Соперники США отказываются от доллара

Объем торговых операций между рублем и юанем вырос на 1067% и составил около четырех миллиардов долларов с момента начала конфликта на Украине. Россия и Китай стремятся сократить зависимость от доллара и подстегнуть двустороннюю торговлю, чтобы преодолеть существующие и потенциальные санкции США. Скачок совпал с ростом рубля по отношению к юаню до пятилетних максимумов.

Это значит, что Россия всё больше обращается к китайским товарам, чтобы заместить ими сократившийся западный импорт и пропавшие с полок магазинов иностранные бренды. Что касается Китая, происходящее – толчок к интернационализации юаня, ход которой замедлился из-за растущего напряжения в отношениях с США.

«Основными игроками на рынке рубль-юань являются корпорации и банки, однако растет заинтересованность и со стороны розничных инвесторов, – объясняет Юрий Попов, стратег по вопросам валюты и курсов в «Сбербанк КИБ». – Объемы на спотовом рынке Московской биржи выросли. Это объясняется санкционными опасениями, а также намерением России и Китая поощрять использование национальных валют в двусторонней торговле».

По подсчетам Bloomberg, в мае на московском спотовом рынке на рубли обменяли около 25,91 миллиарда юаней (3,9 миллиарда долларов). Это почти в 12 раз больше, чем в феврале – месяце, когда началась российская спецоперация на Украине.

«Торговля между рублем и юанем непременно будет расти на фоне глобализации юаня, а конфликт эту тенденцию только усилил, – говорит Стивен Чиу, стратег Bloomberg Intelligence в Гонконге. – Россия будет больше торговать в юанях и держать свои резервы в этой валюте».

Китай готовится еще больше открыться после частичного локдауна, а значит, спрос на нефть начнет расти, следовательно, Россия может ориентироваться на китайский спрос, чтобы компенсировать потенциальное эмбарго в Европе, считает Чиу. «Это лишь поспособствует торговле между юанем и рублем».

Между тем объем торговли в паре доллар-рубль упал до минимальных показателей за десятилетие, если смотреть на скользящую среднюю величину за 20 дней. Рубль вырос на 118% по отношению к американской валюте в период с начала марта по конец мая, пусть даже некоторые трейдеры отказались от этой пары из-за мер по контролю за движением капитала и вынужденных продаж доллара, которые сделали этот рынок нефункциональным.

Усилия России и Китая по отказу от транзакций в долларах – это часть более широкой стратегии минимизации рисков, набирающей популярность на некоторых развивающихся рынках.

Саудовская Аравия планирует оплачивать некоторые нефтяные контракты в юанях, а Индия рассматривает вопрос системы платежей в паре рупия-рубль. По данным Международного валютного фонда, мировые центральные банки диверсифицируют резервы, что привело к снижению доли активов в долларах до 59% в последней четверти 2020 года, это самый низкий показатель за 25 лет.

Сокрушительные антироссийские санкции, введенные после начала спецоперации на Украине, подчеркнули уязвимость самого Китая перед действиями США. Любой геополитический конфликт между ними может изолировать экономику Китая от финансовой системы, в которой главенствует доллар, и подтолкнуть другие страны и иностранных инвесторов сокращать активы в юанях.

Задача России же заключается в обеспечении первоочередных потребностей. Страна зависит от Китая больше, чем от США, в вопросе сохранения торговых потоков. На вторую экономику мира приходится четверть всего товарного импорта в Россию, в то время как доля Соединенных Штатов составляет менее 11%.

«У России очень слабая собственная обрабатывающая промышленность, поэтому санкции означают, что страна неизбежно будет больше полагаться на Китай в вопросе техники и потребительских товаров, – считает Элвин Тан, глава валютной стратегии Азии банка RBC Capital Markets в Сингапуре. – В то же время китайских покупателей прельщают скидки на российский сырьевой экспорт».

Несмотря на недавние изменения, доллар остается наиболее предпочтительным средством обмена и основной торговой парой для большинства валют, включая рубль. Действительно, когда на прошлой неделе российский Центробанк дал понять, что ему нужна более слабая валюта, объем ежедневных торгов между рублем и долларом вернулся на нормальный уровень.

«Очевидно, что Центральный банк России начинает беспокоиться из-за курса рубля, – говорит Тан. – Сильный рубль усугубляет экономический спад в стране, ухудшая финансовое положение, что также оказывает отрицательный эффект на налоговые поступления Москвы». Рубль вырос на 1,5% по отношению к доллару во вторник, а также второй день подряд рос по отношению к юаню.

В докладе о финансовой стабильности Центробанк России сообщил, что доля юаня на российских валютных рынках увеличивается.

«Роль доллара США и евро на российском рынке станет снижаться, при этом будет возрастать значимость валют дружественных стран, а также роль рубля в расчетах по внешнеторговым операциям», – говорится в отчете Центробанка.

Что касается Китая, доля юаня в международных транзакциях остается незначительной и снижается с начала конфликта.

«Крупные центральные банки менее охотно держат активы в юанях из-за риска потенциальных западных санкций и сопутствующей потребности Китая восстановить контроль за движением иностранного капитала, – написал в прошлом месяце Джин Фрида, стратег американской инвестиционной компании Pacific Investment Management Company LLC. – Юань продолжит привлекать потоки резервов из небольших стран, для которых Китай является основным торговым партнером».

                                                                      Bloomberg (США)

Другие материалы номера