредни русскоязычной поэтессы из Израиля?

Этот естественный вопрос задала в открытом письме в минпрос писательница и журналистка Ирина Ушакова. Боже, что тут началось, несмотря на Субботу… Самым первым вступился «первый русский канал», как он себя величает, Царьград. «Автор издания «Русская народная линия» Ирина Ушакова пожаловалась на известную писательницу Линор Горалик в Совет Федераций, Государственную думу и ФСБ. Причиной стало включение стихотворения Линор Горалик в школьную олимпиаду по литературе. По мнению Ушаковой, творчество Горалик «аморальное, и она не заслуживает того, чтобы ее работу анализировали школьники. При этом претензии у Ушаковой почему-то именно к писательнице, а не к организаторам олимпиады, которые включили в задание ее стихотворение». Нет, именно к министерству и были обращены недоуменные вопросы.

Сама Линор Горалик опубликовала жалобу на свое странице в Фейсуке с подписью «Стучат-с». Если бы Горалик лучше понимала значение русских слов и идиоматических выражений, она знала бы, что в открытых, публичных письмах не стучат. Автор отповеди Надежда Живаева зачем-то ввернула Пушкина: «Кстати, если бы Ирина Ушакова несколько больше интересовалась русской литературой и несколько меньше – моральным обликом подростков, она бы знала, что неприличные стихотворения с матерной лексикой есть даже у «солнца русской поэзии» Александра Сергеевича Пушкина. Может быть, она и «наше всё» потребует исключить из школьной программы?» Абсолютно дурацкий вопрос: разве фривольные стихи Пушкина включают в школьные олимпиады?

 

Царьград вступился за Горалик,
Слив русофильство в умывальник…

 

А ведь он позиционирует себя как «первый русский консервативный информационно-аналитический телеканал». Странно! А канал знает, например, что Линор Горалик – отъявленная либеральная деятельница, она публикует кощунственные рисунки-карикатуры, такие как «Снятие беса с креста», поддерживает ЛГБТ. Недаром же она числится преподавательницей известного рассадника космополитизма – Шанинки, ректор которой сегодня под следствием…

Да ладно, оставим несопоставимые позиции (Царьградом владеет православный олигарх – и этим всё сказано!). Но просто вчитайтесь: лично я, автор десятков книг, кандидат филологических наук, автор пособия по поэзии «Наряд для Венеры Милосской» – не понял этого словоблудия, которое должны разгадать школьники: и кривуль карандашный нежившего пассажира…

Что у этого пассажира до полей?.. Объясните, монархисты вы наши! Что имела в виду Горалик, царьградка Надежда Живаева? Ну, и автор МК, который негодует: «На русского поэта и прозаика из Израиля Линор Горалик «настучали» в ФСБ…» Во как! Поэтические законы и смыслы – вообще отринуты – сплошное политиканство. На идиш разве такие стихи переведут?

 

Мы с тобою полторы калеки – // Это втрое больше, чем я один; // Мы боимся каждой новой щелки, // тусклые лицейские осколки // в рыхлом чреве завывают волки; // наши клювики переп..дели,// крылышки сопрели…

 

Какой ортодоксальный еврей поймет: как это «клювики переп..дели»? Но защитников – стена, социальные сети просто обрушились на Ирину Ушакову.

А в это же время состоялось вручение сдувшейся премии «Поэзия», но там еще, оказывается, можно сорвать куш. Раньше, при поносимом советском прошлом, поощрение не приходило просто за то, что ты напишешь галиматью про красный флаг, например. А сегодня – запросто:

 

Бело-красно-белый флаг
на твоем фото профиля…

 

А вслед за этим какие-то разборки, политиканские претензии друг к другу с матерной бранью…

 

но ты кричал
найди мне там работу
в москве
за сто тыщ меньше не поеду…
потому что я впервые слышу
как ты кричишь  мне

тупая конченая сука
вали обратно в свою москву
что ты здесь забыла…

 

Этот мат-перемат спокойно проходит во всех публикациях, автор Мария Малиновская – самоутверждается, ликует как автор «лучшего стихотворения», сорвавшая куш 300 000 рублей. Я написал в комментарии на Фейсбуке: «Жюри, наверное, дальше бело-красно-белого флага – этот сумбур и не читало. Ну и концовка подходящая, хотя она даже не владеет языком поэзии, если не знает в каком роде употреблять дворовое прозвище на п… И тут мне вываливается бан от ФБ: «язык вражды». У меня-то что враждебного? Я ведь просто говорил о форме, а остальное – цитата из Малиновской! Вот так лауреат с милым девичьим лицом… Пометка на моем комментарии: ненависть. Расшифровка: негативное отношение к человеку по сексуальной ориентации. Тогда почему у Машеньки во всех премиальных публикациях и перепостах этого стихотворения – мат и сексуальная ориентация проходят? Просто запредельный цинизм: я лишь заострил этот бред и получил бан! А Малиновская вкусила успех, поняла, как надо – и теперь развернется… Так что и совещания молодых в Липках под кураторством Сергея Филатова, куда ее посылали, – бесследно не проходят.

Вот что творится не только на ниве поэзии, а всей литературы и культуры! Отметивший солидный юбилей прозаик и публицист Анатолий Салуцкий, поддерживая тех, кто сетовал на жидкое и дежурное чествование 200-летия Достоевского, точно написал обо всей внутренней политике: «После того, как в 2016 году курировать внутреннюю политику пришел бывший организатор либерально-радикальной партии «Правое дело», мастер дефолтов, примитивизация культуры заметно усилилась. Здесь нет места для доказательств этого, но их очень много. А с литературой и вовсе расправились. С новой внутренней политикой в АП Путин ни разу не встречался с писателями, ни разу не беседовал с кем-либо в президентской библиотеке. А ведь раньше были и встречи с писателями (пусть с тщательно отобранным «персоналом»), и даже литературное собрание, где выступил президент. Нетрудно доказать, что в этой сфере – тоже дефолт».

Да не просто дефолт, а – хоррор, то есть ужас!

 

Другие материалы номера