Со всеми автокефальщиками и их поводырем Варфоломеем счастливо обнимался, подписывал какие-то бумаги, и даже церковь Андреевскую, с «плеча своего», президентского, в пользование Константинополю великодушно «подарил». И, казалось, вот-вот будет оглушительный, «вселенский» успех, до которого остается преодолеть сущие мелочи. И 13 декабря, в день памяти апостола Андрея, прилетит самый лучший друг всех украинцев Варфоломей. Ура! Виват! Ну а мелочи…
До 22 ноября собрать Объединительный собор новой объединенной Украинской православной церкви. Избрать ее главу и доложить обо всем Варфоломею. А там, в Стамбуле, 29 ноября соберется синод Константинопольского патриархата и примет тот самый долгожданный Томос. Где к полному самоназванию Варфоломея будет присоединен титул «архиепископ Киевский», и он, с такими титулами, прилетит в Киев вручать ту самую Грамоту вновь избранному главе. Для встречи Вселенского хозяина готовиться стал не только Андреевский собор, но и Верхняя лавра – часть комплекса зданий Киево-Печерской лавры, которая является музеем и не принадлежит монастырю УПЦ МП. Замыслено здесь подворье как экзархов (руководящих посланников) Константинопольского патриархата, так и самого патриарха, и полным ходом развернулась реставрация надвратной Троицкой церкви Лавры для торжественной встречи Варфоломея. Он под всеобщее ликование толпы у Андреевской церкви провел бы торжественную службу и под «бурную овацию» вручил Главе УПЦ ту самую Грамоту – Томос. И всё. Ликующий финал – гремят фанфары!
Однако по мере приближения этого самого замысленного Собора стали происходить крайне нежелательные для Петро П. события. Во-первых, под давлением, в том числе Константинополя, оба нынешних главы непризнанных УПЦ КП (Украинской православной церкви Киевского патриархата) и УАПЦ (Украинской автокефальной православной церкви в трех западных областях) вынужденно отказались от посягательств на главенство. УПЦ КП – это 5114 общин, 3784 храма (в том числе и захваченных), 3640 священнослужителей, 41 правящий и викарный архиерей (в число которых входят митрополиты и епископы) при числе верующих порядка 6 миллионов. УАПЦ – 1195 общин, 868 храмов, 693 священнослужителя, 14 правящих и викарных архиереев при числе верующих менее 1 миллиона. Избравший себя патриархом Киевским и всея Руси-Украины Филарет (Денисенко) отказался: стар, мол (родился 23 января 1929 г.) и слишком националистичен. Отказался при условиях, что Собор должен его признать «почетным патриархом» новой церкви, закрепить пост главы ее Священного синода, а предстоятелем должен стать патриарший наместник – митрополит Епифаний, «митрополит Тернопольский и Подольский» Макарий (Малетич). И оба этих лица недавно отписали об этом Варфоломею.
В связи с чем, во-первых, выдвигать от этих непризнанных стало пока некого, а во-вторых, в таких условиях Петро П. замыслил приблизить и УПЦ МП, чтобы выдвинуть «своего человека» – митрополита Винницкого и Барского Симеона. Но при этом надо как-то выходить на переговоры с УПЦ МП под водительством митрополита Онуфрия (Березовского), структурой самой большой и всеми признанной. 12 064 действующих зарегистрированных религиозных общины, 11 392 культовых сооружения, 10 424 священнослужителя, 90 правящих и викарных архиереев при числе верующих около 11 миллионов. И потому, очевидно, сам считающий себя предстоятелем Украины Варфоломей лично подписал каждому из 90 архиереев УПЦ МП приглашение на «объединительный собор», предупреждая, что неявка грозит наказанием вплоть до лишения сана. Однако на «несчастливое» 13 ноября выпали все неудачи пана Петро П.
Ну, во-первых, касательно каких-то встреч с так называемыми присланными Варфоломеем экзархами – архиепископом Памфилийским Даниилом из США и епископом Эдмонтонским Иларионом из Канады. Так вот, еще с 7 сентября, по прибытии, обоим сразу было отказано в каких-либо встречах с запретом даже въезда на канонические территории, и потому 13 ноября их туда, конечно же, не пустили. О чем узнаёт ехавший с натугой на встречу Порошенко. С натугой потому, что встретиться мыслил в «Украинском доме», но уступить вынужден был категорическому условию УПЦ МП, что только на территории Киево-Печерской лавры в 14.00. А встреча ему была нужна, чтобы оказать какое-то давление на епископов, которых как минимум девять десятков. Склонить, если получится, кого-то на участие в «объединительном соборе». И уж как минимум попытаться обеспечить поддержку своему ставленнику Симеону.
Но, кроме отказа от встречи с экзархами, узнает, что собирать там Собор в полном составе из 90 епископов невозможно: не смогли по объективным причинам приехать четверо, и трое – по причинам предательства, и даже тот самый Симеон, сославшись на поездку в больницу.
Озлобленный Петро П. вертается назад, а в актовом зале Свято-Успенской Киево-Печерской лавры в 15.00 открывается Собор под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия и громогласно объявляется, что «Собор епископов Украинской православной церкви считает, что решения Священного Синода Константинопольского патриархата от 11 октября 2018 г. относительно украинского церковного вопроса являются недействительными и такими, что не имеют никакой канонической силы. Решение об установлении юрисдикции Константинопольского патриархата на территории Украины является следствием спекулятивной трактовки церковной истории. Процесс предоставления так называемого Томоса об автокефалии является искусственным, навязанным извне, не отражает внутренней церковной необходимости, не принесет реального церковного единства, углубит разделение и усилит конфликты среди народа Украины. Приняв антиканонические решения, признав раскольников в сущем сане, Константинопольский патриархат, согласно церковным правилам, сам встал на путь раскола», в связи с чем «евхаристическое (совместного служения) общение Украинской православной церкви с Константинопольским патриархатом в настоящее время невозможно и прекращается. Вовлечение епископата, духовенства и мирян УПЦ МП в формирование автокефальной украинской церкви невозможно; клирики должны прекратить евхаристическое общение со священнослужителями Константинопольского патриархата, а миряне – участие в таинствах в храмах».
Таково пока поражение Порошенко П., который на ночь глядя, экстренно, в «Украинский дом» вызвал ту самую ренегатскую троицу, подобную, наверное, той, которая была когда-то: Трус, Балбес и Бывалый. Причем Симеона вызвал даже из больницы. Встреча под охраной национальной гвардии состоялась за закрытыми дверями, в 21.00 было объявлено, что «УПЦ МП сорвать процесс получения автокефалии все равно не сможет», но разорвать пока связь с «пуповиной Московской», чтобы «Геть вiд Москви», у Петро, раскольников УПЦ КП и Варфоломея в Стамбуле получается плохо. Томос сорван, и приходится признавать поражение. Так что крестовый поход нехристя Петра отменяется?