14 февраля по воле Судьбы родилась она – единственная и неповторимая Анна Герман, та самая Анна Виктория. По происхождению немка, она родилась в нашей стране 14 февраля 1936 года. А через годы, став уже польской певицей, она явилась великой песенной Богиней Любви, в России всеми любимой, единственной иностранной Народной артисткой РСФСР, привнесшей в наше искусство целую палитру лучших человеческих чувств и побуждений во имя Добра, Любви, душевной теплоты и простой человеческой радости.
Стоит только зазвучать интонации ее вокала, бросаешь все дела, приостанавливаешься и замираешь перед звуками чистого хрусталя ее голоса, трепетным волнением ее сердца. И как будто она снова рядом – стоит только оглянуться, и ты вновь восторженно воспримешь всю нежность ее чуткой, бездонной души.
Нашей соотечественницей Анна стала потому, что род Германов переселился из Германии в Российскую империю еще в XIX в., когда прапрадед Анны основал в 1819 г. село Нойхоффунг («Надежда») (ныне Ольгино), неподалеку от Бердянска, на берегу Азовского моря. Там же родился и дед Анны – Фридрих Герман, который в тогдашней Польше, входившей в состав Российской империи, осваивал миссию проповедника в баптистско-евангелистской семинарии Лодзи.
Там у него в 1909 г. родился сын Ойген (Евгений) – будущий отец Анны. Из Лодзи вся семья Фридриха вернулась на Украину, но, как немец не очень «надежный», в 1929 г. он был арестован, получил 5 лет лагерей, и через полтора года погиб на лесоповале в районе Плесецка.
В такой ситуации Ойген-Евгений едет сначала на Донбасс, где устраивается бухгалтером на одной из шахт, а через некоторое время, оставляя жену и маленького сына, перебирается в узбекский город Ургенч, где встречает Ирму Мартенс (1909–2007) из села Великокняжеское (ныне Кочубеевское Ставропольского края). Она происходила из меннонитов (потомков голландцев, живших в Германии), поселившихся в России во второй половине XVIII в., работала учительницей немецкого языка, и все в ее семье говорили на типичном для меннонитов немецко-платском диалекте.
И конечно, родной язык и пение с Ойгеном под гитару их сильно сближало, тем более что Ойген и сам писал стихи, сочинял музыку. Многое сближало Ирму и Ойгена. 14 февраля 1936 г. у них и родилась этническая немка Анна Виктория Герман. Однако 26 сентября 1937 г. Ойген, как немец тоже «неблагонадежный», был арестован, на 10 лет осужден, а в 1938 г. в Ташкенте как «немецкий шпион» расстрелян. О чем, конечно, ни Анна, ни ее мать Ирма тогда не знали. Их подстерегала еще и ранняя смерть младшего брата Анны – Фридриха, что оставило навсегда в душе ее боль и страдание.
Вообще Анне Виктории вместе с матерью и бабушкой Анной Фризен Мартенс (1886–1971) выпало тогда очень непростое время, в котором они перенесли много трудностей и лишений, скитаясь в поисках лучшей жизни буквально по всему Союзу. Осинники Кемеровской области, Новосибирск, Красноярск, Ташкент, Орловка (ныне Ак-Добо) Таласской области Кыргызской Республики, где Анна проучилась с первого по третий класс, а мать в этой же школе преподавала немецкий. И в этой школе, кстати, их до сих пор хорошо помнят, есть даже стенд с биографией Анны и ее фотографиями.
Здесь же в 1943 г. Ирма Мартенс вторично выходит замуж, но только уже за офицера Войска Польского Германа Бернера, который воевал в 1-й пехотной дивизии им. Костюшко и в битве под Ленино в октябре 1943 г. погиб.
Победу они встретили в казахстанском Джамбуле (ныне г. Тараз), после чего мать, как жена поляка, в 1946 г. всей семьей решает переехать на родину погибшего мужа в Польшу. Поселились они в Нова-Руде, где Ирма Мартенс-Бернер устраивается поденщицей и получает маленькую комнату на троих в коммунальной квартире, а 10-летняя Аня продолжает учебу уже в польской школе, и на одни только «пятерки». Кроме того, она обнаруживает дар к рисованию, мечтает поступить в школу изящных искусств, хотя мать предлагает ей «выбрать какую-то более практичную профессию, чтобы прокормить семью».
