Трудовые коллективы рыбацких предприятий Дальнего Востока и ассоциации отрасли обратились к президенту Российской Федерации Владимиру Путину с просьбой остановить процесс принятия одиозного законопроекта, предусматривающего уже в 2023 году старт так называемого «второго этапа программы инвестквот», сообщает ИА PrimaMedia. В своих письмах на имя главы государства дальневосточные рыбаки отмечают очевидно бездумный и ангажированный характер очередных «аукционных инициатив» и прогнозируют настоящую катастрофу не только в отрасли как таковой, но и в связанной с рыбацким промыслом социально-экономической ситуацией в ДФО, особенно на отдаленных территориях федерального округа.
Речь идет о вызвавшем масштабные дискуссии в обществе законопроекте, инициаторы которого предлагают уже в 2023 году выделить 24% вылавливаемого минтая и сельди в Дальневосточном бассейне на инвестиционные цели, а также продать оставшиеся у предприятий Северного и Дальневосточного бассейнов 50% крабовых квот и 100% квот на добычу тихоокеанских моллюсков на аукционах «с инвестиционными обязательствами» (которые предлагается определить правительству).
В июле этого года пресловутый законопроект был одобрен комиссией правительства РФ по законопроектной деятельности. Согласно установленному порядку, после этого законопроект должен был быть вынесен на заседание правительства и после его одобрения направлен на рассмотрение в Госдуму.
«Рыбаки Сахалина и Камчатки, Поморья и Приморья, Мурманска и Магадана обращаются к Вам и просят остановить надвигающуюся катастрофу рыбацкого промысла и прибрежных поселков в семи регионах России», – пишут президенту РФ рыбаки АО «Океанрыбфлот» (Камчатский край), одного их крупнейший предприятий всей рыбной отрасли страны. В обращении к главе государства, поддержанном коллективами рыбопромысловых предприятий, отмечается, что в случае принятия и вступления в силу упомянутого законопроекта без квот – то есть без промыслового ресурса как такового – останутся 117 предприятий, соответственно, около 40 тысяч жителей только Дальнего Востока столкнутся с практически неизбежной безработицей.
«Северо-Курильск, Южно-Курильск, поселок Преображение, поселок Новое Устье, поселок Тымлат и еще десятки крохотных и крупных населенных пунктов самых отдаленных регионов России окажутся без градо- поселкообразующих предприятий, на которых держится их костяк», – информируют президента, например, сотрудники ООО «Тымлатский рыбокомбинат» из Камчатского края.
Коллектив ЗАО «Альбакор» (Южно-Курильск, Сахалинская обл.), поддержавший на своем собрании обращение к президенту РФ, уверен, что оптимальным путем развития рыбохозяйственного комплекса страны был, остается и будет тот, который был принят по итогам заседания президиума Госсовета в 2015 году.
«Разумное сочетание принципа долгосрочного закрепления квот и квот под «киль» обеспечили баланс между стабильностью и изменениями в отрасли, создающей рабочие места для 100 тысяч человек. На основании принятого в 2015 году решения государство заключило с предприятиями договоры, дающие право осуществлять промысел водных биоресурсов до 2033 года, гарантировало рыбакам возможность работать, позволило строить планы развития, дало ощущение уверенности в завтрашнем дне», – говорится в обращении коллектива ОАО «Феникс».
Безудержная же увлеченность интересантов законопроекта неким «тотальным обновлением рыбопромыслового флота», говорится в письме Магаданской ассоциации рыбопромышленников, в нынешней ситуации беспрецедентного экономического давления на нашу страну может привести к полному коллапсу значительных секторов и судостроения, и рыболовства.
«В мае на 2 года были продлены сроки реализации инвестпроектов по строительству рыбопромысловых судов, – говорится в письме ассоциации. – Фактически на наших верфях строятся только корпуса, остальное – импортная составляющая, отечественных аналогов нет».
