«Посмотрите наверх!»

Увы, та же самая ситуация с кино. Даже, думаю, с кино еще хуже. Ведь, согласитесь, ну никак нельзя назвать какую-нибудь «Зулейху, открывающую глаза» или провальный «Один день Ивана Денисовича» по Солженицыну или какую-нибудь очередную пакость про святые для нас символы, Великую Отечественную войну с кровожадными особистами, «отечественным» кинематографом. Похоже, что у нас и творческих групп этих фильмов разные, если не сказать противоположные отечества.

Вторая проблема в том, что «консервативные ценности» не подразумевают никакой критики начальства, и если вы просто производите какой-то товар, не соответствующий по качеству и цене требованиям рынка, вы разоритесь и все, а за критическое кино, если вы умудритесь найти на него денег и сумеете сколотить творческую группу, в наше время можно нажить очень серьезные неприятности, вплоть до привлечения к ответственности.

Вот и приходится экстраполировать иностранный кинематограф на нашу действительность, тем более что сложностей с этим нет никаких – все наши президенты с 1991 года заявляют, что Россия и Запад теперь не противники идеологически, и это правда – просто с поправкой на то, что наш капитализм дикий, периферийный и колониальный, а они метрополия. Но общие принципы, эксплуатация человека человеком, коррупция, безработица и прочие прелести капитализма у нас теперь общие и везде в избытке.

И если наша «элита» пока еще не наигралась в то, что они называют «капитализмом» (на самом деле это больше похоже на феодализм с элементами рабовладения), то понять их можно. Думаю, мало когда в истории человечества богатые люди как класс жили так раздольно, привольно и бесконтрольно, как у нас сейчас. Поэтому их горячая заинтересованность в сохранении существующего положения совершенно понятна и, как говорил (даже кричал) Понтий Пилат в «Мастере и Маргарите»: «На свете нет и не будет более прекрасной власти, чем власть императора Тиберия!»

А тем временем в мировом кинематографе, причем как в странах, которые у нас до недавнего времени называли «развитыми» и «цивилизованными», так и в странах второго эшелона вроде Южной Кореи, левые тенденции становятся не просто нарастающими, а превалирующими. Очередное доказательство этой тенденции – фильм американского режиссера Адама Маккея «Не смотрите наверх!» с целой россыпью кинозвезд первой величины. При этом список побед и номинаций, на которые этот фильм уже выдвинут, занимает в Википедии почти две страницы. Фильм позиционируется как комедия черного юмора. На самом деле там есть смешные моменты, но в целом это настоящая трагедия, которая, скажу, забегая вперед, кончается совершенно ужасно.

Аспирантка факультета астрономии Мичиганского университета Кейт Дибиаски (Дженнифер Лоуренс) открывает новую комету с диаметром ядра в несколько километров. Ее научный руководитель доктор Рэндалл Минди (Леонардо Ди Каприо) подсчитывает траекторию кометы и выясняется, что через 6 месяцев она врежется в Землю. Размеры кометы таковы, что цивилизация будет полностью уничтожена. Астрономы называют такой объект «глобальным убийцей». Здесь можно провести аналогию с фильмом «Армагеддон» 1998 года, который много и справедливо критиковали, в частности за космонавта Льва Андропова в ушанке и прочую голливудскую клюкву такого рода. Но по крайней мере в «Армагеддоне» 20 с лишним лет назад ни у кого не вызывало сомнения, что планету нужно немедленно спасать и все страны как могли бросились делать это.

Увы, с тех пор прошло больше 20 лет. Казалось бы, ситуация очевидная и надо спасать Землю. Но не тут-то было. Кейт и Рендалл пытаются привлечь внимание политиков и их даже принимает президент США Джейн Орлин (Мерил Стрип). Некоторые увидели в Орлин женский вариант Трампа, хотя внешне, если уж на то пошло, она больше похожа на Хиллари Клинтон. А я думаю, что все обитатели Белого дома как раз показаны как собирательный образ истеблишмента и не только американского. Астрономам пришлось ждать больше суток в приемной, поскольку у президента были более важные дела, чем надвигающаяся катастрофа – в частности, секс-скандал со свеженазначенным прокурором, и другие проблемы такого рода.

Новость не вызывает у президента ни малейшего беспокойства, а глава аппарата Белого дома Джейсон Орлин, по совместительству и совершенно случайно сын президента, просто высмеивает их. Астрономам пока приказывают подождать, подумать над ситуацией, на всякий случай объясняют, что информация о комете будет засекречена.

