Город-труженик остался без работы

Вот только заголовки новостей вчерашней ленты: «В связи с нарушениями, остановлены работы на 12 шахтах Кузбасса», «В Свердловской области за месяц закрылись 11 тысяч компаний», «Массовые увольнения российских авиадиспетчеров», «Под угрозой увольнения более 9 000 человек в Калужской области», «Рабочие заблокировали базу «Гемонта» в Татарстане из-за долгов по зарплате»… Таковы результаты рыночных экспериментов над российской экономикой и над российским населением.

Судя по расчетам экспертов, пик увольнений придется на осень, когда финансовые запасы компаний иссякнут и работодатели будут вынуждены обнулять рабочие места. Даже Центробанк РФ опубликовал доклад «Региональная экономика», в котором предрек сложные времена в российской экономике осенью 2022 года. Согласно прогнозам регулятора, россияне перейдут на продукцию со своих дачных участков, будут покупать самые недорогие товары и надеяться на снижение цен. Нынешняя ситуация  расценивается как затишье перед бурей, которая разразится осенью 2022 года.

В Тихвине Ленинградской области ушли в простой два градообразующих предприятия. 8000 человек «потенциально безработны». Для городка в 56 000 жителей – очень сильный социальный удар. Да, и для области – настоящая катастрофа. Чтобы свести концы с концами, мужики пошли в батраки, женщины – в горничные.

В атмосфере с начала лета висит такое напряжение, что сдерживать его уже нет сил.

– Ну что, отправляют вас в простой? – окликает товарища через всю аллею сторож в парке аттракционов.

– Пока непонятно. Сказали, точно будет известно позже, но чувствую, что еще пару недель будем в отсидке.

– Нам сказали, завтра объявят, но чует мое сердце, что тоже в простой, – уныло отзывается сторож.

Трясет и лихорадит в Тихвине едва ли не каждую семью: либо муж, либо жена, а то и оба сразу – работники замерших предприятий.

Сотрудник управления вагоностроительного завода гулкими пустыми коридорами заводит нас в просторный зал, где, как в школе, островками расставлены парты. По стенам – доказательства промышленной мощи: фотографии цехов и железнодорожных вагонов.

– Под обучение места подготовили. Совместно с комитетом труда и занятости области проводим тренинги по стрессам. Психологи приезжают. Мы уже с начала июня так проводим. Раз в неделю. Основная задача – создание правильного психологического климата в коллективе, – объясняет представитель администрации завода, понимая всю нелепость сложившегося положения. Вместо спасения предприятия, поиска путей выхода из кризиса руководство психологами пытается снять у коллектива стресс и не допустить массовых протестов.

Вместе с коллегой они рассказывают нам краткую историю своего завода и города в придачу. Посадский Тихвин начался в XIV веке, а Тихвин промышленный – в новейшей истории, в 2012 году, когда в город пришли акционеры и решили на костях филиала советского гиганта – Кировского завода, разваливавшегося в 90-е, – заниматься железнодорожной тематикой. Кроме корпусов и производственных мощностей, в наследство новому заводу достались близость к узловой железнодорожной станции и дешевое электричество Волховской ГЭС. 180 видов вагонов производства тихвинского завода катались от Китая до Европы, шли на экспорт, в том числе в Германию, Иран, Гвинею и Монголию.

Возвращение в город тяжелой промышленности взбодрило Тихвин. В поисках работы стало незачем уезжать в Петербург и на нефтепереработку в Кириши. Потянулись сюда и специалисты из других городов и регионов, приглашенные осваивать новое производство. Старался и сам завод: построил в городе жилье, спорткомплекс со стадионом и парк, заросшие бурьяном берега Вязитского ручья превратил в городской пляж и набережную.

На зарплату заводчане тоже не жаловались: средняя мерка здесь – 50 тысяч рублей. Больше всех получали обрубщики металла – доходило до 100 тысяч. Почуяв людей с деньгами, в город потянулись и предприниматели – появились магазины, кафе, кинотеатр и даже боулинг.

