ДЕЛЕЖ БЮДЖЕТА-2019

Так у нас происходит из года в год, начиная с двухтысячных. Эту традицию внедрил Кудрин по указке МВФ, и она остается незыблемой для российского руководства. Расходная часть бюджета-2019 увеличена почти на 3 триллиона по сравнению с предыдущими годами. Но это не за счет каких-то прорывов, это результат пенсионной реформы, у пенсионеров отобрали – в бюджет положили. И как же поделили подросшую казну?
Думская оппозиция очень надеялась, что удастся, наконец, достойно профинансировать производственную и социальную сферу, для которых у Минфина никогда не находилось денег. А в этот раз президент лично обозначил приоритеты: нацпроекты «Демография», «Образование», «Жилье и городская среда», «Производительность и поддержка занятости», «Качественные дороги», «Малое и среднее предпринимательство», «Село», «Наука»…
Однако Минфин разверстал финансовый план так, как сам счел нужным. Снова многомиллиардные вливания получили банки, чтобы выдавать кредиты под солидные проценты производственникам и аграриям, хорошую подпитку получил «Росагролизинг», чтобы одалживать технику сельчанам за оплату, солидные вливания получили неподотчетные никому госкорпорации, значительные средства заложены на организацию и проведение международных спортивных соревнований, чтобы, как отмечали единороссы, «получить такой же импульс, как от чемпионата по футболу». И снова деньги пойдут не на развитие, не на социальную поддержку граждан, а в карманы банкирам на прокрутку по формуле «деньги делают деньги», государственным рантье и им подобным. На кричащие потребности снова брошены копейки.
Не согласившись с предложенным распределением средств, оппозиционные фракции попытались изменить минфиновский «стандарт», внеся 676 поправок. Что-то из этих предложений было учтено комитетом по бюджету, но концепция размазывания финансовых крох по острейшим социально-экономическим направлениям осталась прежней. Поэтому в ходе заседания депутаты от КПРФ, ЛДПР и «СправРоссии» вынесли на отдельное голосование свыше 100 поправок. «Расправлялся» с ними единоросс, председатель бюджетного комитета, адвокат по профессии Андрей Макаров.
Первая проблема, на которую указал Алексей Корниенко (КПРФ), а правительство ее практически игнорирует, – это жилье для сирот. Государство обязано по закону каждому выпускнику детского дома предоставить жилье. А минфиновские гобсеки выделяют для этого всего 5–7 млрд рублей на год. Это всего несколько десятков квартир, тогда как ежегодно число сирот, нуждающихся в жилье, увеличивается в среднем на 10 тыс. человек. На сегодня ждут своего угла более 160 тыс. девушек и юношей в возрасте 18 лет и старше. Они и так обездолены, у них нет семейной опоры, они могут надеяться только на государство, а оно отворачивается от них. И ютятся молодые люди по подвалам, подворотням, нередко становясь добычей криминала. Коммунист потребовал увеличить финансирование строительства или покупки жилья сиротам. 
Макаров: тут требуются большие суммы, мы их не видим в бюджете. 
Почему ж не видите, господа единороссы? Зачем же тогда приоритетный нацпроект «Демография»? Речь ведь о молодых перспективных людях, которым нужны работа, жилье, нормальная человеческая жизнь. Почему макаровы-силуановы лишают их будущего? 
Следующая поправка от коммунистов тоже касалась «Демографии». Сколько было шума о материнском капитале. Это существенная помощь молодым семьям. Так почему ж ее с 2015 года перестали индексировать? На текущий момент маткапитал составляет 453 026 рублей и до 1 января 2020 года он ни на копейку не увеличится, хотя инфляция уже значительно обесценила эти средства. Молодые семьи используют их при оплате ипотеки или лечении детей. Но цены везде растут, а маткапитал дешевеет. Что ж это за помощь государства? Неужели невозможно проявить честность к семьям с детьми и восстановить ценность этой поддержки?
Единороссовский адвокат многократно подчеркивал, что на «Демографию» больше всего выделено денег – аж полтора триллиона рублей. Только их едва хватит на то, чтобы построить ясли для самых маленьких. В 90-е реформаторы ликвидировали эти детские учреждения как нерыночное излишество. Теперь поняли, что ясли нужны и бросились в авральном порядке их строить. Сколько будет длиться строительство, как и кем будут осваиваться такие грандиозные средства – неизвестно. Если бы всё четко было рассчитано, то денег хватило бы и на индексацию маткапитала, и на увеличение расходов, и на жилье для сирот, и на ясли. Но расчетами никто не утруждается. Чем больше непонятностей, тем выгоднее?…
Между тем, как заметила Вера Ганзя (КПРФ), «пособие по уходу за маленьким ребенком остается на позорном уровне – от 50 до 300 рублей в месяц в зависимости от региона. И в нацпроекте ничего не предусмотрено для увеличения этих выплат. А в них крайне нуждаются молодые семьи, особенно мамы-одиночки. КПРФ неоднократно вносила законопроект об увеличении этих пособий… Найдите средства, коллеги!»