В 1949 г. семья поселяется во Вроцлаве, где Ирма продолжила работать преподавателем немецкого, а Анна по окончании школы Нова-Руды и Вроцлавского общеобразовательного лицея для работающих учеников поступает на геологический факультет Вроцлавского университета (1955–1961).
Именно там в 1960 г. она дебютирует на сцене студенческого театра «Каламбур», что становится началом ее профессиональной карьеры на эстраде. Неудивительно, что после окончания университета Анна Виктория выбирает профессию уже не геолога, а эстрадной певицы, блестяще сдает государственный экзамен тарификационной комиссии Министерства культуры и искусства и получает разрешение на профессиональную певческую деятельность. Так с целью заработка и карьерного роста она начинает гастролировать по небольшим городкам Польши с концертами, пока песни в ее исполнении не станут достаточно известными.
Вскоре ее как стипендиатку направляют на несколько месяцев в Рим, где она занимается исключительно вокалом, а вернувшись в Польшу, завоевывает первые награды.
На первом же Фестивале польской песни в Ополе ее «Танцующие Эвридики» приносят авторам К. Гертнер и Е. Жеменицкой гран-при. После чего Ю. Кшивка приглашает Анну в свою труппу, и она принимает участие уже в III Международном фестивале песни в Сопоте в 1963 г., где ее ждет первое признание – ІІ премия в категории польских исполнителей за песню Г. Клейне и Б. Брока «Так мне с этим плохо».
Далее в Ольштыне на Всепольском фестивале эстрадных коллективов она завоевывает первую награду солистов за итальянскую «Ave Maria no morro», выступает в ольштынской «Эстраде» с коллективом З. Хабовского, а на радиостанции Польского Радио в Ольштыне записывает пять новых композиций, в том числе и «Вернись в Сорренто».
Но триумфальный успех приходит к ней в 1964 г., на IV Международном песенном фестивале в Сопоте, где со своими «Танцующими Эвридиками» она завоевывает I место в категории польских и II место среди международных исполнителей. И, как покажет жизнь, «Эвридики» так до самого конца с Анной были неразрывны. И отнюдь не случайно, ибо Эвридика – это лесная нимфа, божество прекрасного в образе юной девушки. Анна Герман так на всю жизнь и осталась божеством прекрасного в памяти людской…
Анна Герман дебютирует в Москве и записывает первую большую пластинку «Танцующие Эвридики».
В следующем, 1965 г. ее вновь ждет удача в Ополе на III Фестивале польской песни, где за «Зацвету розой» К. Гертнер и Е. Миллера она в категории песни артистической получает I премию. На V Международном фестивале в Сопоте А. Герман завоевывает I приз за интерпретацию песни М. Сарта «Бал у Посейдона», а затем с триумфом выступает в бельгийском Остенде.
Выходит ее первый польский диск-гигант, она становится известной всей Европе, и в 1965 г. заключает трехлетний контракт с итальянской студией грампластинок CDI, включающий в себя запись пластинок и участие в различных фестивалях. В 1966 г. участвует в фестивале «Братиславская Лира» в Чехословакии, а в 1967 г. Анна Герман – первая польская певица, которая представляет Польшу на фестивале в Сан-Ремо. Чуть позже ее очередной колоссальный успех на ХV Фестивале Неаполитанской песни, где в качестве первой иностранной исполнительницы в Сорренто ей вручают премию «Oscar della simpatia», а в Каннах она получает награду «Мраморная пластинка» Международной ярмарки грампластинок «MIDEM». И еще гастроли – в Англии, США, Советском Союзе, Франции…
Однако именно на этом пике славы судьба послала ей жесточайшее испытание: находясь в Италии на гастролях, поздно ночью 27 августа 1967 г., когда она вместе с водителем возвращалась из Виареджо в гостиницу, недалеко от Милана, на горной автостраде «Солнце», произошла страшная автокатастрофа. Водитель, ведя машину со скоростью 160 км/час, заснул за рулем, машина врезалась в бетонное ограждение, а Анну через лобовое стекло выбросило так далеко, что поначалу ее никто и не заметил.
Получив сложные переломы позвоночника, обеих ног, левой руки и сотрясение мозга, она 12 дней не могла прийти в сознание. И тогда пошла жестокая борьба со смертью, а после тяжелых операций и долгих месяцев в гипсовом корсете – за выздоровление. Благодаря небывалой силе духа и кропотливым реабилитационным упражнениям, Анна вышла из борьбы победительницей.