Шатдаун случился 17 мая. Предприятие, на котором совместно с американцами для вагоностроительного завода делали кассетные подшипники, заперло двери на замок, а его представители улетели восвояси. Без детали, без которой не построить ни один вагон, рабочие отправились в вынужденный простой с выплатой 2/3 от среднего заработка, а руководство кинулось искать выход из тупика. Все производственные планы полетели в тартарары. Повисло даже исполнение контракта на 20 миллиардов, который подписали во время международного форума в июне. Сейчас из четырех производств на промышленной площадке работает только одно – депо по сервисному обслуживанию «Титран-Экспресс», не зависящее от американских шариков и роликов.

По прогнозам руководства завода, запустить производство в ближайшие дни не получится. На сколько еще месяцев хватит денег, чтобы платить зарплату 7000 рабочих, если вдруг не выйдут из простоя, на заводе стараются не думать. Выживает вагоностроительный как может. Кто-то ушел в оплачиваемый отпуск, порядка 200 человек решили не испытывать судьбу и положили на стол заявления об увольнении, еще около 200 взялись побелить по мелочи и подмести на территории завода, заодно перетаскали и сложили в кучу у литейного цеха металлолом, менеджеры ходят на… психологические тренинги.

– Мы пытаемся подать людям невербальные сигналы о том, что ситуация решаема и завод такой никуда не денется. Чтоб вы понимали, это самый современный машиностроительный завод во всей России. Кроме как у нас, такого объема и парка современной техники нет нигде, – с жаром говорит представитель управления завода. – В условиях завтрашнего дня, когда мы будем ориентироваться только на наши возможности, он однозначно и железобетонно будет задействован.

Городков обликом, как Тихвин, в российской глубинке – куда ни ткни. Если отталкиваться от численности населения в 56 тысяч, то ровным счетом 150. От других городов Тихвин отличает разве что наличием Успенского мужского монастыря с иконой Божией Матери, поклониться которой накануне коронования приезжали русские цари. Те из них, кто не кланялся, плохо кончили, говорят местные. Шутка это или нет, но и Путин, и Медведев до Тихвина таки добрались, их снимки украшают монастырский дворик.

Ну и, конечно, огромная «вагонка», куда на вахту приезжали трудяги со всей страны.

– Местные говорили, мол, вот, «вагонка», скорее бы она сдохла, у нас будет город-сад. Не будет. Всё придет в запустение. Останутся одни пенсионеры и бюджетники, – говорит Сергей, на заводе он работал сварщиком.

С Сергеем мы познакомились, когда еще только собирались в Тихвин в командировку, – нашли его в соцсетях. Сюда из Краснодарского края он приехал 10 лет назад, притащил за собой жену и двух сыновей. Кубань на северо-запад променял ради вагоностроительного завода, где до простоя зарабатывал порядка 60 тысяч рублей в месяц. Это на треть больше средней зарплаты в Краснодарском крае. В Тихвине наладил быт – взял двушку в ипотеку, обзавелся дачей.

– Помню, каким увидел Тихвин, когда приехал, – это была тоска и уныние. С каждым годом город всё больше расцветает, прямо на моих глазах. На завод мы молимся – и больничный оплачивали, и тринадцатую зарплату. Да где вы видели такое в наше время? Собственно, куда здесь еще пойдешь? Есть еще феррохромный завод, там турки вроде бы владельцы. Но все 7 тысяч с вагоностроительного им точно не нужны. К нам ведь даже с Алтая на вахту приезжали, со всей России…

– Что будете делать, если завод так и не заработает?

Вопрос словно бьет Сергея под дых – он надолго замолкает, а потом угрюмо бурчит:

– Буду, наверное, на старую работу проситься – я же до этого линии связи тянул.

Сейчас Сергей подрабатывает тем, что строит для дачников дома на заказ.

В городской парк аттракционов заводской стропальщик Владимир устроился сторожем. Сегодня в амплуа охранника у него первая рабочая ночь. Зарплата договорная – о размере будет договариваться с владельцем наутро после дежурства.

