Федеральная служба по надзору в сфере природопользования направила владельцам затонувших в Черном море танкеров иски почти на 85 миллиардов рублей
Глава Росприродназора Светлана Радионова сообщила на заседании Правительственной комиссии о направлении в суд исков на сумму почти 85 миллиардов рублей. Вопросов к этой сумме много, особенно с учетом того, что еще не все последствия разлива мазута устранены. Также сложно сказать, каким образом был высчитан ущерб, нанесенный природе: погибли тысячи птиц, дельфинов и иных представителей фауны Черноморского побережья. Каким образом указанная сумма поможет восстановить экологическое состояние Черного моря? На этот вопрос у чиновников нет ответа.
«Иски направлены владельцам затонувших в Черном море танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», которые не компенсировали в добровольном порядке экологический ущерб, – сообщает сайт Росприроднадзора (rpn.gov.ru). – Общая сумма требований Росприроднадзора составила более 84,9 млрд рублей. (…) Сумма исчисленного вреда в отношении владельца танкера «Волгонефть-212» – ООО «Кама Шиппинг» и собственника судна – ООО «Каматрансойл» (солидарно) – составила 49 млрд 460 млн 085 тыс. 849 рублей. В отношении ЗАО «Волгатранснефть», который является собственником танкера «Волгонефть-239», сумма вреда, причиненного Черному морю, составила 35 млрд 483 млн 862 тыс. 830 рублей».
«Мы входим в судебный процесс, поскольку законные сроки для самостоятельного исполнения наших требований вышли», – отметила глава Росприроднадзора Светлана Радионова.
Сколько будет длиться этот процесс и чем в итоге закончится, сказать сложно. Указанные компании не признают своей вины, более того, в силу размера их доходов выполнение требований федеральной службы выглядит маловероятным. Напомним, представитель ответчика в ходе судебного разбирательства в феврале этого года прокомментировала Интерфаксу (https://www.interfax.ru/russia/1010224) позицию владельцев одного из танкеров: «5 декабря судно было поставлено в караван и вышло в Черное море по вызову судна-накопителя. Судно вышло в Черное море, погода была прекрасная до 14 числа. Мы пришли на разгрузку, а нас опять не приняли, потому что судно-накопитель оказалось не готово принять груз. Позже произошла авария. Мы полагаем, что всю вину возлагать на судовладельца в данной ситуации не совсем корректно, потому что, во-первых, 5 декабря судно выпускалось по указанию капитана порта Кавказ. Был разрешен переход в составе каравана, а после перехода через Керченский пролив судно, не разгрузившись, уже не могло вернуться обратно в Азовское море ни при каких обстоятельствах».
Отметим, что в результате разлива мазута в декабре прошлого года режим ЧП был введен во многих населенных пунктах Черноморского побережья. Разливы мазута фиксировались не только в Краснодарском крае, но и на береговой черте Крыма. Погибли тысячи птиц, дельфинов, рыб и других представителей животного мира. Тысячи волонтеров со всей страны съехались на побережье, пытаясь убрать сгустки мазута с берегов моря. Волонтеры спасали птиц и других животных, которые, вымазавшись в этой смеси, фактически были обречены на смерть. Несмотря на все эти усилия, выбросы мазута в меньших объемах продолжаются до сих пор, и специалисты считают, что с потеплением этот процесс будет усиливаться. Также на дне остается немало мазута в одном из танкеров, и спасатели решают, каким образом его можно извлечь оттуда, не нанеся урон природе.
Хотелось бы сказать несколько слов об ответственности. В социальных сетях масса постов, посвященных расследованию Росприродназора и ответственности владельцев судна. Многие пользователи считают, что истинный виновник трагедии так и не найден. Запрос депутатов фракции КПРФ Госдумы ФС РФ, в котором было заявлено требование озвучить «причины и мотивы выхода в рейс» потерпевших аварию танкеров, а также запрос информации о собственниках этих судов, был отклонен – против проголосовала партия власти…
Остается надеяться на то, что случившаяся катастрофа заставит чиновников пересмотреть как правила эксплуатации танкеров, перевозящих опасные для экологии грузы, так и режим их плавания. Это необходимо для того, чтобы в будущем подобные трагедии не повторялись, так как последствия таких катастроф для природы нельзя оценить никакими миллиардами.
Александр КУЗНЕЦОВ
Источник: сайт Росприроднадзора (rpn.gov.ru)