Правда, сначала она могла только диктовать книгу-исповедь «Вернись в Сорренто?», затем, к 1969 г., начинает уже ходить по квартире. В Сочельник выступает по телевидению, ну а в 1970 г. возвращается на сцену.
И еще как! Ее сольный концерт в зале конгресса Дворца культуры и науки увенчался долгими, нескончаемыми овациями, а в издательстве «Искры» вышла в свет ее вышеупомянутая книга. На Фестивале польской песни она получает награду Председателя городского народного совета Ополе за песню «Может быть», и выходит «Золотой диск» с ее композициями на слова А. Новак «Человеческая судьба», «Веточка снов», «Спасибо, мама», «Так сильно хотела»… А год спустя – приз зрительских симпатий за «Четыре карты» на ее музыку, а слова Е. Фицовского. И снова концерты и фестивали в Ополе, Советской песни в Зеленой Гуре, солдатской песни – в Колобжеге…
Большие изменения в личной жизни: Анна Виктория выходит замуж за инженера Збигнева Тухольского. Они познакомились уже давно, еще в 1960 г., во Вроцлаве, и находились в гражданском браке. Но после того, как он так нежно и трепетно берег ее после катастрофы, они решили повенчаться. 27 ноября 1975 г. у них родился сын Збышек, Збигнев, ныне ученый.
Но воистину невероятный расцвет случился у Анны Герман все-таки на ее родине, в СССР, где фирма «Мелодия» сразу после катастрофы начала выпускать ее долгоиграющие грампластинки, первая из которых вышла в октябре 1968 г. (а всего было пять). А уж каковы были ее успехи сценические, не поддается описанию!
Весной 1972 г. Анна приезжает в Москву и записывает песню А. Пахмутовой и Н. Добронравова «Надежда», которая становится ее первой советской песней, исполненной после выздоровления. И одной из песен, самых любимых миллионами благодарных слушателей всего Союза.
Скольким людям «Надежда» стала спасением и верой в лучшее будущее, скольких она и сейчас спасает от тоски и одиночества, ободряет, дарит терпение, надежду, веру и мужество! И даже исцеляет. В Германии функционирует единственная в мире клиника – психотерапевтический центр, в котором с помощью песен в исполнении Анны Герман лечат людей от болезней.
Позднее в исполнении Анны мы слышали еще одну песню А. Пахмутовой «И меня пожалей». Но сколько еще было песен, и скольких советских авторов, которые ей с большой радостью предлагали, когда Анна приезжала в СССР, в том числе и с гастролями в 1974–1975 и 1979–1980 годах. Причем это были песни самой разной жанровой направленности и смысла, однако даже шуточные песни в ее голосе несли легкий, прозрачный налет печали. А уж в песнях про войну, тяжелую утрату или несчастную женскую судьбу Герман раскрывала весь свой драматический артистический дар, неподдельно и пронзительно показывая и безутешное горе, и глубокое отчаяние.
У Анны был голос лирико-колоратурного сопрано, необычного, прозрачного, высокого тембра, а уникальная манера исполнения производила впечатление неограниченности верхнего голосового регистра. Все исполняемые ею песни отличались большой теплотой, задушевностью, певучестью и мелодичностью. Ее везде встречали овациями, постоянно приглашали спеть на бис и забрасывали сцену тысячами цветов. Билеты на концерты распродавались заранее, записанные на «Мелодии» пластинки расходились миллионными тиражами.
Популярность Герман среди любителей лирической песни в Советском Союзе стала просто невероятной, достигла космических высот. Именно таким было и историческое выступление Анны в финале фестиваля «Песня года» в 1977 г., когда после исполнения песни В. Шаинского и М. Рябинина «Когда цвели сады» зрители устроили столь бурную и продолжительную овацию, что организаторам фестиваля пришлось выйти за жесткие рамки телевизионного эфира, и песня была исполнена «на бис» (редчайший случай в истории «Песен года»).
Большим успехом в ее исполнении пользовались и другие песни В. Шаинского: «А он мне нравится», «Любви негромкие слова», «Я помню все». А уж каким был успех песни Е. Птичкина и Р. Рождественского «Эхо любви» в фильме «Судьба» (1977), которая писалась именно для нее и ее исполнения! Да популярнее песни в конце 70-х – начале 80-х в СССР, наверное, просто и не было!
