Заповедное дело

Еще в 1883 г. В.В. Докучаев в книге «Русский чернозем» (С.-Петербург, 1883) обосновал эталонное значение заповедников, а также указал на то, что объективное познание почв и закономерностей их развития возможно только на участках, исключенных из хозяйственного использования. В это же время другими учеными была высказана мысль о необходимости сохранения в заповедниках всего природного комплекса, всех входящих в него видов живых организмов и системы их взаимодействия. Основным предназначением заповедников называлось использование их в научно-исследовательских целях. В 1895 г. В.В. Докучаев писал об исчезновении степей и необходимости их заповедания для научных целей. И.К. Пачоский в 1910 г. детально обосновал необходимость ведения долгосрочных стационарных исследований.

Таким образом, в нашей стране перед заповедниками сразу ставились важные народнохозяйственные и научно-исследовательские задачи сохранения многообразия организмов и процессов естественного развития биологических систем, ведение научных исследований.

Эти теоретические разработки нашли свою практическую реализацию в первые же годы после Великой Октябрьской социалистической революции. 1917 г. крепко связан для нас с революцией. Невольно кажется, что ни для чего иного в тот год не оставалось места. Однако тогда и в последующие, еще более неспокойные годы, продолжали работать люди, сознающие неотложность природоохранных задач и их важность независимо от характера строя и имени правителя. Этим людям мы обязаны тем, что система российских заповедников продолжала расширяться, а те, что уже существовали, удалось сохранить. Именно в 1917 г. организовано Московское общество охраны природы. Именно в 1917 г. Русское общество акклиматизации животных и растений направляет телеграмму таврическому губернскому комиссару и в департамент государственных земельных имуществ в Петрограде с горячим призывом оберегать Асканию-Нова и ряд крымских заповедников, «ибо при гибели заповедников и при уничтожении последних представителей исчезающих пород животных и растений гибнут навеки, невозвратимо самые яркие, самые поучительные памятники нашей отчизны, и восстановить их никогда не будет возможным». Наконец, именно в 1917 г. Природоохранительная комиссия Русского географического общества поручила В.П. Семенову-Тян-Шанскому разработать предложения о развитии сети заповедников в России. В октябре 1917 г. он представил докладную записку с предложением учредить 46 крупных заповедников в различных географических зонах. А в 1918 г. Г.А. Кожевников обращается в правительство Ленина с пространной докладной запиской «Охрана природы в разных странах в связи с вопросами о постановке этого дела в России».

В декрете о предоставлении Наркомпросу права учреждать заповедники, изданном в 1920 г., указывалось, что заповедники являются национальным достоянием, предназначенным исключительно для выполнения научных и научно-технических задач страны. Использование заповедника в каких-либо практических целях допускалось лишь с разрешения Совета Народных Комиссаров. В декрете 1921 г. «Об охране памятников природы, садов и парков» утверждалось, что земли под заповедниками и национальными парками не могут использоваться под обработку или разработку естественных богатств без разрешения Народного комиссариата просвещения. В постановлении Президиума ВЦИК 1924 г. еще раз подчеркивалось, что заповедники – это участки земли, навсегда подлежащие полной охране и изымаемые из какого бы то ни было хозяйственного использования. И более поздние законодательные акты по заповедному делу утверждали эти же основополагающие идеи. В постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 1 апреля 1934 г. вновь говорилось о том, что хозяйственное использование территорий заповедников запрещается в целях их сохранения. Положение о заповедниках, утвержденное тем же постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 1 апреля 1934 г., устанавливало, что все заповедники – научно-исследовательские учреждения, проводящие научные исследования силами своих штатных научных сотрудников или привлекающие сторонних специалистов. Всем ведомствам, имеющим заповедники, предписывалось финансировать научно-исследовательские работы и штаты научных сотрудников.

В этих законодательных актах начального периода становления заповедного дела в СССР утверждалось, что заповедники предназначаются для сохранения природных объектов в качестве государственного резервата генетического материала, эталонов естественного хода природных процессов и объектов научных исследований. Рекреационная функция отделялась от заповедников, в связи с чем предусматривалась организация как заповедников с их специфическими функциями, так и национальных парков, призванных решать вопросы рекреации. Заповедники были определены как научно-исследовательские учреждения. Принципиально важным было и установление организации заповедников бессрочно, ибо только при этом условии они могут дать требуемые результаты, а также изъятие заповедников из хозяйственного использования (с целью получения товарной продукции, коммерческой выгоды), в том числе и рекреационного. Устанавливалось, что вопросы использования заповедников вправе решать только государственные органы высшего ранга: Совет Народных Комиссаров или народный комиссариат.

Начало 1920-х гг. вообще сулило российским заповедникам хорошие перспективы. Летом 1922 г. Кожевников обратился в правительство с докладной запиской «О нуждах охраны природы РСФСР». «Перед Российской республикой лежит задача мировой важности – сохранить целый ряд животных форм, которых нет нигде за пределами нашего отечества и за судьбой которых с интересом следит ученый мир всего света. При суждении об этом деле полезно иметь перед собой пример Западной Европы и, в особенности, Соединенных Штатов Америки, которые в интересах государственной пользы не жалеют средств на охрану природы. Ввиду всего вышесказанного надлежит признать, что для конкретного осуществления охраны природы в РСФСР необходимо:

1. Устойчивое положение центральных организаций, ведающих охраной природы в республике, а именно: Комитета по охране памятников природы и отдела охраны природы при Главмузее.

2. Отпуск достаточных средств на содержание заповедников.

3. Принятие государством конкретных мер к сохранению памятников природы.

Через несколько дней этот документ подписали наркомы А. Луначарский, Л. Красин, Н. Брюханов, Н. Семашко, академики Д. Анучин, С. Ольденбург, А. Северцев, А. Ферсман, А. Павлов (всего 34 подписи ученых и государственных деятелей).

Количество их продолжало расти: с 1930 по 1940 г. учреждено 42 новых заповедника. И даже во время войны ни один заповедник не был закрыт! Более того, создаются новые. В 1943 г. председатель СНК РСФСР А.Н. Косыгин подписывает постановление о создании заповедников Предуралье и Кунгурская ледяная пещера. В 1945 г. организованы Дарвинский и Московский заповедники.

Таким образом, принятая в Советском Союзе концепция заповедения коренным образом отличалась от зарубежной. Сейчас во всем мире признана верность этой концепции, необходимость создания охраняемых природных территорий типа заповедников. Более того, отечественное понимание сущности заповедника уже давно предвосхитило разумную идею биосферного заповедника, которая теперь пропагандируется за рубежом (в основном в США) и успешно воспринимается в нашей стране.

За рубежом к опыту организации и деятельности наших заповедников проявляется большой интерес; ежегодно большое число специалистов из многих стран мира посещают нашу страну с целью изучения опыта работы, имеет место и прямое сотрудничество в научно-исследовательской работе наших заповедников и зарубежных национальных парков. В заповедниках ежегодно проходят практику студенты-биологи высших учебных заведений зарубежных стран.

Москва

Другие материалы номера