Когда мы говорим о школе, мы говорим о будущем нашей страны. Но скажите, есть ли будущее у страны, в которой массовая школа умерла? Думается, что такое государство обречено на гибель.
Мне могут возразить: «Но есть же у нас спецшколы, лицеи, кадетские училища, физматшколы, частные школы разного вида и другие элитные школы». Есть, но они охватывают 5–10% от числа средних школ и не более. Если нам показывают по телевидению современные школы, размещенные в новых типовых зданиях, с новейшим оборудованием и т.д., это как раз те элитные школы, показывая которые СМИ и органы образования «успешно» создают видимость благополучия и процветания школ во вновь созданной капиталистической России.
Но более 90% массовых школ, в которых обучаются почти все школьники России, – это как раз те школы, которые профессор А. Савватеев называет школами умирающими. Почему? Потому, что в доброй половине городских и особенно сельских школ некому учить детей, нет учителей, уроки не ведутся. Представьте себе. Вы привели своего ребенка в школу, а вам объявляют: «Учителя нет!» Вы спросите: «Почему?» Потому что нашему буржуазному государству не хочется тратить бюджетные деньги на массовую общеобразовательную школу.
В большинстве развитых стран на образование выделяется не менее 7% госбюджета. В Советском Союзе даже в тяжелейшие годы войны на обучение детей тратилось до 14% госбюджета. А в современной буржуазной России на образование выделяется уже много лет не более 3%. Росстат нас убеждает в том, что средняя зарплата учителя 40 тысяч рублей. У Росстата есть миллион способов создать вранье из ничего. Потому-то в народе и не верят нашим статистическим органам. На самом деле средняя зарплата учителя по России составляет 15–20 тысяч рублей, на которые прожить невозможно, поэтому учитель вынужден брать по 2–3 ставки, как минимум 2 ставки – это 36 часов. Плюс к этому учитель загружен тем, что должен писать массу отчетов, проходить курсы повышения квалификации и т.д. Многие учителя не выдерживают такие нагрузки и уходят. А Министерство финансов правительства России озабочено одной проблемой: «Где взять деньги для пополнения госбюджета, не ущемляя дополнительными налогами олигархов и чиновников?»
Была проведена оптимизация системы образования и медицины. Закрыто по стране более половины больниц, поликлиник, ФАПов, пострадали сельские малокомплектные школы. Был принят закон, по которому зарплата учителей была поставлена в зависимость от количества учеников в классе. В итоге нищенская зарплата сельских учителей еще больше упала. У сельских учителей отобрали те льготы, которыми они пользовались при советской власти: бесплатные жилье, электроэнергия, дрова для отопления квартир и т.д. Жить и работать на селе стало невозможно. Учителя стали уезжать из села, а сельские школы в массовом порядке закрываться. В общей сложности по стране закрыто более 40 тысяч школ. Ну, а поскольку село без школы существовать не может, 35–40 тысяч российских сел и деревень уничтожено, они исчезли с лица земли. Но этого правительству России показалось мало. По данным Счетной палаты, правительство приняло решение сократить количество моногородов России с 321 до 170, то есть почти половина из них обречена на полное уничтожение. Это стало возможным потому, что большинство предприятий, в том числе градообразующих, обанкрочено, разорено и распродано, а рабочие выброшены на улицу. Население этих городов стало разъезжаться. Это неизбежно привело к сокращению городских школ.
В целях экономии средств для пополнения госбюджета вся внеклассная работа школ переведена на платную основу. Занятия в кружках, студиях, клубах по интересам, в спортивных секциях и т.д. переведены на платную основу. На текущий ремонт классов и школ, на приобретение техсредств и наглядных пособий школа теперь обязана собирать деньги с родителей.
Бесплатное питание детей в школе отменено. Обедать в школьных столовых могут только те дети, которые могут платить. Правда, во время внесения изменений в Конституцию президент предложил ввести в школах для детей начальных классов бесплатные обеды. Для остальных детей питание остается платным. Но и этого буржуазным реформаторам показалось мало. При советской власти школа обязана была не только учить, но и воспитывать детей, она отвечала за качество знаний детей, за воспитание их гражданских позиций и убеждений, за уровень их моральной и нравственной воспитанности, за сохранение их здоровья и физического развития. Новые власти решили отменить все эти, с их точки зрения, излишества. Они объявили школу местом, где детям обязаны давать образовательные услуги. А всякие услуги по законам капитала должны оплачиваться. Таким образом, школа вполне официально была переведена на платную, рыночную основу.
Школа теперь должна готовить не патриотов своей страны, не творцов и созидателей, а «цивилизованных потребителей».