Кейт и Рендалл в отчаянии пытаются прорваться на телевидение, что им удается. Однако и тут им не повезло. В той же программе обсуждают развод и примирение поп-звезды Райли Бина (ее играет настоящая поп-звезда, певица Ариана Гранде) со своим возлюбленным и новость о падении кометы и гибели человечества не набирает в соцсетях никакого заметного числа лайков. Ситуация зашла в тупик.

Но тут на счастье землян случается секс-скандал уже с президентом Орлин, которая когда-то неосторожно посылала свои легкомысленные фото любовнику. Чтобы каким-то образом отвлечь прессу от скандала, президент Орлин вспоминает о комете и начинает грандиозную и очень помпезную операцию по спасению Земли. Принято решение послать к комете несколько ракет с ядерными зарядами, которые, по расчетам, изменят ее курс так, чтобы она пролетела мимо Земли. И появляется надежда на спасение, но тут в дело вмешивается крупный бизнес. Самый богатый человек в мире Питер Ишервел (Марк Райлэнс), владелец крупнейшего IT-бизнеса, производитель смартфонов, программ и разного другого высокотехнологичного оборудования, владелец самой дорогой в мире компании BASH, а также главный спонсор президентской кампании Джейн Орлин, делает заявление, что по результатам анализа комета состоит из редкоземельных элементов, очень востребованных в IT-производстве и которые в настоящий момент в большинстве своем под контролем Китая. И он предлагает другой план – разбить комету на части и уронить ее в океан, откуда добыть и использовать в бизнесе. «Мы разрушим монополию Китая и создадим множество рабочих мест!» План кажется президенту Орлин блестящим, и она отменяет первоначальную операцию по спасению Земли. Астрономы и вообще все разумные люди в отчаянии, но истеблишмент и бизнес их уже не слушают. Между тем комета уже видна в небе невооруженным взглядом. «Посмотрите наверх!» – кричат все здравомыслящие люди.

«Эти чертовы марксисты хотят отнять ваши рабочие места! – кричит сын президента Джейсон на митинге. – Они хотят разрушить союз рабочего класса и нас, «крутых» богатых! Не смотрите наверх!» Кстати, астрономов в фильме называют «марксистами» неоднократно. Власти и бизнес, который просто потерял разум от возможности уронить на Землю «золотую» комету, организуют «патриотическое», как они говорят, движение «Не смотрите наверх!» в противовес «марксистским» призывам «смутьянов» поднять голову и просто посмотреть на небо, чтобы осознать всю трагичность сложившегося положения.

Дальше, на мой взгляд, совсем уж ничего смешного. Операция по расчленению кометы, которую проводят BASH, NASA и правительство США, как и ожидалось, терпит неудачу. Гибель человечества неизбежна. Режиссер показывает множество кадров городов, прекрасных видов Земли, животных с детенышами со всех уголков. Все это погибнет из-за жадности и глупости господствующего класса. Кейт и Рендалл отправляются в Мичиган к своим семьям, собираются вместе на последний ужин, молятся, ведут внешне непринужденные беседы, хотя все понимают, что произойдет совсем скоро. На Земле начинается паника.

Однако президент США Джейн Орлин, глава концерна BASH Питер Ишервел тайно спасаются на космическом корабле, который через много-много лет, пока высокопоставленные пассажиры будут спать, достигнет ранее открытой землеподобной планеты. При этом президент забывает своего сына Джейсона.

Комета врезается в Землю, все живое гибнет, режиссер не жалеет красок, показывая это. Стена огня сметает дом, где находятся Кейт, Рендалл и их семьи. Последние кадры – в космосе над горящей Землей плавают куски городов, рекламные щиты, смартфоны со страницами соцсетей и прочее, что совсем недавно было нашей цивилизацией. Конец фильма.

Дальше, как сейчас модно, сцена после титров – прошло 22 740 лет, космический корабль с президентом и его окружением садится на планете, похожей на Землю, где президента и, как видно, других выживших съедают динозавры.

И еще одна, уже последняя сцена после титров – из развалин Белого дома вылезает живой Джейсон Орлин. Он достает смартфон, делает селфи и говорит в кадр: «Я последний человек на Земле! Не забывайте подписываться и ставить лайки!»

 

Другие материалы номера