СЕГОДНЯ во многих странах есть социологические службы, изучающие общественное мнение. Например, в США это Институт Гэллапа, в Канаде – Институт Ангуса Рейда. В России социологическими исследованиями занимаются всевозможные институты, центры и общества, но самой известной службой, пожалуй, остается ВЦИОМ – Всероссийский центр изучения общественного мнения. На сайте организации говорится об огромном исследовательском опыте, об уникальных исследовательских решениях, об инновационных методах работы, о широте и качестве изысканий. Посмотришь на сайт Центра, и тут же захочется что-нибудь исследовать или, на худой конец, узнать общественное мнение по какому-нибудь животрепещущему вопросу. Вот только, как это часто бывает, вместо того чтобы действительно изучать, что же думают россияне по тому или иному поводу, ВЦИОМ подчас ведет себя довольно странно, если не сказать вызывающе.
На днях глава ВЦИОМ Валерий Федоров дал развернутое интервью газете «Аргументы и Факты». Среди прочего, речь зашла об СССР, 100-летие образование которого отмечалось в декабре 2022 г. Федорову задали вопрос о ностальгии по советскому и о том, как респонденты, а попросту опрашиваемые граждане, относятся к возможности возрождения Советского Союза. Оказывается, хорошее отношение к стране, в которой многие выросли и были счастливы, зависит от способности адаптироваться к новым условиям. Ну как же! Все мы хорошо помним о «не вписавшихся в рынок», такое не забудешь. Тем более нам в очередной раз об этом напомнили.
Руководитель Центра исследования общественного мнения уверен, что люди, вспоминающие Советский Союз, это неудачники, лузеры. «Они бы и хотели вернуть прошлое, но понимают, что это невозможно. Я бы назвал это ностальгией по мифу».
Конечно, это не потребность в справедливом устройстве общества, это не тоска по нормальному образованию и нормальной медицине, это не мечта о безопасности и независимости от разных ВОЗ-ВЭФ-МВФ. Нет! Это всего лишь ностальгия по мифу… И подобное заявляет социолог?! Но на чем же основано такое утверждение? А ни на чем! Потому и выглядит не как изучение мнения, а как попытка его навязать.
Но только господин Федоров и иже с ним упускают из виду, что подобного рода утверждения – меч обоюдоострый. В том смысле, что ведь и поклонники «мифа» могут сказать то же самое о господине Федорове: мол, те, кто считает советское благополучие мифом, кто по сей день проклинает и оговаривает СССР – это всего лишь неудачники. Это люди, которые не смогли адаптироваться к советской реальности, принять ее правила, достичь какого-то жизненного уровня, сделать легальную карьеру, в конце концов. Потому что идея равенства и культ труда были им глубоко чужды. Легальную карьеру в советское время не могли сделать только бездельники или барыги. К какой именно социологической группе можно отнести господина Федорова – не нам судить. Однако логика разделения людей на вписавшихся и не вписавшихся в рынок, логика выталкивания интеллигенции на толкучку, логика разрушения производства в угоду личному обогащению – это логика барыги. А вот почему барыги изучают и навязывают России общественного мнение – другой вопрос.
Но даже это не самое интересное. Гораздо интереснее – а задумывался ли господин Федоров, почему, несмотря на все усилия западной или украинской пропаганды, в России так и не удалось сорвать мобилизацию, вывести толпы противников СВО на улицы и вообще устроить какое-нибудь русское цветное время года, какую-нибудь ромашковую, васильковую или березовую революцию? Ведь вот уже и американское посольство обращается к россиянам с воззваниями в стиле крыловского персонажа: «Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум…» И министр обороны Украины Резников призывает граждан России не поддерживать спецоперацию, так что невольно подумаешь: плохи дела у наших оппонентов, раз дошло до воззваний. Однако, несмотря ни на что, мобилизация состоялась, а майдана не произошло. Не приходило ли в голову господину Федорову, что все это, как любят говорить его подельники, случилось не благодаря, а вопреки. Вопреки беспомощности, тупости и алчности отечественных пропагандистов. Вопреки отсутствию в стране идеологии. Вопреки невнятной стратегии и еще менее внятной тактике…
Неужели господин Федоров так и не понял, что спецоперация вообще смогла состояться только благодаря советскому наследию – советскому вооружению, советскому воспитанию и советскому отношению к Родине. Не больно-то «квалифицированные потребители» воевать торопятся. Вон они – как говорил отец Федор – «по городам разбежались».
Даже для истинного барыги это чересчур – плевать в сундук, из которого тащишь вот уже тридцать лет.
НО РАЗ УЖ мы заговорили о ВЦИОМ, то впору вспомнить и другие «подвиги» его сотрудников – когда еще доведется!
Вообще-то, Всероссийский центр изучения общественного мнения уже давно пользуется в России дурной репутацией. И если ВЦИОМ попытался бы реально выяснить отношение к себе россиян, то наверняка узнал бы много интересного. До недавнего времени считалось, будто опросы, проводимые ВЦИОМ, заказывает Администрация президента. Во всяком случае, именно об этом несколько лет назад рассказывал экс-директор по коммуникациям ВЦИОМ Игорь Эйдман: «Всерьез относиться к цифрам ВЦИОМ, конечно же, нелепо. Это я вам как бывший директор по коммуникациям этой организации говорю…» Эйдман утверждал, что передал американскому журналу «The New Times» разоблачительные материалы, подтверждавшие, что руководители Центра каждый шаг согласовывают с Администрацией президента, «а полученные от государственных заказов деньги сливают в подставные оффшорные фирмы». Журнал действительно опубликовал серию разоблачительных статей. В частности, о том, что часть денег, получаемых на исследование общественного мнения, означенная контора выводила на счета оффшорных компаний Ritsel Ventures Inc, что на Виргинских островах, и Incorece Ltd, что на Кипре. Кроме того, были описаны серые схемы и внутри России. Не будем утверждать, насколько это справедливо, но опровержений не последовало. Более того, корреспонденты «The New Times», проверяя полученную информацию, связались с неким сотрудником ВЦИОМ и записали беседу на диктофон. На условиях анонимности этот горе-социолог поведал, будто возможность воровать – плата за лояльность.