Чиновники в сфере образования, которые, по-видимому, никогда не работали с детьми в детских учреждениях, выдают нам «гениальные» педагогические изобретения. К примеру, в любом конфликте между учеником и учителем прав всегда ученик и всегда неправ учитель. Будучи директором школы, я всегда говорил учителям, учащимся и их родителям, что каждый гражданин общества, независимо от возраста, имеет свои права и обязанности, которые он обязан исполнять. Эти права и обязанности записаны в Конституции – основном сборнике законов государства. И если ученик не исполняет свои обязанности перед обществом, в коллективе, он неизбежно ограничивает свои права, и он должен быть в коллективе осужден и наказан. И родители, и ученики, и учителя со мной были согласны. Снятие с ученика его обязанностей снимает с него ответственность за свои поступки. Это в корне подрывает основы дисциплины в обществе, в коллективе, в школе. Вот и дожили мы до того, что наши ученики могут безнаказанно нахамить учителю, родителю, своим товарищам, даже ударить учителя, расстрелять учителя и своих одноклассников и т.д.
Такие «педагогические изобретения» и преступное отношение наших властей к системе образования в корне подорвали дисциплину в детских учреждениях и опустили на самый низкий уровень авторитет народного учителя. Сделали его бесправным, что является одной из главных причин того, что учителя не хотят работать в школе и почти наполовину школы опустели, учить детей становится некому. Это одна из главных причин того, что массовая школа умирает.
Если учитель выскажет несогласие с таким реформированием школы, ему тут же скажут: «Не согласен? Пиши заявление и уходи». Защитить учителя от произвола администрации школы некому.
Как же решить проблему нехватки кадров и бесправного положения учителя? Профессор А. Савватеев в своей статье предлагает: «Надо наделить учителей государственным статусом, может быть, так и назвать «Государственный учитель» и сделать крайне сложной процедуру их увольнения, сделать так, чтобы просто нельзя было выгнать учителя из школы, или по крайней мере очень затруднить эту процедуру. Это сразу решит проблему удушения учителей».
Причину гибели массовой школы автор статьи видит в неправильных, ошибочных действиях правительства, чиновников Министерства образования и Рособрнадзора. Он считает, что надо хорошо и убедительно проинформировать президента В.В. Путина в Год учителя – 2023 год: «…нужно показать президенту реальность. Зарплаты показать, в скольких школах нет учителей, по каким предметам, сколько учителей пенсионного и предпенсионного возраста, число учеников в классе, количество школ, где в две смены, а то и в три учатся. Мы всё это соберем и покажем. Узнав об этом, Путин скажет: «Это просто ужасно, чудовищные цифры, надо все обязательно изучить».
Наивно полагать, что президент не знает положение дел в школе, что он не знает, что на образование (и на медицину) ежегодно выделяется только 3% годового бюджета, что фракция коммунистов в Государственной думе, разработав проект закона об образовании «Образование для всех», постоянно требует увеличить финансирование образования до 7% ВВП. Мне думается, что причины умирания массовой школы надо искать глубже.
В своей работе «3 источника, 3 составных части марксизма» В.И. Ленин писал: «Люди всегда были и будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, политическими, социальными заявлениями, обещаниями разглядывать интересы тех или иных классов».
Автор статьи профессор А. Савватеев словами заместителя главы руководителя администрации президента Кириенко высказывает мнение технократов на судьбы массовых и элитных школ: «Россия должна быть тупой, быдляцкой потому, что ею так легче управлять. Мы будем управлять быдляцкой Россией, а 10% будут получать прекрасное образование в элитном сегменте. У тебя есть претензии к нашему элитному сегменту? Нет. К массовой школе? А зачем она вообще нужна?.. Да мы делаем все, чтобы разрушить массовую школу, ну нам так надо, нам так кажется правильным». Таков способ мышления технократов.
Откровеннее и циничнее не скажешь. Всем нам, даже самым наивным и легковерным, надо понять, что после контрреволюции 1991 года наша страна разделилась на два противоположных лагеря: класс капиталистов в лице олигархов-миллиардеров и миллионеров, чиновников правящей элиты, и класс трудящихся масс в лице рабочего класса, крестьянства, трудовой интеллигенции, рядовых солдат и матросов Российской армии, вышедших из массовой школы.
Класс капиталистов, пользуясь тем, что в их руках все финансы и природные богатства страны, создают для своих детей и приближенных элитные школы, оставив на голодном пайке массовую школу, которую они так старательно убивают.
За сохранение и развитие массовой школы ведут неравную борьбу в Государственной думе, в региональных законодательных собраниях, в многочисленных общественных организациях – партия коммунистов и организованные народно-патриотические силы. Сила этих народных заступников во всенародной поддержке. Успех в этой непримиримой классовой борьбе придет тогда, когда коммунистов и народно-патриотические силы активно поддержат большинство рабочих, крестьян, трудовой интеллигенции, рядовой и офицерский состав армии и флота.