Исполняла Анна еще песню Е. Птичкина «Вы хотели мне что-то сказать», и песни самых лучших, самых авторитетных советских авторов. И это были и Я. Френкель («Снова ветка качнулась», «Снова мамин голос слышу»), и О. Фельцман («Двое»), и В. Добрынин («Белая черемуха», «Не забыть тот день»), и Р. Майоров («Ждите весну», «Далек тот день»), и Е. Мартынов («Я жду весну»), и А. Экимян в соавторстве Е. Долматовским («Случайность»).
Совершенно неподражаемо исполняла она и знаменитый романс «Гори, гори, моя звезда», и песни, которые до нее исполняли другие артисты: «Не спеши», «Колыбельная» и «Люблю тебя» А. Бабаджаняна; «Ночной разговор» М. Фрадкина; «Катюша» и «Колыбельная» М. Блантера.
Да, пусть эти песни имели и других исполнителей, но многие так и вошли в историю с Анной, и за все это, «За выдающиеся заслуги в развитии советского (именно советского! – Авт.) музыкального искусства» ей в 1980 г. в исключительном порядке было присвоено звание Народной артистки РСФСР. (Единственный случай, когда миновали «Заслуженную»).
И, наконец, в 1982 г. была записана ее последняя советская песня В. Левашова и В. Крутицкого «Последняя встреча». Песня горько-пророческая, ибо в конце 1970-х у Анны обнаруживают онкологическое заболевание – рак, первые признаки которого проявились в 1979 г. в Алма-Ате, где во время концерта певице внезапно становится плохо. Однако, несмотря на это, свои гастроли она продолжила; осенью 1980-го совершила еще и гастроли в Австралию, во время которых выступила практически во всех крупных городах континента.
Далее – больница. Ей делают несколько сложных операций, но спасти не могут. И в ночь на 26 августа 1982 г., через 15 лет после катастрофы в Италии, в военном госпитале в Варшаве от саркомы, во сне, тихо ушла величайшая певица XX века Анна Виктория Герман.
Ее похоронили на Кальвинистским (евангелическо-реформатском) кладбище в Варшаве. И вот с ее ухода минули уже десятилетия, и как же ее и о ней можно вспомнить? Да прежде всего так, что будто она и не уходила: ее так все помнят, любят и почитают. Помнят и гордятся, ибо Анна была полноправным символом советской эстрады, ее во всех уголках Советского Союза принимали как родную. Да и как не принимать, если она, в СССР родившись, была самой настоящей нашей соотечественницей! И даже после переселения в Польшу сумела сохранить в себе чувство любви к родному дому, как дочь своего народа – российских немцев.
Анна была искренним сторонником максимально тесных культурных связей между народами Польши и Советского Союза, ведь это ее первая и вторая родины – так уж случилось. Хотя поляки, еще тогда даже социалистические, относились к ней ревностно и не очень готовы были «простить» Анне, что многие свои лучшие песни она пела именно на русском языке и была очень популярна в СССР.
Анна Герман была символом радости, и вместе с ее голосом в наши дома всегда входила радость! Живая радость, и живая надежда на лучшее! Они и сейчас воскресают в наших сердцах, как только мы заслышим голос ее и представим себя на ее каком-нибудь незабываемом концерте, ибо она несла в себе огромную музыкальность, артистизм, большую теплоту и душевность созданного песенного образа. А как в этом образе она преображалась внешне!
По чисто фактурным данным назвать ее красавицей было бы не совсем верно: ну да, обаятельная, внутренне привлекательная, женственно-нежная, но, пожалуй, и всё. Но как только она входила в свой песенный образ – это была уже богиня! Богиня волшебной, хрустальной чистоты и совершенства, которые она дарила, несла в своей песне людям: «Просто слушайте меня – и берите, сколько хотите. Становитесь чище, добрее, нежнее друг к другу». И действительно, люди уходили с ее концертов какими-то, совершенно одухотворенными, внутренне просветленными, смотрели друг на друга какими-то совершенно другими глазами, точно снова знакомились. Но знакомились совершенно другими, светло очищенными.
Геннадий ТУРЕЦКИЙ
Как коверкает жизнь людей,капитализм.Когда эти алчные отбросы человечества,переформатируют ЧЕЛОВЕКА,превращая его в дикое агрессивное животное.В.И.Ленин и И.В.Сталин,создали на планете государство для жизни и расцвета каждого человека,а разные мутанты Горбачевы,Ельцины,Путины,Медведевы,опустили народ в ад ,деградации и самоуничтожения.