Роль США, как утверждал Панетта, в том, чтобы поставлять как можно больше оружия как можно быстрее, а Украина должна будет вести боевые действия с участием иностранных наемников.
Чтобы понять, как возникла такая война, мы должны взглянуть на большую имперскую стратегию США. Для этого надо вернуться в 1991 год, когда распался Советский Союз, или даже дальше, в 1980-е годы. У этой стратегии есть два направления: геополитическая экспансия, включая расширение НАТО, и стремление к ядерному превосходству. Но мы будем рассматриваться только геополитическую экспансию.
Это направление было провозглашен в Основах оборонной политики США в феврале 1992 года, всего через несколько месяцев после распада Советского Союза. Автором этого документа является тогдашний замминистра обороны США Пол Вулфовиц. Великая имперская стратегия, проводимая с тех пор, была связана с геополитическим продвижением США на территорию бывшего Советского Союза, а также в бывшую советскую сферу влияния. Идея заключалась в том, чтобы не допустить возрождения России в качестве великой державы.
Экспансия США/НАТО началась немедленно, что видно по всем войнам США/НАТО в Азии, Африке и Европе, которые велись последние три десятилетия. Война НАТО в Югославии в 1990-х годах была особенно важна. Одновременно с расчленением Югославии США начали процесс расширения НАТО, продвигая его все дальше на восток, чтобы охватить все бывшие страны Варшавского договора, а также части бывшего СССР. Вашингтон начал осуществлять этот замысел в 1997 году, в конечном итоге добавив к НАТО еще 15 стран, создав альянс из 30 стран, нацеленный на Россию, а также предоставив НАТО глобальную интервенционистскую роль, как это было в Югославии, Сирии и Ливии.
Но целью была Украина. Збигнев Бжезинский, который был самым важным стратегом всего этого и советником Джимми Картера по национальной безопасности, сказал в своей книге «Большая шахматная доска» 1997 года, что Украина является «геополитическим поворотным пунктом». Если она будет введена в НАТО, это ослабит Россию настолько, что ее можно будет привязать к себе, если не расчленить. Это было целью с самого начала. Американские стратеги и чиновники Вашингтона, наряду с союзниками по НАТО, снова и снова заявляли, что хотят втянуть Украину в НАТО.
НАТО официально объявила эту цель в 2008 году. Всего несколько месяцев назад, в ноябре 2021 года, в новой стратегической хартии между администрацией Байдена и правительством Зеленского было согласовано, что ближайшей целью является вступление Украины в НАТО. Но это было политикой НАТО в течение длительного времени. США в последние месяцы 2021 года и в начале 2022 года очень быстро двигались к милитаризации Украины как свершившемуся факту.
По замыслу Бжезинского, как только Украина будет закреплена за НАТО, с Россией будет покончено. Украина как тридцать первая страна альянса даст НАТО 1200-мильную границу с Россией. Это тот же путь, по которому гитлеровские армии вторглись в Советский Союз. Но в данном случае Россия стояла бы перед величайшим ядерным альянсом в мире. Это изменило бы всю геополитическую карту, предоставив Западу контроль над Евразией к западу от Китая.
Война чужими руками началась в 2014 году, когда на Украине произошел переворот на Майдане, организованный США, в результате которого был смещен демократически избранный президент и к власти пришли ультранационалисты под контролем США/НАТО. Однако непосредственным результатом стало то, что Украина начала распадаться.
Крым был автономным государством с 1991 по 1995 год. В 1995 году Украина незаконно разорвала Крымскую конституцию и аннексировала его против воли народа. Крымчане не считали себя частью Украины и были в основном русскоязычными, с глубокими культурными связями с Россией. После переворота, когда украинские ультранационалисты захватили власть, крымское население хотело выйти из состава Украины. Россия дала им возможность через референдум определиться: остаться на Украине или присоединиться к России. Они выбрали последнее. Однако на востоке Украины преимущественно русское население подверглось репрессиям со стороны неонацистских киевских сил. Русофобия и жесткие репрессии в отношении русскоязычного населения на востоке начались печально известным случаем сожжения сорока человек неонацистами, связанными с батальоном «Азов», в общественном здании. Первоначально существовал ряд самопровозглашенных республик. Двое из них выжили в Донбассе с преобладающим русскоязычным населением: Луганская и Донецкая республики.
Так на Украине началась гражданская война между Киевом и Донбассом. Но это была также опосредованная война между США/НАТО, поддерживающими Киев, и Россией, поддерживающей Донбасс. Гражданская война началась сразу после переворота, когда русский язык был в основном объявлен вне закона, так что люди могли быть оштрафованы за то, что говорили по-русски в магазине. Это было нападение на русский язык и культуру, включая жестокие репрессии против населения в восточных частях Украины.
Первоначально в гражданской войне погибло около 14 000 человек. И эти жертвы были на востоке страны, откуда около 2,5 миллиона беженцев хлынули в Россию. Минские соглашения 2014 и 2015 годов привели к прекращению огня при посредничестве Франции и Германии и при поддержке Совета Безопасности ООН. В этих соглашениях Луганской и Донецкой республикам был предоставлен автономный статус в составе Украины. Но Киев снова и снова нарушал Минские соглашения, продолжая атаковать самопровозглашенные республики в Донбассе, хотя и в меньших масштабах, а США продолжали предоставлять усиленную военную подготовку и оружие.
