«Наша независимость незыблема…»

Президент Беларуси Александр Лукашенко посетил Минский механический завод имени С.И. Вавилова. Генеральный директор холдинга БелОМО, в который входит завод, Александр Мороз проинформировал о работе предприятий и их финансово-экономическом состоянии. По его словам, объемы производства растут, задолженности по зарплатам нет. «Все предприятия работают стабильно, с чистой прибылью, выполняют все показатели», – отметил Александр Мороз. Большую часть продукции (65%) предприятия БелОМО поставляют на экспорт, при этом половину – в страны дальнего зарубежья. Один из перспективных проектов – создание систем ABS и EBS тормозного привода для большегрузных автомобилей. «Очень востребовано. Россия вся в очереди стоит», – заявил руководитель холдинга. 

Президент обратил внимание, что в структуру холдинга входит предприятие «Зенит», в свое время выпускавшее популярные марки фотоаппаратов. Ныне же в ходу исключительно импортная техника, заметил глава государства. Александра Лукашенко заверили, что по оптике и механике отечественные технологии и ныне на высоком мировом уровне. Вопрос только в конкурентоспособности в сегменте электроники. Главный продукт минского производства – это оптические изделия. На предприятии главе государства продемонстрировали новые разработки в сфере оптоэлектроники, рассказали о дальнейших перспективах развития. Этот же тезис он развил и во время общения с журналистами после посещения предприятия. Например, в настоящее время с Россией обсуждается и реализуется более 20 программ в сфере импортозамещения. И эта работа, уверен глава государства, должна как раз идти в развитие тех направлений, где уже имеются те или иные компетенции. «Я посмотрел, в холдинге БелОМО делают уникальные вещи. Наши перспективные проекты должны складываться из этого. Давайте будем углубляться», – сказал президент. 

Что же касается новых масштабных проектов, то они тоже должны быть, но для страны хватит по одному такому в 3–5 лет. 

В завершение Александр Лукашенко ответил на вопросы журналистов. В частности, он прокомментировал недавние заявления канцлера ФРГ Олафа Шольца о разговоре с президентом России Путиным, в котором Путин заявил, что Украина и Белоруссия не должны быть независимыми. 

Корреспондент: Что это было? Попытка вбить клин между союзниками? 

Александр Лукашенко: Поверьте, моя реакция, вы ее должны запомнить. Шольц – это пацан, который ничего не понимает и понимать не хочет в политике. Такие разговоры между двумя руководителями государств абсолютно закрытый характер носят. О разговоре можно говорить и его обнародовать только с согласия человека на другом конце провода… Или вот французский президент Макрон как-то пиарился перед журналистами разговором с Владимиром Путиным, рассказывая, что он ему сказал. Это пацанье, понимаете? Мелкота. По поводу того, что Путин сказал Шольцу о том, что Путин якобы стал отрицать независимость Беларуси и Украины, я на это даже не обращаю внимания, таких фейков уже наслушался. Я знаю иную точку зрения президента России. А главное то, что я вам говорю: суверенитет, независимость нашего государства – это вещи незыблемые. Всё!

Корреспондент: Киевские власти в отношении Белоруссии и вас лично проводят далеко не миролюбивую политику. А вы продолжаете пытаться выстраивать диалог.

Александр Лукашенко: Здесь и личное перемешано, и государственное. Мои корни залиты между Черниговом и Киевом. Поэтому Украина для меня – нечто личное. Что касается государственного подхода – то это же наши соседи. А соседей не выбирают. Есть еще одно обстоятельство. Там живут наши люди. Это славяне. Мы все от одного корня. Я всегда восхищался Украиной. Лично у меня сложилось очень хорошее и доброе отношение к украинцам. Будь то западные (западенцы, как их называют). Ничего в них плохого нет. Никакие они не «нацики». «Нацики» – это те, кто сверху, начиная от тех, кто курит, нюхает, пьет и потом вякает с экрана телевизора. А люди хорошие. Это наши люди. Поэтому я счел необходимым, как всегда, поздравить украинский народ с Днем независимости. О том, что там кто-то в бешенство пришел, – точно, как по Шольцу. Я на это даже внимания не обратил.

Хотя надо понимать, что сегодня на Украину работает 55 стран, практически всё НАТО. Недавно Соединенные Штаты объявили о том, что окажут Украине военную помощь на 3 миллиарда долларов. Речь идет о поставках нового оружия. Для того, чтобы украинцы погибали и дальше. Вот там и надо разбираться, а не меня упрекать На второй день операции именно я стал инициатором мирных переговоров между Украиной и Россией. Возился как с детьми. Но потом американцы сказали – нет. Захотели вести переговоры в Турции… В итоге переговорный процесс в итоге зашел в тупик.

