К примеру, в мае и газеты, и радио, и ТВ обошли вниманием десятилетний юбилей пресловутых «майских указов» Путина. Вяло отозвались несколько интернет-изданий (показательны были заголовки статей – «Майские указы: почему не получилось?»).
А ведь сколько о них писали и говорили «во время оно»! Чиновники, депутаты-единороссы, телепропагандисты, провластные журналисты соревновались в уверениях, что теперь-то уж жизнь наладится… Прошло достаточно времени, чтобы сделать выводы о том, чем же закончилась эта эпопея? А закончилась она, как и очень многие другие начинания наших властей, бесславно. И по ней вполне можно судить о методах и качестве управления, характерных для тех, кто оказался у «руля государства» после 1991 года…
Время тогда было, прямо сказать, непростое. «Сытые», «стабильные» «нулевые годы» закончились. Начавшийся в Азии в 2008 году всемирный экономический кризис не перестал ощущаться в России и в 2011-м. Упали темпы экономического развития, поползли вверх цены. Люди стали понимать, что власть не смогла или не захотела воспользоваться уникальной ситуацией, когда на Россию в течение 10 лет лился дождь нефтедолларов. Можно было инвестировать в промышленность, открыть новые рабочие места, «отвязать» экономику от сырьевого экспорта! Ничего этого сделано не было… Зато количество долларовых миллиардеров, толпящихся у подножия политического Олимпа, увеличилось в десятки раз!
Разочарование народа выразилось в результатах выборов в Госдуму в 2011 году: «Единая Россия», которую тогда возглавлял В.В. Путин, бывший премьер-министром, получила по официальным данным всего 49% голосов – на 15% меньше, чем во время прошлых выборов, в 2016 году. КПРФ, напротив, улучшила свой результат на 7%, а если бы не псевдолевые партии-спойлеры, ее результат был бы около 26% голосов. В Москве единороссы потерпели такое сокрушительное поражение, что прибегли к фальсификациям, а это в свою очередь вызвало резкое возмущение граждан. Люди вышли на улицу, начались знаменитые «болотные протесты», которые продолжались, постепенно затухая, почти год.
7 мая 2012 года, в день своего очередного вступления в должность президента, В.В. Путин подписал 11 указов, содержащих 218 (!) поручений правительству на срок от 2012-го до казавшегося тогда таким далеким 2020 года. Указы были посвящены практически всем ключевым вопросам государственной деятельности и общественной жизни.
Одними из важнейших были указы, касавшиеся развития Вооруженных сил. Их подготовили аж два – №603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса» и №604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации». В рамках первого предполагалось 15 поручений президента правительству, в рамках второго – 12, итого – 27.
В указе №603 президент требовал довести к 2020 году оснащение ВС РФ современными образцами вооружения до 70%. Планировался выпуск роботизированных ударных комплексов, беспилотных летательных аппаратов, высокоточного оружия. Особое внимание предлагалось уделить развитию ВМФ в Арктической зоне и на Дальнем Востоке.
Указ №604 требовал создания к 2014 году фонда служебного жилья для военнослужащих, увеличения денежного довольствия военным до зарплат в ведущих отраслях экономики, увеличения пенсий военных пенсионеров, создания национального резерва ВС РФ.
Внешней политике был посвящен отдельный указ – №605. Большое внимание в нем уделялось отношениям с государствами СНГ. Отмечалась важность поддержания добрососедских отношений с Белоруссией, Казахстаном, поддержки Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии, урегулированию Нагорно-карабахского конфликта. При этом государство Украина в указе №605 даже не упоминалось… Конечно, до Евромайдана было еще около 2 лет, но позади была «оранжевая революция», многочисленные «газовые войны». Тем не менее специалистам по внешнеполитическим вопросам в 2012 году, похоже, украинское направление не представлялось проблемным…
Широкие планы были в 2012 году у президента в сфере демографии. По указу №606 предполагалось повысить к 2018 году суммарный коэффициент рождаемости до 1,753 и среднюю продолжительность жизни в РФ – до 74 лет.
Конечно, таких результатов невозможно добиться без серьезной поддержки системы здравоохранения. Этому был посвящен указ №598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения». Он требовал снизить до 2018 года смертность от рака до 192,8 случая на 100 тыс. населения; смертность от дорожно-транспортных происшествий до 10,6 случая на 100 тыс. населения; младенческую смертность до 7,5 на 1 тыс. родившихся живыми. Требовал он организовать и лекарственное обеспечение, обеспечение больниц и поликлиник медицинскими кадрами, повышение квалификации медиков, осуществления их соцподдержки.
Отдельный указ – №596 был посвящен экономической политике. Здесь вообще планы были наполеоновские: до 2020 года создать 25 млн высокопроизводительных рабочих мест, увеличить производительность труда к 2018 году в 1,5 раза, повысить позицию России в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса до 20-й в 2018 году.
