Проблем у российской науки и у РАН, которая уже много лет находится в состоянии непрерывной «реформы», к сожалению, немало. Но «звездой» этого заседания стала депутат Госдумы от «Новых людей» Ксения Горячева.
26-летняя заместитель председателя комитета по науке и высшему образованию ГД, лишь три года как окончившая университет и не имевшая ни малейшего опыта работы в науке (работала К. Горячева младшим менеджером в фонде Алексея Нечаева «Капитаны»), поинтересовалась, что же сделала РАН «для улучшения жизни простых людей», чем просто шокировала уважаемого ученого. Не ведает, наверное, Ксения Александровна, что к созданию практически всех предметов, в реальной жизни ее окружающих, приложили руку великие ученые. Лампа накаливания – продукт труда П.Н. Яблочкова, радио было бы немыслимо без А.С. Попова, телевидение – без работ В.К. Зворыкина. Без тяжелого труда ученых несравнимо большие страдания понес бы наш народ в ходе Великой Отечественной войны, а благодаря методам Н.И. Пирогова, разработанным еще в годы Крымской войны, и архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), немалое число раненых солдат смогли вновь защищать Родину. Всему миру были известны лауреаты Нобелевской премии П.А. Черенков, Л.Д. Ландау, Н.Г. Басов, П.Л. Капица и многие другие. Не отставали от «естественнонаучников» и гуманитарии – таким ученым, как Д.С. Лихачев и А.А. Зализняк, мы обязаны сохранением немалой части нашей древней культуры.
Еще более абсурдно прозвучало предложение Ксении Горячевой к ученым «выйти из зоны комфорта». Наверно, в этот момент тысячи научных сотрудников, доцентов и профессоров впервые узнали о том, что в каком-то «комфорте» находятся. Ни для кого не является секретом хроническая недофинансированность российской науки, которая когда-то задавала тон в мире, а ныне плетется в самом хвосте, уступая далеко не только США и Китаю, но и ряду стран гораздо меньших масштабов. И неслучайна ситуация, что нет в России живых нобелевских лауреатов. Ситуацию, когда в Московском государственном университете оклад младшего научного сотрудника подчас не достигает и прожиточного минимума, когда львиную долю своего времени ученые вынуждены посвящать составлению заявок на гранты научных фондов (само число которых непрестанно сокращается), за счет которых зачастую просто вынуждены выживать, когда в науке действительно остаются лишь люди, «без лести» ей преданные, юная госпожа Горячева довольно цинично именует «зоной комфорта». «Комфортен» для ученых, вероятно, и тот принцип, что «эффективность» их работы оценивают по количеству написанных статей в разных научных журналах и индексам цитирования – интересно, что деятельность многих великих ученых прошлого таким критериям удовлетворять бы не смогла.
Однако еще более интересные вещи, как всегда, остаются за кадром. Уже после заседания Ксения Горячева в своем телеграм-канале заявила, что, оказывается, «результат практический [у научных исследований] тоже должен быть».
Вот где, оказывается, «собака зарыта»! «Практичности» в науке, оказывается, не хватает. Видимо, не понимает К. Горячева, что научные исследования – вещь долгая, сложная, кропотливая и далеко не всегда результативная.
Не зря в советское время существовало четкое деление науки на отраслевую и фундаментальную (одни научные институты подчинялись АН СССР, другие – профильным министерствам). Сейчас же от ученых требуют «и пироги печь, и сапоги тачать» – заниматься и фундаментальными исследованиями (и подтверждать их в виде научных статей), и вести прикладную работу – при том, как всегда в нашей стране, сопровождать этот непростой, деликатный труд достойной оплатой никто не собирается.
Хорошо известно, что капитализм пытался поставить науку на службу своим эгоистическим интересам еще в XIX веке, но в эпоху современного «потребительского» общества ситуация еще более ухудшилась. И сейчас вся государственная политика в области науки направлена на то, чтобы приоритетное финансирование получали именно те исследования, из которых в перспективе можно извлечь выгоду. Похожая ситуация складывается сейчас во всем мире – стоит вспомнить, как из крупного капиталиста Илона Маска в Америке создали икону «мецената». И не зря все больше ученых (особенно специалистов по естественным наукам) склоняется к левым, социалистическим взглядам, хорошо понимая, что капитализм – смертельный враг настоящей науки.
Будущее мировой науки возможно лишь при социализме!