Несколько лет назад ВЦИОМ оказался в центре скандала, когда руководитель этой организации оскорбил недовольных задержкой зарплаты россиян. Тогда группа шахтеров из города Гукова даже обратилась в суд с иском против В.В. Федорова.
В конце 2022 г. ВЦИОМ превзошел все ожидания. Телеграм-канал «Всем ВЦИОМ!» разразился весьма странным сообщением. После того, как в России был принят закон о запрете пропаганды ЛГБТ, педофилии и смены пола, социологи в очередной раз и с особым цинизмом плюнули народу в душу. Просто приведем несколько цитат и посмотрим, как в нашей стране изучается общественное мнение. Так, например, социологи утверждают, что «теперь в СМИ и рекламе, в литературе и кино будут запрещены любые намеки на нетрадиционные отношения. Кроме классических произведений почему-то…» Ну что ж, поздравляем социологов соврамши. Ибо невозможно, имея высшее образование, не видеть разницы между «любыми намеками» и «пропагандой». Пропаганда, как сообщает Большой энциклопедический словарь, это распространение идей с целью формирования у широких масс населения определенных взглядов. Вряд ли кого-то привлекут к ответственности при упоминании о сексуальных предпочтениях Рудольфа Нуреева или Сергея Параджанова. И совсем другое дело, если изо дня в день сообщать, что именно так и надо.
С классическими произведениями тоже все предельно ясно – просто классические произведения не озабочены формированием определенных взглядов у широких народных масс. И ничего подобного проекту Л. Улицкой «Семья у нас и у других» в классической литературе мы не найдем. Хотя бы потому, что литература, страдающая фигней, никогда не станет классической. Даже если ее назовут так тысяча озабоченных юзефин.
А еще социологи пишут: «Теперь все “неправильные” в сексуальном отношении люди будут заниматься этим делом втихаря, как всегда (до последних 30 лет) и было». Получается, что канал «Всем ВЦИОМ!» предлагает заниматься этим делом в открытую. Но даже если в стране не будет ни одного гомосексуалиста, все равно «втихаря» останется самой подходящей формой для занятий этим делом. Меньше всего хотелось бы видеть этаких раскрепощенных сограждан на площадях и стогнах.
Но кроме того, ВЦИОМ переживает, будто в России больше не будет «креативного класса», а другими словами, творческих людей. Потому как, по мнению российских социологов, между понятиями «творческие люди» и «гомосексуалисты» стоит знак равенства. И вовсе не «бурильщики, лесорубы и аграрии» создают капитал страны, а «креативный класс», то есть гомосексуалисты. Ну, конечно, бурильщики тоже нужны. Но только в слаборазвитых странах. А уж если претендовать на «высший уровень», то надо отдавать себе отчет: «экономической силой давно уже является творчество, а не нефть или деньги». Отправить бы этих социологов на месяц-другой в страну, богатую лишь творческими людьми соответствующей ориентации. Вот тогда бы ВЦИОМ запел по-другому.
Понятно, что текст в Телеграм-канале написан под влиянием книги американского экономиста Р. Флориды «Креативный класс: люди, которые меняют будущее». Но ведь Флорида хоть и пишет о творческих людях, но отнюдь не ставит знака равенства между творчеством и сексуальными предпочтениями. Такой изгиб подсказан «исследовательским гением» российских социологов.
…Вообще, читаешь этот текст и диву даешься: авторы сами-то хоть поняли, что написали? Ведь как получается: на гомосексуалистах держится благосостояние страны, теперь же, почитай, благосостояние разрушено, кормильцы народные изгнаны, оставшиеся вынуждены тихариться и общаться в темных углах. Помимо логического убожества и откровенной манипуляции, что это, если не смачный плевок и в бурильщиков с аграриями, от которых, оказывается, стране никакого проку, и в творческих людей, сохраняющих интерес к противоположному полу? Выходит, если у писателя жена – биологическая женщина, то ничего путного он по определению не напишет. А мы-то головы ломаем: куда это финансирование литературы утекает?
И снова: ВЦИОМ не изучает общественное мнение, а пытается на него повлиять. И гораздо точнее было бы переименовать эту контору во ВЦФОМ – центр формирования общественного мнения.
Если же верить анониму, уверявшему, будто воровство – плата за лояльность, то выходит нечто ни с чем не сообразное: лояльность-то исчезла… Закон принят, президент его подписал, а ВЦИОМ против. И как теперь быть с Виргинскими островами? А тут еще вспомнили, что ВЦИОМ является донором международного (но, вообще-то, американского) архива данных Roper Center, а попросту говоря, передает «заинтересованным зарубежным специалистам доступ к актуальной информации о социальном самочувствии и материальном положении россиян».
Так мы противостоим «коллективному Западу» или нет?
Светлана ЗАМЛЕЛОВА