Единственный ресурс, позволяющий сегодня десяткам предприятий нести бремя ранее принятых на себя инвестиционных обязательств по обновлению и модернизации флота, береговой инфраструктуры, осуществлять свою социально значимую роль в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, обслуживать кредиты, – это квоты, закрепленное договорами с государством до 2034 года право доступа к промысловым ресурсам. Лишение этого ресурса (что прямо предусмотрено соответствующим законопроектом) практически неотвратимо приведет к тому, что десятки тысяч человек останутся без средств к существованию (с учетом членов семей – до 150 тыс.), а около 500 судов встанут на прикол.
«Большая часть отрасли останется без квот, но с построенным никому не нужным флотом, долгами по кредитам, людьми, которым нечем будет платить зарплату, и брошенными местными проектами (стройками, заводами, спортивными объектами). Рыбохозяйственный комплекс будет развален», – уверены в Магаданской ассоциации рыбопромышленников.
В завершение своих писем и обращений дальневосточные рыбаки выражают искреннюю боль и тревогу как за судьбу всей отрасли, так и родных дальневосточных регионов и просят президента РФ поручить правительству РФ отказаться от инициативы рассмотрения законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов».
Обращение к президенту Российской Федерации с просьбой не допустить катастрофических для отрасли и «рыбацких» регионов страны мер поддержали экипажи десятков рыбопромысловых судов и трудовые коллективы дальневосточных компаний «Камчаттралфлот», «Океанрыбфлот», «Северо-Курильская база сейнерного флота», «Феникс», «Дальневосточное побережье», «Север», «Минтай ДВ», «Кайра», «Альбакор», «Тымлатский рыбокомбинат», «Дельта» и других предприятий рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока России.
Комментируя ситуацию на официальном сайте Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРП), Герман Зверев отметил, что, несмотря на некую привлекательную «обертку», экономическая суть пресловутого законопроекта – однозначна, это – «передел» в рыбной отрасли страны в пользу единичных участников рынка.
«Два года назад эта идея о переделе рыбной отрасли была «вброшена» в правительство. За эти годы ВАРП на всех площадках – на совещаниях в Росрыболовстве, в Минсельхозе, в правительстве – последовательно выступала против этого решения. У нас очень много союзников, у нас есть единомышленники, – заявил Зверев. – Но самое главное – это общая, единая позиция в отрасли. Сейчас представители предприятий, трудовых коллективов высказывают обоснованное беспокойство последствиями этого законопроекта. И это правильно, потому что есть ведомства, в задачу которых входит чутко слушать социальное эхо принимаемых экономических решений. Наше единство – всех предприятий от Калининграда до Камчатки, от Мурманска до Приморья, от Крыма и Астрахани до Сахалина, от Магадана до Волги – это способ показать нашу единую позицию, убедить в ее обоснованности и даже переубедить тех, кто пока введен в заблуждение, кто, возможно, даже искренне поверил в ту «липу», которая является красивой оболочкой для понятного и всем нам известного желания – «прихватить» побольше «кусков» рыбной отрасли».
По словам президента ВАРП, отрасль и ее главное объединение продолжают вести борьбу по предотвращению катастрофических для рыбохозяйственного комплекса «аукционных инициатив». «У нас нет другого выхода, кроме того как защитить интересы предприятий, интересы трудовых коллективов, интересы регионов», – завершил свое обращение в телеграм-канале Герман Зверев.
Еще в начале руководители десятков рыбодобывающих предприятий Дальнего Востока обратились к Федерации независимых профсоюзов России с просьбой вынести законопроект на рассмотрение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и дать оценку тем негативным социально-трудовым последствиям, которыми грозят дальневосточному сегменту отечественной рыбной отрасли и всему Дальнему Востоку. В своих письмах рыбаки-дальневосточники указывали, в частности, что перераспределение с помощью аукционов 50% квот на добычу крабов и 100% квот тихоокеанских моллюсков в пользу крупных игроков лишит множество предприятий возможности продолжать свою деятельность и приведет к массовым сокращениям работников. В ответ – тишина!
Законопроект предусматривает полное лишение более 110 рыбохозяйственных предприятий права на промысел, при этом 99 из них являются субъектами, градо- и поселкообразующими предприятиями.