Но наиболее значительные эпизоды его деятельности связаны с Люберцами и, прежде всего, с Люберецким заводом сельхозмашиностроения. Воспоминания о встречах с ним сохранились в памяти многих работников завода, с некоторыми из них мне довелось трудиться в середине пятидесятых годов. Один из них, Платонов Владимир Иванович, рассказывал, когда весной 1920 года запасы хлеба на заводе почти исчезли, на общезаводском собрании было принято решение направить ходоков к Ленину в Кремль. Владимир Ильич любезно принял делегацию, рассказал об упорной борьбе Красной армии с белогвардейцами и интервентами, о трудностях в обеспечении продовольствием заводов и фабрик. Зашел разговор и о заводе. «Ваш завод очень нужен сельскому хозяйству, его надо сохранить, – сказал Ильич, – что же касается передаче завода от Международной компании в руки советского управления, то это вопрос времени». Прошел час, но никто не думал говорить о цели визита. Несмотря на это и труднейшее положение Ленин дал поручение об оказании помощи. На другой день на завод прибыл вагон муки.
В том же году снова возникает вопрос о Люберецком заводе. На заседании фракции РКП(б) перед начало VIII съезда Советов Ленин сделал доклад о концессиях – сдаче капиталистам в эксплуатацию на некоторое время предприятий. Он считал, что привлечение иностранного капитала в форме концессий даст возможность ускорить восстановление промышленности и улучшение положения трудящихся. На вопрос имеются ли планы по концессии Люберецкого завода, Ленин ответил: «В Люберцах есть американский завод, который не национализирован, и никакой концессии там нет».
Известны и другие эпизоды, касающиеся Люберецкого завода и города. На одном из заседаний Совнаркома рассматривался вопрос об установке памятников деятелям, принимавшим участие в революционных событиях в России. Именно по предложению Ленина машинист Ухтомский, расстрелянный в Люберцах царскими карателями в декабре 1905 года, имя которого затем было присвоено заводу, был включен в список по увековечиванию памяти революционеров наряду с К. Марком, Ф. Энгельсом, П. Кропоткиным, Н. Бауманом и другими выдающимися деятелями революции и культуры.
Теплые воспоминания об Ильиче оставил руководитель заводской партячейки РСДРП(б) И.Н. Миритеев, который встречался с Лениным на Апрельской конференции, а затем на V Чрезвычайном съезде Московского уездного Совета рабочих и крестьянских депутатов, а также другой лидер заводских коммунистов С.А. Бонов и кадровый рабочий В.А. Кабанов.
В.И. Ленин не единожды бывал на заводе. На домике директора завода Н.А. Круминга, где он останавливался, была укреплена мемориальная доска с надписью: «В этом доме в 1920–1921 годах неоднократно бывал В.И. Ленин».
Известен факт, когда В.И. Ленин жестко отреагировал на неправомерные действия люберецких чиновников в Николо-Угрешском монастыре, направив гневную записку наркому юстиции Д. Курскому 25 ноября 1918 года. «Предлагаю вам немедленно назначить строжайшее судебное следствие по возмутительному делу об оскорблении действием 80-летного старца, бывшего митрополита Московского Макария и о других противозаконных поступках группы лиц, ворвавшихся во время богослужения в Николо-Угрешский монастырь. О ходе следствия прошу меня уведомить. Председатель Совета народных комиссаров В. Ульянов (Ленин).
Примечательно, что принятый по инициативе Ленина в апреле 1921 года декрет Совнаркома «О сельскохозяйственном машиностроении» имел прямое отношение и к Люберецкому заводу, получившему мощное развитие и ставшему одним из крупнейших предприятий страны.
Сегодня наступили другие времена, резко отличающиеся от ленинских. Мне, рядовому ветерану, трудно давать оценки происходящему тогда и ныне. Но можно смело утверждать, что В.И. Ленин никогда бы не допустил развала, вернее уничтожения, своего детища – Советского Союза. Не допустил бы движения страны назад, к денационализации, деиндустриализации, деколлективизации, возвращению безработицы, безграмотности, беспризорности и других негативных явлений. Даже в обстановке полнейшей разрухи, вызванной мировой и Гражданской войнами, сопротивлением белогвардейцев и интервентов, он находил верные пути к восстановлению страны. Уместно отметить, что в одном из декретов В.И. Ленин отмечал: «…признать сельскохозяйственное машиностроение делом государственной важности». Именно тогда В.И. Ленин мечтал о ста тысяч тракторов, эта мечта была перевыполнена более чем в пять раз. Выполняя намеченные им планы, страна по производству тракторов и зерноуборочных комбайнов вышла в середине 80-х годов на первое место в мире. Сегодня производство этих машин, по сравнению с 1990 годом, уменьшено почти в 30 раз, а выпуск многих видов сельхозмашин прекращен полностью, что является следствием разрушения СССР, в котором современные «демократы» беззастенчиво обвиняют его основателя.
Крайне обидно, что нынешние демократы разрушили тысячи промышленных предприятий, в их числе и знаменитый, по выражению Ю.А. Гагарина, Люберецкий завод – в прошлом флагман сельхозмашиностроения страны, внесший неоценимый вклад в оснащение техникой сельского хозяйства. Завод, связанный с деятельностью великого преобразователя В.И. Ленина.
И сегодня многие экономический методы Ленина – нэп (новая экономическая политика), план ГОЭЛРО, «О кооперации» и другие могли бы быть даже в условиях дикого капитализма приняты к практическому осуществлению под обязательным контролем государства. Но власти, видимо, это неинтересно и невыгодно.
Уверен, что богатое ленинское наследие будет востребовано в нашей стране, как это происходит в других государствах (Китае, Вьетнаме, Кубе, КНДР). Ибо, как показало наше прошлое, это обеспечит подлинное созидание, развитие, подъем экономики и повышение благосостояния всего народа. Это позволит стране снова занять передовые позиции в мире.