Но самый большой резонанс в обществе получили указы, касающиеся социальной проблематики, активно обсуждаемые провластными СМИ.
В них президент обещал, что к 2020 году комфортное и доступное жилье будет предоставлено 60% россиян, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Стоимость 1 кв. м жилья к этому сроку планировалось уменьшить на 20%, а процентную ставку по ипотеке установить не более 2,2%.
Самой любимой темой официальных пропагандистов было пресловутое повышение зарплат бюджетников (врачей, учителей, научных работников, преподавателей ссузов и вузов). Президент в «социальных» майских указах обещал довести зарплаты как минимум до средних по региону, а у некоторых категорий (например, врачи и преподаватели вузов) – до 2 средних по региону. Люди, работавшие с немыслимыми перегрузками и за свой труд получавшие по 10–15 тысяч рублей, поверить не могли, что они будут получать на руки по 60, а то и по 120 тысяч рублей в месяц… Но именно об этом им пели в уши сладкоголосые сирены с федеральных телеканалов… Голоса немногих скептиков тонули в восторженном шуме обретшего хоть какую-то надежду народа…
Между тем скептики были правы…
2.
Уже ближайшее будущее показало, что чиновничество было намерено исполнять майские указы сугубо формально (пожалуй, за исключением указов, посвященных Вооруженным силам), и для того были причины….
Министерство финансов вскоре после выхода указов подсчитало, что для выполнения майских указов требовалось ни много ни мало 2 триллиона рублей на 8 лет. Так, в 2014 году для обеспечения требований майских указов планировали выделить 531 миллиард рублей. А правительство согласилось выделить… 120 миллиардов. Все остальное губернаторам и мэрам предложили добрать из региональных и городских бюджетов, которые, как известно, от избытка денег не ломятся… Пришлось чиновникам идти на разные ухищрения, вроде «разработки» радостной статистики.
В 2015 году правительство изменило методику подсчета средней заработной платы по региону. Теперь достичь искомой цифры стало гораздо легче. Но это были только «цветочки». По стране прокатилась волна сокращений младшего и среднего медперсонала в больницах и поликлиниках. За счет уволенных увеличивали фонд заработной платы учреждения, и главврачи и заведующие могли с легкой душой заявить вышестоящему начальству, что зарплаты работников выросли… Выросли, правда, и объемы работ: одной медсестре приходилось теперь бегать между двумя отделениями. Качество работы от этого, понятно, сильно страдало, и результаты «майских указов» аукнулись потом – в эпоху ковида.
С учителями и преподавателями вузов поступали не лучше. Их переводили на полставки, сохраняя прежний объем работы. В итоге учитель как получал 15 тысяч, так и продолжал получать, но теперь это считалось половиной оклада, и директор отчитывался, что оклад у его педработников – 30 тысяч…
Но одними манипуляциями со статистикой, видимо, проблему не решить. Чтобы хоть как-то выполнить требования центра о повышении зарплат, руководители регионов стали брать кредиты у федерального центра и даже у… частных банков. В итоге к 2018 году 60% доходов регионов «уходили за долги». Некоторые регионы оказались на грани дефолта…
3.
Больше всего удалось добиться в военной отрасли. Ей уделяли особое внимание и финансировали не по остаточному принципу. Созданы новые образцы вооружений. Вырос уровень денежного довольствия. Но и тут все могло быть гораздо лучше, если учесть, какие деньги вложены. Широко разрекламирован был танк «Армата-14». Журналисты, захлебываясь от восторга, рассказывали, что это «танк третьего поколения», «аналогов его в мире нет». Опытные образцы участвовали в парадах Победы. Однако в действующую армию он так и не поступил.
Обратимся к сфере экономики. Производительность труда должна была вырасти на 50%, а выросла на 10,7%. В 100 лучших вузов мира должно было войти 5 российских вузов, а вошел 1 (который там и так был, речь об МГУ). В 2020 году Россия должна была занять 20-е место в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса, а заняла 31-е. И уж конечно, никакие 25 миллионов рабочих мест так и не были созданы.
Если оставить в стороне Москву, Петербург и ряд северных регионов, то это ведь не зарплата, а слезы… Задаешься вопросом: как выжить тульскому учителю на 25 тысяч в месяц? 1 кг картофеля в 2012 году стоил по России в среднем около 17 рублей, а теперь, в 2022-м, – более 50; 1 кг говядины стоил около 250, а теперь – более 500 рублей!
А ведь указанная в статистике зарплата учителя или врача – это не оклад, это часто полторы, а то и две ставки, да еще с надбавками.
Такие вот у нас «достижения»…