Якобы существующая рэп-поэзия

Субкультура, построенная на голом, как гроб, ритме, неумолимо шумная, связанная с феноменом современного рваного сознания, может ли произвести поэзию – в том смысле, в котором ее воспринимали знатоки и любители, представляющие объем оной, скажем, от Ломоносова и Державина (не говоря «Слова…»), до, допустим, Бориса Рыжего и Михаила Анищенко?

Можно рассмотреть тексты, предлагаемые рваными рэперами с листа: можно рассмотреть, чтобы убедиться, что никакой рэп-поэзии не существует: есть кривые выкрики и примитивные выплески эмоций, до чувств даже дело не доходит, ведь эмоции – это самые зыбкие верхушки оных, а глубины подобный вид деятельности не предполагает.

Вот Баста, один из лидеров этой «рэперщины»:

 

Кто-то ищет любовь на сайтах,

Скрывая тайные желания в мегабайтах,

Надеясь найти ее на шумном пати

Или на паркинге, либо в баре.

Люди сходят с ума, пытаясь разгадать тайну,

Откуда в любви сила плавить камни.

Куда уходит она, когда остывает сердце

И почему так близко от любви до ненависти.

 

Тайну-камни, сердце-ненависти, предложенные в качестве рифмы и рифмами не являющиеся, говорят сами за себя; содержательная банальность текста вопиет о полном отсутствии поэтической индивидуальности, которая, собственно, и отличает поэта от рифмоплета…

И так везде, в какой ни ткнись текст: расхристанно, без намека на гармонию – обязательный элемент поэтического дела, дрянно и дранно…

Наугад: Я КОГДА-ТО умру, мы КОГДА-ТО всегда умираем…

«Когда-то» отсылает к прошлому времени, и просто невозможно в таком контексте, где должно быть естественное «когда-нибудь».

Выписывать, разбирая бесконечные эти строчки-уродцы – скучно…

Другой известный представитель направления – Е. Крид:

 

Я не могу дышать, мне не видно неба,

Я не могу понять, был ты или не был.

Ветром по волосам, солнце в ладони

Твоя…

Отпускаю, и в небо

Улетает желтыми листьями

Наше прошлое лето

С телефонными глупыми письмами.

 

Создается ли ощущение целостности, полнозвучности, опять же – гармонии?

Нет – рваные лохмотья словес, именно рассчитанные на эстрадные выкрутасы; тяп-ляп, поклонники слопают, кумир двигается, как на шарнирах, и текст в общем-то не особенно важен.

И поклонники лопают, деньги капают, всё нормально…

Рэп – молодежная субкультура, а в большинстве нынешняя эта поросль не имеет представления о высокой поэзии, да и не хочет иметь.

Субкультура эта – следствие клипового, рваного сознания, где мысль заменяет мельтешня, где слово словно раскалывается стеклянным шариком, и из осколков собирается нечто уродливое: для молодых людей, не отягощенных ни интеллектом, ни художественным вкусом.

В целом рэп – явление ядовитое, и пристрастные к нему уже никогда не потянутся к сиянию световой вертикали, ну а якобы рэп-поэзия следствие воспаленных современностью филологических умов – из определенных кланов…

Другие материалы номера