– А что делать-то, если завод на 2/3 оклада сидит? Прибираться ездить на завод каждый день накладно – я сам из Тихвинского Бора, это в 20 километрах, без развозки мне только одна дорога туда-обратно в эти самые 2/3 зарплаты выйдет. А без дела тоже не могу сидеть, – говорит Владимир.

– А кроме завода тут есть еще куда на работу устроиться?

– Феррохромный есть еще, так полтора года назад они сами стояли с полгода – сбыта не было.

– А что еще люди делают?

–…В основном заводчане таксуют.

Те мужчины, кто пристраивается «бомбилами», деньги зарабатывают не ахти какие – вечером в будни поездка из конца в конец Тихвина обойдется в 100 рублей. Клиентов тоже кот наплакал – небольшой городишко, за час можно исходить вдоль и поперек пешком.

Круг выбора подработки для женщин сужается вообще до бутылочного горлышка. Кто успел – пристроились горничными в местные отели. Оставшиеся за бортом официального трудоустройства с нетерпением ждут сезона грибов и ягод – за килограмм собранной на карачках черники перекупы платят от 120 рублей, хотя на городских рынках не найти дешевле 800 рублей за кг.

– Мы по две корзины за 3–4 часа набираем. Тяжело, конечно, а куда деваться, работа тут одна – завод. Еще есть торговля и бабки-пенсионерки. Молодежь старается уезжать, остается одна, знаете, гопота. Некуда пойти, нечем заняться. Фитнес-центры цены ломят: хотела в бассейн сходить, так разовое посещение – 600 рублей! Я за целый день столько зарабатываю, – округляет глаза пенсионерка Татьяна, которой повезло устроиться горничной.

Нельзя сказать, что с работой в Тихвине совсем уж шаром покати. Например, по данным местного центра занятости, из 159 вакансий аж 78 открыты в местной больнице. Хотя если на минуту представить, что вагоностроительный завод не выйдет из простоя, вакантные места общим числом 310 ситуацию точно не спасут.

Еще одна головная боль Тихвина – уход с российского рынка шведского концерна IKEA, а вместе с ним и местного мебельного завода, который полным циклом гнал на рынок всё, что мог выжать из дерева: от доски до гранулированных опилок для растопки печей. Размахом по количеству трудоустроенных он, конечно, уступал «вагонке», но тысячу сотрудников кормил.

Ирина с мужем проработала на тихвинской IKEA 13 лет. Даже когда 4 марта завод встал, зарплату сотрудникам платили полную, словно ничего и не произошло.

 

– Нам до 31 августа будут всё оплачивать. Говорят, списки тех, кто попадет под сокращение, уже готовы – 50% предприятия сократят. Нас 1000 человек на предприятии. Куда 500 уволенных? Да никуда. Где у нас в Тихвине можно работать? Нигде, – в голосе Ирины отчетливо слышны слезы.

Едва ли не единственный оазис благополучия в Тихвине – Дворец культуры имени Римского-Корсакова. Если взяться описать его двумя словами, останутся лишь «дорого» и «богато»: витражная мозаика, куклы ручной работы, стильная отделка.

В свое время Дворец тоже принадлежал объединению «Кировский завод», а теперь им владеет, как и еще двумя десятками предприятий в Тихвине, Петербурге и Москве, Виктор Кирьянов – уроженец тихвинской земли, бывший замминистра МВД РФ, действующий управляющий директор по инфраструктурным проектам «Ростеха». По итогам 2021 года Кирьянов задекларировал доход в 136 миллионов рублей. Как говорят во Дворце культуры, да и вообще в Тихвине, Кирьянов – негласный хозяин Тихвинского района. Кризис спутал карты и Дворцу культуры – закрылся кинотеатр, меньше стало и гастролей. Позволяет сводить концы с концами вместительный зал на 863 места – его сдают под самые разные собрания. Лихорадит в Тихвине всех: сотрудников простойных предприятий, работников культуры, пресс-секретарей и чиновников. И выхода из ситуации пока никто не видит…

Другие материалы номера