Потому и проигрываем…

Наглядный ответ, в прямом смысле – наглядный! – вся Россия получила на Первом канале. В прямом эфире во время выпуска вечерних новостей в студию выбежала блондинка с самодельным антивоенным плакатом. Редактор программы (!) Марина Овсянникова зашла в кадр за спину ведущей программы «Время» Екатерины Андреевой, держа в руках топорный плакат на английском! Эфир передачи не прервали, протестующую показывали несколько секунд. «В прямом эфире программы «Время» действительно случился инцидент с посторонней в кадре. Ведется служебная проверка», – спокойно сообщили в пресс-службе Первого канала – ничего себе «посторонняя»! Реакция была самая разная. Диктор Евгений Кочергин, с которым и мне довелось поработать на канале «Московия», сразу призвал руководство канала незамедлительно уволить Овсянникову: «Это вопиющий случай, и все, кто допустил это, должны понести наказание! Эта Марина явно действовала не по дурости, а со злым умыслом. Причем специально выбрала момент, когда наша страна переживает сложный период. Так просто спускать на тормозах это нельзя», – негодует 76-летний телеведущий. Всезнающая Тина Канделаки глянула глубже: «Такая провокация может произойти на любом телеканале, работающем в прямом эфире. Никто от этого не застрахован. Судя по видео, активистка была не одна – ее снимали на телефоны, плакат был сделан прямо на рабочем месте. Коллектив, очевидно, оказал девушке поддержку. Это грустно, потому что никого не заставляли все эти годы работать, приковав наручниками к батарее. Все работали с удовольствием и за деньги. Главный вопрос в том, кто помог «прозреть» этой сердобольной труженице, если через несколько часов после инцидента ее уже сам Зеленский благодарит? Совпадение? Не думаю», – рассуждает 46-летняя телезвезда на пустом месте.

В восторге был президент Украины Владимир Зеленский, поблагодаривший Марину Овсянникову – россиянку, которая появилась в прямом эфире с плакатом «Нет войне»: «Я благодарен тем россиянам, которые не прекращают попыток донести правду. Тем, кто борется с дезинформацией и рассказывает правду, реальные факты своим друзьям, своим близким и родным. И лично той девушке, которая вошла в студию Первого канала с плакатом против войны. Тем, кто не боится протестовать. Пока ваша страна окончательно не закрылась от всего мира, превратившись в очень большую Северную Корею, вы должны бороться. Вы должны не упустить и своего шанса», – поучает нас комик Зеленский. Странно, что и он, и многие другие называют 44-летнюю мать двоих детей «девушкой». Вообще-то Марина Ткачук (девичья фамилия) – коренная одесситка, родилась на берегу моря в 1978 году, по маме она русская, по отцу – украинка. Училась на журфаке Кубанского государственного университета в одно время с Маргаритой Симоньян, главой Russia Today. В начале 2000-х работала в филиале канала «Россия» ГТРК «Кубань», потом училась в РАНХиГС на государственницу, так сказать. Известно, что Марина была замужем за Игорем Овсянниковым, сотрудником Russia Today. В браке родилось двое детей. Однако семейная жизнь не задалась, супруги развелись. Но теперь Марина заложила новый зигзаг. «Новая газета» сразу возвела пиарщицу на пьедестал: «Святая инквизиция начала проверку в отношении Жанны д'Арк на предмет вступления в запрещенный контакт с дьяволом».

Самая потрясающая реакция была со стороны пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, который назвал демонстративный акт появления в эфире… «хулиганством»: «Что касается этой девушки, это хулиганство, – сказал представитель Кремля журналистам во вторник. – Первый канал и правоохранительные органы разберутся в ситуации, это не вопрос Кремля». К огромному сожалению и удивлению, похоже, что это так! Но, может быть, кадровая политика и морально-профессиональное состояние главного, щедро спонсируемого государством телеканала – дело хотя бы первого заместителя администрации президента Алексея Громова, курирующего ТВ? Нет, он давно публично молчит – видно, его всё устраивает. Даже то, что воскресным вечером, после всех политических треп-шоу с проклятьями в адрес США, по Первому запустили в сто первый раз голливудское мыло «Красотка», чтобы доказать растроганным зрителям: американские миллиардеры – самые гуманные мужчины, а американские уличные проститутки – самые высоконравственные. 

Кстати, в это же время по спонсируемому государством ОТР залудили чернушную ленту режиссера Звягинцева «Левиафан»: мол, смотрите, что вообще-то представляют из себя эти русские… Так что культурно-информационная политика – если не брать новостной официоз и заштампованные программы ура-патриотов – нисколько не изменилась по глубинной сути. Так что же тогда Россия может противопоставить гибридной когнитивной войне смыслов, идей, выстраданных знаний? «В России все элементы культуры парниковые, казенные: всё, и даже анархия, воспитано и разведено на казенный счет», – так писал Василий Ключевский. Выдающийся русский историк, дважды академик, рожденный и выпестованный в захолустной Пензе, Василий Осипович Ключевский глубоко понимал значение центральной власти в России, то, какие элементы культуры и настроения воспитывает она в сооруженных парниках на казенный счет. Ярчайший пример нынешнего трагического времени: почти тысяча театральных деятелей подписали петицию против спецоперации на Украине. И вот парадокс: все они жировали на дотациях – директора театров, худруки, главные режиссеры, актеры, заслуженные и народные, получали огромные гонорары, премии «Золотой маски» от государства: ведь нет ни единого самоокупаемого театра, но как мила анархия (антигосударственный пацифизм) на казенный счет! А Минкульт, кстати, тоже молчит, хоть президент Путин однажды в Общественной палате назвал Ольгу Любимову энергичной – с чего он это взял? – мы ее не видим и не слышим в самый ответственный момент истории. Она даже не задается сакральным вопросом: с кем вы, мастера культуры? Похоже, сами вопрошающие на высокооплачиваемых должностях не определились. Потому, к сведению Кремля, и проигрываем информационную войну!

В Кремле считают, что это – просто хулиганство, дамская шалость, а дело куда глубже. Сразу стало известно об уходе с федеральных каналов известных тележурналистов. Одной из тех, кто предпочел уволиться, стала уроженка Кирова Жанна Агалакова, работавшая на Первом канале с 1999 года. С 2005 года Агалакова являлась собственным корреспондентом «первой кнопки» в Париже. Точно такое же решение принял и ее коллега с канала НТВ Вадим Глускер. Последний его репортаж из «Гейропы» вышел 26 февраля в рамках программы «Центральное телевидение». А спустя несколько дней журналист ушел со своего хлебного места. Значит, на отличные условия жизни себе заработали, а теперь можно и наплевать на Россию. Никто из специальных корреспондентов зарубежных каналов пока так не поступил. И не поступит, как мне кажется.

 

Другие материалы номера