Макаров: сначала закон примите, потом будем искать средства… Но как принять закон, если «Единая Россия» отвергает эту инициативу? Тупик! Вот и внесенные поправки думское большинство отказывается принимать. Голосуют «за» только коммунисты, справроссы и жириновцы, а ЕдРо даже к кнопкам не прикасается. Они – не за народ, не за страну, не за «Демографию», а за Минфин, это ведомство их главный приоритет. 
Галина Хованская («СправРоссия») напомнила партии власти и Силуанову, что есть у нас в стране такая уважаемая категория граждан, как Герои Социалистического Труда. С каждым годом их всё меньше, осталось всего 165 человек, а им почти 10 лет не индексируют выплаты за высокое звание. «И в этом бюджете на Героев не заложено ни копейки, – возмущалась Хованская, – а требуется всего-то 4 млн 120 тыс. рублей. Ну совесть-то надо иметь перед людьми заслуженными…».
Совести у единороссов не оказалось. «Нет закона об индексации, мы не можем выделить средства», – бесстрастно толковал свое адвокат. Хотя отлично знал, что соответствующий законопроект три года назад внесен, но его единопартийное большинство отказывается принимать. И тут уж не только о совести надо говорить, но и о человеческой чести. Эти качества у партии Медведева–Путина отсутствуют. 
Хованская ставит на голосование поправку о 4 млн 120 тыс. рублей для Героев. Три фракции меньшинства – за, ЕдРо – не голосует. Героям, строившим те предприятия, которые захватили приватизаторы, отказано в достойных выплатах за заслуги.
Хованская повторно поднимает вопрос о жилье для детей-сирот. И снова ЕдРо отказывает.
Хованская настаивает на увеличении ассигнований для переселения граждан из аварийного жилья, из вагончиков-времянок, непригодных для жизни. ЕдРо отказывает. Адвокат одобряет скупость Минфина, машет руками, стоя за трибуной, изощряется в выражениях.
А коммунисты продолжают… Ольга Алимова (КПРФ) заявила, что выделенных средств на строительство школ недостаточно. «Всего 3 млрд рублей заложено на создание новых мест в сельской местности. Дождется ли село Тепловка Новобурасского района Саратовской области новой школы? 20 лет ждет…». Алимова потребовала увеличить на 25 млрд рублей затраты на школы. Она подсчитала, что выделенных в бюджете денег хватит только на то, чтобы в каждом из 85 регионов РФ построить полторы школы. «Двигаясь такими темпами, мы не обеспечим к 2024 году глобальную конкурентоспособность российского образования», – подчеркнула депутат.
Но аргументация Алимовой была бесполезна. Единороссы не захотели увеличить затраты на школы. Их не впечатлила даже озвученная статистика: в 2676 школах РФ нет водопровода и туалета, 6 тыс. школ требуют капремонта, в 7 тыс. школ нет даже понятия о тревожной кнопке. Приоритетный нацпроект «Образование» требует устранения всех этих проблем, чтобы все школы были готовы учить детей на самом высоком современном уровне. Но «Образование» не авторитет для ЕдРа.
Фракция большинства не отреагировала на предложение Николая Коломейцева (КПРФ) напрямую профинансировать сельскохозяйственное машиностроение, минуя посреднические структуры. «Единая Россия» отказалась поддержать переезд северян-пенсионеров из Крайнего Севера на материк, увеличить объем средств на развитие малой авиации, которая остается единственной ниточкой связи с Большой землей для жителей отдаленных сибирских и северных поселений. 
Отказ ЕдРа прислушаться к предложениям оппозиции никого в Думе уже не удивляет. Не только адвокат Макаров, а вся фракция большинства сидит в парламенте для того, чтобы обеспечить властям РФ уверенность в том, что проводимой ими политике ничего не угрожает, что ни один рубль не будет потрачен на общество без участия рыночных посредников, банкиров с грабительскими процентами и прочими корпорациями. 
20 ноября бюджет на 2019 и последующие 2020 и 2021 годы будет проголосован фракцией большинства в третьем чтении. КПРФ не поддерживает финансовый закон, который не дает стране шансов на развитие. 

Другие материалы номера