Война закончится скоро, а отвечать кому-то придется. И уже не только морально отвечать. Надо на кого-то ответственность переложить. Вот они всем миром пытаются это свалить на Лукашенко и Путина. Не получится. Дальше – больше узнаете. Это только начало… Не стоит удивляться, что я постоянно посещаю предприятия, езжу по полям. Нам надо сейчас использовать момент, занять ниши и сделать всё, чтобы работала экономика и не было войны. Вот что очень важно сейчас. Это моя задача, моя цель. Вижу, что потихоньку мы ее достигаем.

Корреспондент: Президент Франции недавно заявил, что эпоха изобилия закончилась. Очевидно, не только для Франции, а всю Европу ждут тяжелые времена. 100 лет назад предрекали закат Европы. Это он и есть? 

Александр Лукашенко: Не будет! Им теперь придется платить по счетам и на всю катушку. Россия раньше продавала Германии и другим в ЕС газ на 50% дешевле, чем могла бы. Поэтому Германия и была в шоколаде. Соответственно, ФРГ и другие страны процветали за счет этого. Сейчас дурница закончилась. Более того, вложились прилично в эту украинскую авантюру. Пандемия, локдауны, разбрасывание с вертолета денег – это сейчас всё вылезает. Поэтому проблем много, и изобилия у них, действительно, больше не будет. Надо раздеваться, напрягаться и работать. В обозримом будущем мир в целом станет другим. Это мы увидим в ближайшие годы. Идет переформатирование мира.

Недавно шавки в Польше как подручные Америки предложили распустить Европейский союз. Это мечта Америки. Конфликт Европы и Америки начался тогда, когда появилась альтернативная валюта – евро. Поэтому всё только начинается. Будущее Европы только с нами, с Россией. Все ресурсы здесь. Берите, переваривайте, вместе будем жить и работать – и Америка исчезнет с радаров. Вот они этого боятся.

Корреспондент: В настоящее время продолжается выгрузка военной техники США в рамках операции «Атлантическая решимость». Затем вертолеты и оборудование перебросят в том числе и в страны Восточной Европы. Можно ли полностью исключить какие-либо провокации? 

Александр Лукашенко: Я это увидел еще раньше. Это откровенно демонстрационные полеты. Они должны понимать, что никакие вертолеты, самолеты, если они пойдут на обострение, их не спасут. Мы когда-то с Путиным в Питере заявили, что переоборудуем и белорусские самолеты Су для того, чтобы они могли нести ядерное оружие. Вы что, думаете, мы языком ляпаем? Всё готово! Поэтому пусть привозят… Я их предупредил: не дай бог, какая-то серьезная провокация против Беларуси – цели у нас определены. Центры принятия решений – мы их знаем. Я не угрожаю никому. Поэтому вы не беспокойтесь. Они смотрят за нами, а мы смотрим за ними. Должен честно сказать, что на настоящий момент (все-таки не все же безумцы в Польше: если Дуда подвинулся мозгами, то военные не дураки, они же понимают, какой может быть ответ) они не нагнетают обстановку на границе. Построили эту стену – сейчас увидели, что никакой защиты от мигрантов. Мигрантам для того, чтобы преодолеть стену, надо три минуты. Зачем деньги вложили? Правильно, когда-то говорили – пилили. Что-то в карман складывали, за какие-то деньги строили стену. Пустая затея. Но военные прекрасно понимают: обострять отношения с Беларусью нельзя, потому что это обострение отношений и с Союзным государством с ядерным оружием. Если они начнут создавать проблемы, может быть, и хуже для Беларуси – ответ будет мгновенным.

Корреспондент: Предполагалось, что санкции должны нести разрушительный эффект для нашей экономики, и в первую очередь для экспорта. По итогам первого полугодия у Белоруссии положительное торговое сальдо. Получается, что санкции не страшные? У страны есть антисанкционное оружие? 