Вашингтон оказал огромную военную поддержку Киеву с 1991 по 2021 год. Прямая военная помощь Киеву со стороны США составила $3,8 млрд с 1991 по 2014 год. С 2014 по 2021 год она составила 2,4 миллиарда долларов, а затем, наконец, взлетела до небес, как только Джо Байден вступил в должность в Вашингтоне. США очень быстро милитаризировали Украину. Великобритания и Канада обучили около 50 000 украинских военнослужащих, не считая тех, кого обучали США. ЦРУ фактически обучало батальон «Азов» и правые военизированные формирования. Все это было нацелено на Россию.
Русские были особенно обеспокоены ядерным аспектом, поскольку НАТО – ядерный альянс, и если Украина войдет в НАТО и ракеты будут размещены на Украине, ядерный удар может произойти до того, как Кремль успеет отреагировать. В Польше и Румынии уже есть объекты противоракетной обороны. Важно понимать, что размещенные там системы противоракетной обороны Aegis способны использовать ядерные наступательные ракеты.
Все это повлияло на вступление России в гражданскую войну на Украине. В феврале 2022 года Киев готовил крупное наступление. 130 000 военнослужащих находились на границах Донбасса и вели огонь по Донбассу при постоянной поддержке США/НАТО. Это пересекло четко сформулированные красные линии Москвы. В ответ Россия сначала заявила, что Минские соглашения провалились и что республики Донбасса должны рассматриваться как независимые государства. Затем она вмешалась в гражданскую войну на стороне Донбасса и в соответствии с тем, что она считала своей собственной национальной безопасностью.
Результатом стала опосредованная война между США/НАТО и Россией, возникшая из гражданской войны в Украине, которая началась в результате организованного США государственного переворота. Но в отличие от других войн чужими руками между капиталистическими государствами, эта война происходит на границах одной из ядерных держав и вызвана давно сформулированной великой имперской стратегией в Вашингтоне, направленной на захват Украины для НАТО, чтобы уничтожить Россию как великую державу и установить, как заявил Бжезинский, превосходство США над миром. Очевидно, что эта опосредованная война несет в себе серьезную опасность на уровне, невиданном со времен Карибского кризиса.
Еще одна вещь заключается в том, что русские пытались со значительным успехом избежать жертв среди гражданского населения. Население России и Украины переплетено, и Москва пытается снизить жертвы среди мирного населения. По оценке американских и европейских военных экспертов, жертвы среди мирных граждан удивительно низки по сравнению со стандартом войн США. Потери российских войск больше, чем жертвы среди гражданского населения, что противоположно тому, как действуют военные США. В Ираке американцы наносили удары по объектам электро- и водоснабжения, да и по всей гражданской инфраструктуре, надеясь вызвать недовольство населения и восстание против правительства. Но это увеличивает жертвы среди гражданского населения. В Ираке жертвы от вторжения США исчислялись сотнями тысяч. Россия, напротив, не стремилась уничтожить гражданскую инфраструктуру, что им было бы легко сделать. Даже в разгар войны они по-прежнему продают Киеву природный газ, выполняя свои контракты. Они не разрушили украинский интернет.
Россия вмешалась в основном с целью освобождения Донбасса, большая часть которого была оккупирована киевскими войсками. Приоритетом было получение контроля над Мариуполем, главным портом, что сделало бы Донбасс жизнеспособным. Мариуполь был оккупирован неонацистским батальоном «Азов». Сейчас они прячутся в старых бункерах. Донецкая народная милиция и русские контролируют весь город.
На Украине около 100 тыс. членов военизированных формирований. Большинство из них входят в состав 130 тыс. военнослужащих, которые окружали Донбасс и которые теперь отрезаны российскими военными. Помимо получения контроля над Донбассом, Москва вместе с народными ополченцами стремится заставить Украину демилитаризоваться и принять нейтральный статус, оставаясь вне НАТО.
Киев согласился было на нейтралитет с гарантами Запада. Но камнем преткновения в переговорах является то, что Киев называет «суверенитетом». Украина настаивает, что Донбасс является частью ее суверенной территории, независимо от желания населения самопровозглашенных Донецкой и Луганской республик. Люди в республиках Донбасса и русские не могут с этим смириться. Фактически народные ополченцы и русские все еще борются за освобождение частей Донбасса, которые еще оккупированы этими военизированными формированиями. Именно там лежит главный камень преткновения в переговорах, и это восходит к реальности гражданской войны на Украине. Роль США здесь заключалась в том, чтобы действовать в качестве спойлера на переговорах.
Сейчас мы должны иметь в виду, что все эти маневры ради абсолютного мирового господства поставили нас на грань глобальной термоядерной войны. Единственный ответ – создать массовое всемирное движение за мир, экологию и социализм.
Джон Беллами Фостер – профессор социологии в Университете штата Орегон, является редактором Monthly Review, независимого социалистического журнала, издаваемого ежемесячно в Нью-Йорке. Его исследования посвящены исследованиям теории и истории, экономических, политических и экологических противоречий капитализма. Он опубликовал множество статей и книг, посвященных политической экономии капитализма и экономического кризиса, экологии, а также марксистской теории.
Выступление Джона Беллами Фостера 31 марта 2022 года на заседании консультативного совета Tricontinental: Institute for Social Research
Джон ФОСТЕР
Перевел В.Н. ТЕТЕКИН