Александр Лукашенко: Мы находимся на предприятии, которое всю свою историю под санкциями. Посмотрите технологический уровень. Это мировой уровень. Надо двигаться дальше. Выше этого мирового уровня. Проблема даже не в поставках. Проблема небольшая есть с переводом денег. Бандиты. Понимаете, товар взяли. Они готовы заплатить, но банки некоторые блокируют эти переводы и оплату. Решим и эту проблему. То есть нельзя отмахнуться от санкций и сказать: «Знаете, ничего не произошло». Нет, мы чувствуем воздействие на Беларусь санкций. Но у нас экономика такая, обувь, одежда, продукты питания – всё это мы производим. Всё это нужно. Единственная проблема – нарушены логистические цепочки, и прежде всего по оплате поставленной продукции. Мы эту проблему решим. Я поручил выработать соответствующие меры, чтобы в течение следующей недели проблемы с платежами БелОМО были решены. Вот я и посмотрю, насколько способны это сегодня сделать. Уверен, что сделают. Знаете, в чемоданах деньги будем возить, контролировать, но оплату будем производить.

Корреспондент: Череда ваших поездок по областям и предприятиям натолкнули на такую мысль, что без президента многие проблемы будут висеть мертвым грузом. Готовы ли сегодня на местах работать и принимать решения? 

Александр Лукашенко: Если кто-то и не готов, заставим. Не может – научим, если надо подучить. Ну а кто не хочет – вы знаете мою политику. Недостаток это мой или нет, я человек военный. «Делай, как я» – в армии такой принцип. Я всегда такую проповедую политику. И если я сегодня раздеваюсь и бегаю по стране, шевелюсь, ну, так я не позволю кому-то просто сложив руки сидеть. И умные люди, заметив это, побегут следом. Кто отстанет и упадет, ну что ж, поднимем, на другую должность переведем. Кто будет вредить, тоже знаете, что будет. Надо и бежать. Бежать, даже если вот такая жара. Смотрю на простых людей, на простых комбайнеров… 33 градуса на улице. А они на этой жаре вкалывают и убирают урожай.

Уборка закончится уже в ближайшие дни. Соберем 11 миллионов тон зерна. Вчера переговорил с главами регионов и начал их подталкивать начать уборку кукурузы. Надо кормовую базу закладывать. С Россией у нас всё будет обеспечено. И животноводство, и хлебопекарное производство. Мы обеспечим свою безопасность. И продовольственную в первую очередь. У нас есть всё, что нам необходимо. Хороший результат будет и по другим культурам. Например, сахарная свекла. Сахара будет достаточно. Проблем в этом плане не будет. Хороший будет хлеб. Особенно при этой погоде. Всё будет свое. А как мы со старшим братом договорились (с президентом России Путиным), я полмиллиона зерна зарезервировать просил. Может, нам не надо, но на всякий случай…

Беларусь в полной мере обес-печивает свою продовольственную безопасность, и в текущем году более 7 миллиардов долларов получит за счет экспорта продукции АПК.

Корреспондент: Как вы планируете отметить заслуги героев жатвы?

Александр Лукашенко: Мы это делаем всегда. В этом году сделаем особенно. Этих людей надо поощрять. Мы отказались от практики устраивать дожинки (белорусский фестиваль-ярмарка тружеников села. – Прим. «СР») на уровне президента и в одной точке всех награждать. Сейчас каждая область выбирает район, а каждый район – хозяйство, где проводят дожинки. Таким образом мы приводим два десятка точек в порядок. Все-таки к дожинкам готовятся. Вот со стороны беглых слышна была критика, что, мол, Лукашенко вернулся к мобилизационной экономике, проводит селектор по уборочной. Результат есть?

Для желающих работать и заработать – возможности в стране, и особенно в Минске, есть. Тихий, спокойный, уютный город. Работы, вакансий – море. Только по предприятиям холдинга БелОМО есть вакансии примерно на 200 человек. При этом кадры в эпоху интеллектуальной экономики требуются высококвалифицированные, но есть вакансии и попроще, где требуются люди с рабочими специальностями. Идите работайте, зарабатывайте. Хотите больше – ну работайте больше. Будучи студентом, я получал повышенную стипендию за успехи в учебе и общественной жизни, но, тем не менее, шел поздно вечером разгружал вагоны с ребятами. Если кто-то хочет заработать, ну, надо шевелиться.

Призываю молодежь меньше сидеть без надобности в смартфонах, а действовать более активно в плане самореализации, поиска возможностей заработать. «Тот телефон для работы должен быть. Тычь в этот телефон, когда надо. Но сидеть и думать, что там картошка вырастет…

За последние несколько недель я побывал практически во всех регионах страны, детально изучил состояние дел на местах, но впереди еще поездка в Гомельскую область. Еще до Гомеля не добрался, но у меня это в сентябре–октябре. Освобожусь больше к концу сентября, и в октябре мы серьезно займемся Гомельской областью.

Другие материалы номера